понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 6

Водный звук L (Л) и воздушный звук R (Р),
которые также называют звуком волнообразным и звуком вибрирующим (дрожащим, Zitterlaut), появляются в языке там, где "в слышимом звуке должно быть явно обозначено чувство" (282/90). Они требуются нам, когда мы хотим выразить "в самом себе подвижное" ("In sich bewegte"), (279/132), как при словах Larm, lernen, lerche, larve или rollen, Rille, Roller. Если L стоит сперва, а затем - R, то тем самым выражено, что некое движение, которое началось медленно, затем становится быстрее. Обратный порядок выражает замедление движения. Еще пример слов, выражающих эту "в самом себе подвижность": Rad, Rund, Rede. Р.Штейнер называет также слово raten (советовать): некий поворот и перемена суждения (279/133). При повороте также возникает R-R-R. Слово Irre (ошибка) говорит нам, что нечто поворачивается, оставаясь в себе, не выбираясь из себя. Оба R в слове irre будут закрыты от обоих звуков нервного I и Е. Нервный поток, который благодаря I проводится наружу, звук Е будет направлять внутрь человека.
Звук L (Л),
соответствующий в языке водной стихии (282/347), тянется к земному элементу. При большой влажности, когда воздух насыщен поднявшейся над землей водой, все кажется ближе. Четко очерчены горы, деревья и дома ясно различимы, все формы выступают резче. Все оказывается как бы на расстоянии вытянутой руки. И только когда светлеет и вода превращается в пар и поднимается вверх, контуры становятся размытыми. Покуда элемент воды остается тяжелым, ощущается привязанность, тяга к земному элементу и проступают контуры форм физических предметов.
С L связан дух, который пронизывает собою, формирует материю. Природа дает нам прекрасные примеры. Благодаря силам воды любой камень теряет в потоке угловатую форму и приобретает ту, которую принимает в свободном стремлении и сама вода, - форму капель или шарообразную. В древних мистериях звук L рассматривался как особенный, волшебный звук, "ибо когда нечто принимает форму, то это делается под властью L" (279/87). О нем можно сказать: "L - это творческая, созидающая, оживляющая сила во всех вещах и существах, которая претворяет, преосуществляет материю" (279/69). "LL - такой многократный звук L - Дух, который пронизывает и преображает материю." (282/36).
Подобно тому, как вода пробуждает в природе жизнь - вспомните оазисы в пустыне!- звук L является тем звуком в языке, который пробуждает жизненные процессы в эфирном теле. Благодаря L мы переживаем силу внутреннего порыва и силу внутренних образов и картин. Формирующая сила звука L овладевает земными веществами, превращает и претворяет их. При этом могут возникнуть новые облики. Те же процессы мы обнаруживаем во всем, что касается питания человеческого организма. Сила, из которой создано L, помогает превращению природных субстанций в человеческие. L - волшебный звук. В речи этот волшебный звук применяется с терапевтической целью там, где необходимо воздействовать на "жидкостную организацию" человека, (его жидкостный организм), в котором и разворачивает свою деятельность "тело образующих сил".
При этом можно наблюдать очень интересные вещи. Звук L давали произносить пациентам, у которых по причине недостатка слюны имелась сухость во рту, а из-за этого - затруднения при еде и в речи. L(Л) - если оно действительно правильно выговаривается - несет в себе вокальный нюанс звука I(И) (282/650). К этому процессу испытывает интерес Я человека, ибо I(И) может ощущаться и чувствоваться как что-то, "что наделяет нас нашим собственным существованием из внешнего мира" (277/392). Было удивительно, что у некоторых пациентов благодаря этому снова наладилось слюноотделение, в то время как у этих же пациентов при произнесении последовательного ряда слов со звуком R(Р) (а именно, когда им давали произносить только нёбное R(Р)) возникала сухость во рту и даже приступы кашля вследствие этой сухости. Воздух высушивает влажное, забирает с собой воду.
Так обнаруживает себя в занятиях с пациентами некая часть существа этих звуков. Еще примеры высказываний относительно звука L: "Некоторым полезно становиться самим как бы этим звуком" (282/89). "Если мы по-настоящему ощущаем L, то тем самым мы плывем, купаемся в жизненном элементе" (284/89). Или еще: "если человек немного проголодался и проговаривает L действительно протяжно и действительно четко, это может его почти насытить. L ощущается как нечто такое реальное, как будто вы едите клецки и одну, особенно вкусную и не твердую, а мягкую, вам удается к полному своему удовольствию рассосать на языке" (279/69).
Эти сравнения могут помочь вжиться в существо L. Тогда можно понять, что эфирное тело в звуке L оживляется, наполняется, "вздувается", обретает новый облик и форму; что благодаря правильному произнесению L может действительно начаться процесс слюноотделения. И если эфирное тело здоровым образом соотносится с другими сущностными оболочками человека, тогда речь будет живой, "увлажненной". Если слова выговариваются "сухо", в этом нет жизни. Если речь полна жизни, полна с избытком, тогда она бьет ключом.
Астральное тело, напротив, имеет тенденцию к выслушиванию.
Чтобы получалось раскатистое нёбное R(Р), должно быть правильное соотношение астрального тела с эфирным. При воздушном звуке R(Р) можно совершенно явственно почувствовать, что дыхание становится более интенсивным, воздух как бы "прокатывается", вибрирует, "крутится колесом".
Нёбный язычок, кончик языка или губы - в зависимости от того, где прокатывается R(Р), - вибрируют как полощущаяся на ветру ткань, как пшеничное поле, которое колышется под ветром, забирающим влагу, жизнь, эфирное. Здесь вода соединяется с воздухом, эфирное с астральным, и тем самым в слово также вдыхается жизнь. В R душа стремится подражать процессу "внутреннего возбуждения, взвихренности, взволнованности" (280/214), - как в словах: erregen(волноваться, возбуждаться), retten (спасать), raufen (выдергивать, рвать), rufen(кричать, звать). В слове Ruf (призыв) мы чувствуем благодаря R движение воздуха. F(Ф) захватывает это движение и несет его дальше, входя и проникая внутрь чего-то. Когда мы слышим некий клич, призыв (Ruf), то ощущаем, как он пронизывает нас. Как-то по-особому затрагивает нас зов, раздающийся в тишине природы. Мы слышим зов и пробуждаемся. Зрение и слух напрягаются, человек может так сильно пробудиться, собраться, что у него даже пульс меняется, сердце начинает биться сильнее. И это переживание как нельзя лучше выражается пугающим звуком U(У), звуком, при котором наше астральное тело и наше Я сильнее соединяются с эфирным и физическим телом" (282/70). Насколько же веселее будет это звучать, если, к примеру, вместо U(У) поставить сам по себе радостный звук I(И)Er rief mich (он звал меня).
"Человек чувствует вибрирующий звук R(Р); чувствительные люди ощущают его в руках вплоть до кистей рук. Если произносить R(Р) и при этом стараться удерживать в покое именно руки, то они начинают зудеть. Это нельзя рассматривать как болезнь, этот зуд - совершенно нормальная реакция чувствительного человека на воздействие, именно на частое воздействие, произнесенного звука R(Р). Итак R(Р) - это чувство в руках.
Напротив, L(Л) человек обычно переживает, чувствует в ногах. L(Л) - это нечто такое, что действительно можно почувствовать в ногах, когда кто-то другой этот звук произносит. Итак L(Л) - тоже чувство, но чувство в ногах" (282/89).
Эти данные подтверждаются сообщениями больных, у которых вследствие операции или облучения существует застой жидкости в руках. При интенсивном произнесении R(Р) эти люди ощущают различные проявления тепла, зуд вплоть до болевых ощущений. Опухание (отёк) после этого уменьшается и затем наступает хорошее самочувствие, которое может длиться несколько часов.
R(Р) - единственный звук, который можно произносить в трех местах: на нёбе, кончиком языка и с помощью губ. "В R(Р) человек становится совершенно необузданным, выходит из себя; R(Р) может катиться повсюду, при R(Р) человек всегда находится вне себя..." (280/59). Есть два упражнения, данные Рудольфом Штейнером, в которых могут прорабатываться эти три R(Р).
Как могут применяться эти три R(Р) в терапии? "Колыхания, вибрации губного R(Р) сильнее всего переживаются в области шеи и в верхней части груди. Языковое R(Р) чувствуется очень сильно во всей голове. При этом вибрируют даже веки глаз. Таки упражнения нельзя долго делать подряд. Это разрушительно действует на мозг (сотрясает его) и человек может перестать разумно соображать. Но если не переходить границы (делать упражнения с легкостью, эскизно), после этого звука чувствуешь себя как бы свежим и помолодевшим. Нёбное R(Р) по большей части действует на человека в целом.
Коль скоро этот звук вызывает столь сильное движение в коже, и в лежащих ближе к поверхности тела органах (в железах, в мозгу), то напрашивается вывод - предписывать этот звук там, где есть необходимость некоего воздействия движения, что встречается при рубцевании или же после облучения, когда кожа становится безжизненной и неподвижной, или для пациентов после операции на мозге. У людей, перенесших мозговые операции, когда им предлагали упражнения с энергичным произнесением языкового R(Р), появлялись болезненные ощущения в оперированном месте мозга. Точно так же боль появлялась при произнесении звука S(С). Одна пациентка с прогрессирующим раком молочной железы, с ампутированной правой рукой и областью плеча, в момент произнесения интенсивного губного R(Р) ощутила сильную боль в оперированном месте.
Однако после упражнений у пациентов были приятные, положительные ощущения, поскольку они чувствовали, что речь их затронула, пронизала.
Два упражнения для обучения трём различным R(Р):
Bei meiner Waffe
Sie Vieh schieden
Nur erlag inger ich
Ich ringe Groll
Rind war beim Baum
Ich ringe gross Schaf
Voll Rind nieder beim Weih
Bei seinem Gartenture sass er
Er hat dir geraten
Befolge nur aufs beste
Recht von Herzen gut
Sowie du nur gerade vermagst
Rechten Rat.
"Воздушный человек" (т.е. воздушный организм человека) посредством этого звука, произносимого в трех различных областях, пробуждается должным образом. В переживании этого тройного R(Р) нам становится понятным такое высказывание Р.Штейнера: "Физический человек покоряется воздушным человеком и тот может его использовать, не приковываясь к нему" (281/58). Астральное тело господствует над физическим. Как воздух во всем следует за теплом, так наше астральное тело следует за нашим Я, и оба могут подчинять физическое тело, не приковываясь к нему. Таким образом намеренно пронизанные волей движения могут проникать в своем действии вплоть до физического тела. Рудольф Штейнер говорит нам, насколько сильно проникает R(Р) при верном его произнесении: "Если человек сознательно начинает энергично делать R(Р), то он может высвободить из астрального такие силы души, которые другим способом активизировать трудно".
Можно понаблюдать за действием R(Р) в связи с пищеварением. Некоторые пациенты спрашивали, не было ли связано определенное улучшение, оживление пищеварения с тем, что они упражнялись со звуком R(Р). Р.Штейнер обращает наше внимание на то, что "дети, которые почти не могут выговорить R(Р), эти ужасно картавые дети, ... всегда предрасположены (Kandidaten) наряду с этим и к жесткой телесности" (315/59). Эти слова "наряду с этим" говорят о том, что когда человек учится произносить R(Р), то телесная жесткость может исчезать, если только она не является проявлением других болезней. Упражнения лечебной эвритмии будут действовать непосредственно на эфирное тело, в то время как речь действует на эфирное тело через дыхание. Позднее мы будем говорить о том, каким образом из-за тех или иных заболеваний или наследственности дефекты определенных звуков в речи могут привести к нарушениям развития.
Эти примеры показывают нам, насколько тесно связаны звуки речи с сущностными оболочками человека, с нашими органами и функциями, а также какая сила нам дана в них, если мы их правильно переживаем, правильно пользуемся ими и верно произносим.
В самом начале мы упомянули о некотором движении, которое начинается медленно и становится все быстрее, движении, которое выражается посредством последовательности Л и Р, а также об обратном движении, быстро замедляющемся, которое начинается с Р и затем переходит в Л. Итак, читаем следующий раздел:
Как воздействуют на человека последовательности R-L и L-R и как ими пользоваться в терапии?
Если Р стоит в начале, то оно вызывает возбуждение астрального тела. Это, в свою очередь, дает дальнейшее движение эфирному телу, по мере того как произносится Л. Эфирное тело, благодаря Р будет как бы "взбито" и от этого его соки придут в движение. Астральное тело погружается в эфирное тело, передает ему свое движение, и это действует в свою очередь успокаивающе на астральное тело. "Земными" звуками, которые за этим последуют, можно будет придать несколько "вне-себя-пребывающей" душе опору, твердость, оболочку. Это подобно тому, как воздух волнует воду, которая устремляется к земному элементу и с одной стороны благодаря "оболочке", т.е. руслу реки, удерживается в определенной форме, однако с другой стороны также оказывает на нее воздействие.
Если Р встречается нам, повторяясь в таком сочетании с другими согласными и гласными, о котором мы говорили, то тем самым могут быть повышены силы астрального тела и Я. И поскольку эта развивающаяся благодаря звукам сила должна передаваться дальше, к более низшим оболочкам человека, а не оставаться замкнутой в себе, то в таком упражнении будет дальше стоять "водный звук" Л и подходящие "земные звуки". Эфирное, действующее в Л, воспринимает движение и расчленяет его, т.е. распределяет в низших оболочках человека и строит определенную форму в физическом теле посредством своей формирующей силы. Звук М создает равновесие и приводит высшие и низшие члены в гармонию. Такое упражнение может дать определенную трезвенность, силу и упорядоченность, вносило бы гармонию. Упражнение на Р-Л-М является своего рода праобразом того, как астральное тело укрепляется и вступает в некоторое уравновешивающее отношение к другим сущностным членам человека.
Richtig recht rechnen
richtet ruhige Rippen
rastsol zurecht.
Leben liebt Lehre
Lehre liebt Leben.
Mut machen mir
mutige Menschenmassen.
Воздействие, к которому мы стремимся, направлено на взаимодействие обоих звуков - Л и Р - друг с другом. И как в случае с воздухом, который колышет воду, вода приходит в движение, так в отношении строения человека это означает, что астральное тело возбуждает (стимулирует) эфирное, в том смысле как, скажем, дыхание стимулирует кровообращение.
Если вслед за единичным импульсом, однократным Р следуют повторяющиеся, "волновые" и "земные" звуки речи, т.е. речь протекает после Р как бы в набегаемых волнах (stoss-wellig), тогда может наступить желаемое успокоение. Так мы можем взять и успокоить какого-нибудь сангвиника посредством этого земного-водного элемента в повторяющихся "набегах волн", или же поостудить вспыльчивого человека.
Если же Л стоит впереди, а Р - следом за ним, то это подобно тому, как если бы вода, до тех пор текучая, стала превращаться в пар, улетучиваться, разреживаться. Перенеся это на образ человека, мы можем сказать, что первоначально текучее Л соответствовало бы флегматику с его медлительно-инертным характером; будучи переведен затем посредством Р в элемент воздуха, он внутренне оживляется. Во флегматический элемент вносится сангвиническая подвижность.
Наилучшие примеры мы находим в речевых упражнениях, данных Р.Штейнером. Эти упражнения, если смотреть на них с точки зрения звука, представляют из себя художественное произведение, они творчески созданы, а вовсе не измышлены произвольно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий