понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 2

ВВЕДЕНИЕ
В этой книге мы попытаемся придти к пониманию того, что искусство речи может исцелять. Наша попытка - лишь одна из возможностей; есть, разумеется, и другие возможности придти к такому пониманию. В работах Рудольфа Штейнера есть гораздо больше указаний на целительное воздействие искусства речи, чем может показаться на первый взгляд. В нашей книге собраны выдержки из его работ, относящиеся к этой задаче. Книга не претендует на абсолютную полноту, но может, вероятно, стать основой для дальнейших разработок.
Для речевой терапии существует некая предпосылка: основой ее является Искусство формирования речи (Sprachgestaltung), разработанное именно как вид искусства. Речь, построенная как художественное произведение, может сама по себе действовать целительно и оказывать на человека благотворное и животворящее воздействие, как это делает всякое настоящее искусство на свой лад. Это как пребывание в природе: божественная свободная природа сама по себе оживляет и обновляет человека (на этом и основывается врачующее действие климатических курортов). При тяжелых заболеваниях, однако, природа в целом уже не помогает, надо выбирать специфические действенные принципы. Минералы и растения приходится перерабатывать в лекарства. В каждой арт-терапии происходит то же самое.
В речи есть специфические по своей природе группы звуков, действующие на определенные органы и области организма человека. Эти группы звуков надо применять целенаправленно, и для этого прежде всего необходим "пригодный к использованию" исходный диагноз. Этот диагноз ставит врач на основании объективных показаний. Ставит так, чтобы арт-терапевт мог затем строить соответствующее лечение. То, что может терапевт предложить врачу из множества имеющихся возможностей, должно разрабатываться в ходе обсуждений терапии.
Когда в данной работе мы говорим о звуках и их воздействии на человека, мы не имеем в виду, что надо использовать лишь отдельные звуки сами по себе. Мы стремимся пробудить способность более глубокого проникновения и охвата звуков речи вообще, - чтобы упражнения, данные Р.Штейнером, можно было понимать в их воздействии на человека в целом; чтобы исходя из понимания звука речи терапевт мог подобрать для пациента соответствующие изречения и стихотворения или мог написать их сам, как это уже практиковалось в педагогике со времен Рудольфа Штейнера. Такие изречения слагал Хайнц Мюллер (они собраны в его книге "О целительной силе слова и ритма"), при этом он стремился, чтобы по своим звукам, строю звучания, ритму и содержанию они служили бы как предписанное ребенку целительное средство.
Все цитаты из работ Р.Штейнера снабжены ссылками; в скобках стоят библиографические номера и страницы Собрания сочинений (Gesamtausgabe), за исключением случаев повторного цитирования. Если содержание слов Р.Штейнера передается не дословно, т.е. не стоит в кавычках, за ним, тем не менее, стоит номер тома из Собрания сочинений и номер страницы.
ГРУППЫ СОГЛАСНЫХ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СТИХИЯМ (ЭЛЕМЕНТАМ) И СУЩНОСТНЫМ ОБОЛОЧКАМ ЧЕЛОВЕКА.
Согласные, как ключ к пониманию взаимоотношений сущностных оболочек человека.
Существуют разные возможности рассматривать согласные. Можно, например, рассмотреть, какие органы речи участвуют в их образовании: губы, или губы и язык, или оба ряда зубов, или язык и зубы, или же нёбо. Такой способ рассмотрения ведет нас, с одной стороны, во внутреннее строение человека, к его органам и функциям и к его душевному началу; с другой стороны, это ведет нас к исполненным мудрости взаимосвязям между человеком и миром, а также к пониманию того, каким образом человек, как существо, наделенное душой и связанное с Духом, способен этим духовно-душевным началом пронизывать свою физическую оболочку.
Другая возможность рассматривать согласные - упорядочить их по их соответствию стихиям (элементам), т.е. в соответствии с тем, принадлежат ли они земной, водной, воздушной или огненной стихии. Этот способ рассмотрения примечателен: рассматривая четыре стихии, мы находим в них связь с тем, что называется сущностными оболочками человека: физическим телом, эфирным телом, астральным телом и Я (индивидуальностью).
Если подход к согласным сообразно инструментам речи ведет нас к внутреннему миру человека и взаимосвязям человека с миром внешним, то рассмотрение согласных в соответствии со стихиями вводит нас в образное начало речи и языка.
Мы можем ощутить стоящую за образным началом речи власть неких сил высоких духовных сущностей, действующих из области звездных сфер. Ибо "все согласные суть дома Зодиакального круга" (280/85). Они являются покровом, внешней зримой оболочкой, тем воспринимаемым облачением, внутри которого действует божественная сущность. Можно также сказать: звук речи исполнен субстанцией творящих Богов. Из этих божественных сил, этих сил неподвижных звезд, возникает физическое тело.
К четырем группам согласных относятся:
— выталкиваемые (взрывные) звуки - "затворенные" в земной стихии: G, K, D, T, P, B, M, N (Г, K, Д, T, Б, П, M, Н);
— волнообразный - скользящий, оживляющий "водный" звук L(Л);
— дрожащий звук - звук движения, вращения, звук воздуха R (Р);
— выдуваемые - шипящие, свистящие и т.п. звуки, звуки тепла или огня: H, J, CH, S, C, Z, SCH, F, V, W (Й, Ш, Щ, С, З, Ц, Ж, Ф, В).
[Звук Х в русском языке также выдувается, но при произношении в нем чувствуется и наличие твердого земного начала, он существует как бы на стыке двух стихий. - Прим. ред.]
Таковы четыре стихии, которые мы встречаем повсюду в человеке и в природе. Тем самым мы видим, как соотносятся звуки речи с сущностными оболочками человека:
— выталкиваемые или "земные" звуки - с нашим физическим телом;
— "волнообразные" или "жизненные" звуки - с нашим эфирным телом;
— "вибрирующие" или "воздушные" звуки - с нашим астральным телом;
— "выдуваемые" звуки или "звуки тепла и огня" - с нашим Я.
Рудольф Штейнер говорит об этих четырех стихиях в их соотношении с речью как о некоем "завете мистериальных времен", с которым, если мы хотим заниматься проблемами формирования речи как искусством, надо много работать, много упражняться, вживаясь и вдумываясь во взаимоотношения звуков и стихий и во все то, что возникает в результате упражнений (282/90). Если мы работаем таким образом, то можем пережить, как четыре группы звуков дают некий ключ к познанию четырех сущностных членов (оболочек) человека - не только к познанию, но и к возможности на них воздействовать. Взаимоотношения этих членов и проявляются в формировании "качеств" речи.
Есть люди, у которых произношение совершенно неотделимо от речевых органов, т.е. от физического тела, как бы "привязано" к ним. Голос тогда звучит жестко, твердо и неподвижно, речь быстрая и отрывистая. Многие звуки теряются, а те, которые произносятся, в целом артикулированы плохо, в звуке голоса нет жизни, нет тепла. Наличествует лишь внешняя оболочка звука, но в разрушенном виде. Можно было бы сказать, что звуки речи деформированы, такая речь служит лишь посредником мыслительного содержания, живые формообразующие силы из нее исчезли. Дыхание по большей части задержано внутри, так что пациенты часто говорят: "Как же можно говорить и выдыхать одновременно?" У них совсем нет ощущения, что внутренние переживания связаны с дыханием, что душа и дух должны действовать совместно.
Астральные силы, движущиеся в волнах дыхания, и исполненная жизненности текучесть, что струится и льется из сил эфирного тела, здесь изгнаны прочь. Остался только сухой, бесцветный, монотонный мыслительный скелет, некое образование физически-земного характера со скрипящими звуками Е и И, мертвыми шлаками ушедшей жизни.
Существует и обратная, внешне казалось бы прямо противоположная, нежная речь с придыханием, летуче-истонченная. По такой речи можно почувствовать, что человек не вполне желает или не вполне может ощущать связь с землей, с земным притяжением. Он либо хочет - как элемент тепла - постепенно растечься в своем окружении, либо, охотнее всего, он стремится отдаться окружающему его внешнему воздушному элементу, не ища себе опоры на земле в твердых контурах, посредством артикуляции. Твердая основа, дающая необходимую для человеческого бытия поддержку, здесь или потеряна, или недостижима. Мышление затуманивается, речь струится как бледный налет дыхания, связанный с душевной неоформленностью.
Таковы два основные направления, и одновременно две основные противоположности, тяготеющие или к физически-земному, или к растворяющему тепловому. Между ними имеется много промежуточных вариантов, которые в свою очередь возникают уже от того, что те или иные звуки плохо сформированы или не сформированы вовсе, или же могут формироваться только с напряжением и с большим трудом.
Принципиально важным является также, в какой области "инструмента речи" произносятся звуки, - то, что говорится губами, имеет отношение к чувству; то, что образуется при помощи зубов и языка, - к мышлению, а то, что при посредстве нёба, - к воле.
Зачастую звуки, с трудом поддающиеся артикуляции, показывают, в какой области тела что-либо не в порядке: то, что произносится при помощи губ и языка, "имеет больше отношения к груди и вообще к передней части тела человека" (282/370). Произносимое при помощи языка связано преимущественно с теми областями человеческого организма, которые находятся выше верхней губы, в верхней части головы, включая позвоночник и всю окрестность позвоночника (282/369). "То, что говорится при помощи нёба, проходит сквозь всего человека до пят и кончиков пальцев ног, таким образом имея отношение ко всему человеческому организму в целом" (282/369).
В нашу задачу не входит сейчас рассмотрение всех этих групп звуков. Нам интересно лишь то, как эти речевые особенности (способности) могут быть связаны с судьбой человека. Это можно видеть на двух примерах.
Медицинская сестра, которая хотела продвигаться дальше в своей профессии, подала заявление на обучение по уходу за больными, с тем, чтобы в дальнейшем преподавать медсестрам. Ее кандидатуру отклонили из-за слабой, шепчущей речи, блеклой и скудной по артикуляции и модуляции. Благодаря урокам речи, которые она специально стала брать, она почувствовала внутреннюю силу, звук голоса окреп, она добилась также глубоких тонов и у нее появилась хорошая артикуляция. Под влиянием этого она все усерднее делает речевые упражнения, по мере работы становясь все более волевым человеком и глубже и тверже овладевая своим телом. Постепенно это ее личностное становление становится очевидным. Через некоторое время она опять подает заявление, проходит экзамен перед той же самой комиссией и принята без препятствий.
Некий пациент, юноша 20 лет, не прошел экзамен на аттестат зрелости ("абитур"). Это легло ему на сердце тяжелым камнем. Юноша был в смятении и в тяжелом душевном состоянии. Лечащий врач рекомендовал ему занятия по формированию речи: речь у него "застряла в горле" и не давалась ему ("ускользала от него"), потому что свои органы речи он использовал очень поверхностно. Движения рук были, если можно так выразиться, "замусоренными", что опять же выражалось в речи - в отсутствии модуляций и сдавленности голоса. Манера ходьбы была развинченная, разболтанная, недоставало крепости и подтянутости. В речи тоже чувствовалась определенная небрежность в составлении предложений, они были расплывчатыми, неоформленными, непонятно где начинались и где кончались. Дело было не в недостатке интеллекта - скорее всего, он был бы способен сдать экзамен, если бы в раннем детстве целенаправленно занимался движениями рук и ног, например, получал уроки эвритмии. Речь его тогда, безусловно, развилась бы упорядоченным образом и появилась бы возможность четко формулировать мысли.
"Эфирное или жизненное тело, или по-иному, тело образующих сил - носитель жизни мышления, носитель всех тех сил, которые формируют в человеке мышление. Это поистине так, мы формируем мышление с помощью физического и эфирного тел" (277/390). Для всего рода и образа мышления человека воспитание его физического и эфирного тел, важнее, чем обыкновенно думают (277/390). Если физическое и эфирное тела негибки, неуклюжи, то же самое будет и с мышлением человека. Подтянутая, твердая размеренная походка и хорошо оформленная речь являют собой отпечаток некоей душевно-духовной осанки - так проявляется владение собственным мышлением (306/35, 277/390). Юноша, о котором шла речь, с радостью взялся за речевые упражнения. Он чувствовал, насколько огромно воздействие этих занятий речью - и на уровне души, и на уровне тела. Можно сказать, что в нем появилось некое нового рода отношение к своему существованию - новые силы решимости жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий