понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 26

Расщепление личности и распознание этого в речи
Так как наше Я должно быть деятельно во всех трех частях его внутренней жизни - в душе ощущающей, в душе рассудка или душевности и в душе самосознающей, - также и Б немыслимо без П или Ф в области чувств; Т - без Д и С в области мышления; Х - без Г и К - в области воли. Они являются ступенями развития души ощущающей, души рассудка или душевности и души самосознающей. Также невозможно представить себе, чтобы они были звуками только в области чувства, или только мышления, или только воли. Эти три области невозможны друг без друга, они нуждаются одна в другой. Они, прежде всего, делают нас “земными людьми” и приводить их в гармонию есть наша непреложная задача. Человеку всегда необходима эта тройственность, дабы не нарушалось равновесие, или же чтобы оно могло все снова восстанавливаться.
Если нормальное равновесие нарушается, то три области - мышления, чувства и воли - распадаются, отделяются друг от друга; это же происходит и в речи. Те, что живут только в чувстве, высвобождаясь от всего по-земному тяжкого, те, кто не чувствуют себя более связанными с землей, говорят с придыханием, неартикулированно, рассеиваясь как рассеиваются облака. Это заметно, например, у наркоманов, однако появляется и при различных заболеваниях. Если этим людям удается артикуляция, и в особенности, при нёбных звуках - они чувствуют себя хорошо. Тогда они становятся пробужденнее, могут яснее мыслить. Также и благодаря музыкально-ритмической речи Я человека становится в правильное отношение к физическому телу и при этом обретает здоровую взаимосвязь как с физической так и с духовной жизнью. Тогда пробуждается настоящий, разумный энтузиазм, а преувеличенное, люциферическое начало связывается.
Людям, освобождающимся от своего физического тела в приближении смерти, труднее всего произносить земной звук К - ведь К образуется в той части нашего инструмента речи, которая соответствует области воли. Также труднее всего произнести звук К людям, получающим обезболивающие средства и находящимся по этой причине в притупленном состоянии, никогда не приходя полностью в дневное сознание.
Человек абстрагирующийся в своем мышлении, отходя далеко от чувства и воли, будет говорить в основном четко и ясно, но “от головы”: без дыхания, рублено и быстро. Гласные, которые являются душевным наполнением речи, становятся слишком короткими. Согласные оформлены лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы выразить смысл слова. С “абстрактными” работать очень трудно, поскольку они все время разрушают вымышленными вопросами все то, что бережно выстраивается в работе. Их трудно привести к внутреннему переживанию (в душе); там у них, с одной стороны, вынашиваются непрестанные сомнения, а с другой стороны, охота насмешки.
Речь должна пройти через тепло сердца. Кровь, несущая тепло, притекает к легким. Мы говорим при помощи воздуха, который прогрет теплом нашей крови сердца. В горячей крови обитает наше Я. Это тепло нельзя терять ни в том, как человек говорит, ни в том, что он хочет выразить. У людей интеллекта, которые живут в одних абстракциях, речь бескровная, холодная : они удерживают в себе дыхание.
Если речь переходит в звериный визг, крик и завывание (как у людей агрессивных или пьяных, или у некоторых эстрадных певцов), если в самой речи есть нечто неоформленное, неконтролируемое, бессмысленный рев - орать, ведь, можно и тихо, - то здесь выражается отделение воли от мышления и чувства. Голос, выходя из тела, звучит глухо, лишенный внутренней основы. Согласные тоже неартикулированы, лишены формообразующей силы. Здесь выражает себя разнузданная, не подчиненная собственному Я воля.
Итак, люди, которые в результате неправильного развития высвободили свое чувство из необходимой тройственности - мышления, чувства и воли, - они могут “утонуть” в своем чувстве, купаясь в нем и наслаждаясь. Для людей, у которых нет гармонии в мышлении между чувством и волей, опасность заключается в возможности абстрактности и всезнайства. Люди же, которые высвободили свою волю из этой троичной душевной целостности, будут совершать слепые и необдуманные поступки.
В книге “Как достигнуть познания высших миров” в главе “Расщепление личности в процессе духовного ученичества” Р.Штейнер говорит о последствиях, которые могут появиться в ходе ученичества: если разделение трех сил - мышления, чувства и воли - наступает прежде, чем человек, усилив своим Я собственное сознание, этим высшим сознанием создает гармоническое соответствие этих трех сил, тогда воля, не сдерживаемая более в равновесии мышлением и чувством, устремляется безудержно своим собственным путем. Из-за отсутствия власти мышления и чувства над волей человек становится “деспотической натурой и переходит от одного безудержного действия к другому”.
Если чувство идет на поводу своих собственных закономерностей, освободившись от воли и мышления, то может возникнуть личность, склонная к зависимости от других, преклонению перед другими, “отдающая себя в безграничную зависимость вплоть до утраты всякой собственной воли и мышления. Вместо высшего познания ее уделом явится самое жалкое опустошение и бессилие... Или, может случиться, что натура, склонная к благоговению и религиозному вдохновению, при таком преобладании чувства впадет в совершенно поглощающую ее религиозную мечтательность... Третье зло наступает в том случае, если пересиливает мышление. В этом случае развивается враждебная жизни, замкнутая в себе созерцательность. В глазах таких людей мир наделен значением только в той мере, в какой он доставляет им самим пищу для удовлетворения их безгранично разросшейся жажды мудрости. Ни одна мысль не может побудить их к действию или к переживанию. Они во всем проявляют себя как безучастные, холодные натуры...
Таковы три ложных пути, на которые может вступить духовный ученик: деспотизм, расплывчатость чувств и холодное, бессердечное стремление к мудрости”.
Сегодня у людей происходит высвобождение их сущностных членов, ибо все человечество в целом переходит через порог духовного мира. Но если сущностные члены человека расщепляются слишком рано, отделяясь друг от друга без должного нравственного развития, то это приводит к губительным последствиям. Искусство формирования речи (Sprachgestaltung) является целительным средством, поскольку здесь наше Я посредством каждого отдельного звука собирает наши сущностные члены воедино и поскольку благодаря звукам наши оболочки (сущностные члены) “напрягаются” и крепнут. Тем самым “связывается” “князь мира сего”, который стремится людей разрушить (282/352).

Комментариев нет:

Отправить комментарий