понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 4

Что испытываем мы в "выталкиваемых" звуках?
При выталкиваемых звуках мы внутреннее подчиняем себе поток воздуха и намного более сознательно выталкиваем его наружу (279/130). Мы овладеваем формой дыхания. "В конце концов, мы в какой-то степени вкладываем в эту форму дыхания наше Я и приказываем звуку, чтобы он не сразу же распылялся, входя во внешний мир, но чтобы наша форма немного продолжала оставаться во внешнем мире. Тем самым человек в выталкиваемых звуках становится господином по отношению к внешнему миру" (279/131). Они являются "звуками душевного настроения нашей самости, изъявления собственной человеческой сущности, которая хочет сохраниться вовне, в мире" (279/132).
Когда мы произносим выталкиваемые звуки, то можно почувствовать, что появляется бодрственность, пробужденность. Что же это значит, что мы при выталкиваемых звуках становимся пробужденными? Когда мы хотим произнести такой звук, мы образуем некую пробку, "плотину". Эту плотину мы должны прорвать своим Я, нашей волей, дабы наш астральный организм мог влиться в соответствующую ему "дыхательную форму". Необходимо двоякое напряжение воли - для поддержания "плотины" и для ее прорыва. Сонный человек или вовсе не произносит выталкиваемые звуки, или произносит какое-то слабое подобие. Также и тяжело больной, который из-за своей болезни как бы постепенно "вытягивается" из своей "телесности согласных", "контурированной" телесности или тела физического, оказывается всегда неспособен выговаривать согласные. Больные, которые получали болеутоляющие, успокаивающие и снотворные средства, как можно было наблюдать, из-за соответствующего помутнения сознания постепенно столь сильно вытягивались из переживания "телесности согласных" (Konsonantleib), что разучивались преобразовывать посредством своего речевого инструмента те силы, которые дают возможность выводить согласные наружу в определенных формах. Можно это явление наблюдать и у наркоманов, которые бегут от своих проблем и от всего земного. Звук, на который обычно требуется больше всего сил, это звук К.
Рудольф Штейнер говорит о выталкиваемых звуках: "Мы здесь очень ясно чувствуем, что нам хочется воздух сделать твердым. Нам больше всего нравилось бы, чтобы он кристаллизовался. Когда мы проговариваем эти звуки, мы, собственно, здесь чувствуем, что в воздух проецируются телесные формы; удивительно, что они еще не летают вокруг нас - ибо мы, когда чувствуем речь, уже так сильно в него включаемся, что вокруг нас, собственно, кружатся эти Б и П, Д и Т, Г и К; кружатся М как спирали, кружатся Н как разные звериные хвосты. И нам просто странно, что этого не случается. Потому что эти выталкиваемые звуки, несмотря на то, что мы формируем их в воздухе, тотчас же устремляются внутрь земного элемента. Мы этими выталкиваемыми звуками врабатываемся в царство земли; эти звуки отвечают стихии земли (282/343).
Этот фрагмент позволяет нам понять, какие силы начинают действовать, когда мы произносим выталкиваемые звуки, да впрочем даже уже тогда, когда мы верно их мысленно произносим. Понятно, что у больного человека не хватает сил, чтобы произносить определенные звуки живо, наполнено и с хорошей артикуляцией. Зачастую больному стоит большого труда строить определенные, конкретно относящиеся к его болезни звуки. Однако благодаря упражнению с этими звуками - что часто является для него тяжелой работой - больной начинает оживать.
У здоровых людей в целом тоже потеряна способность активной артикуляции. Дар "включаться с напряженным усилием, когда мы чувствуем речь" уже, похоже, напрочь отсутствует. Уже не бросается в глаза, если кто-то артикулирует вяло. "Порой приходишь в отчаяние от того, насколько неодушевленны и неоживлены, да и вообще не артикулируются слова!" (231/121). "Речь так неухожена, так груба и прозаична, что ей больно, она страдает" (281/57). Страшно становится, насколько формообразующие силы остаются в человеке неиспользованными и захиревшими. Сам человек при этом тоже находится не в должной форме. То земное, что поддерживает человека в жизни, не проникает в него должным образом. Есть и обратный случай: чрезмерное акцентирование согласных из-за слишком сильного погружения в переживания "тела форм", "контурированного тела". У физиологичных, утилитарно чувствующих людей некоторые выталкиваемые звуки акцентированы чрезмерно. Они резко выделяются на общем фоне, потому что прорываются, не принимая в себя струящегося тепла дыхания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий