понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 21

Основополагающий характер тепловых и земных звуков и их связь с тенденциями к воспалению и склерозу
"Выдуваемые" или "тепловые" звуки "используют выдыхаемый поток, чтобы определенным образом высвободить воздух из тела и тем самым высвободить весь облик (Gestalt) тела. То есть основа выдуваемых звуков - воздух, идущий наружу. Итак, поток воздуха постоянно воспринимает облик тела; этот воздушный поток не удерживается во внешнем мире, но - распыляется, так что выдуваемые звуки всегда имеют характер самоотверженной самоотдачи, ухода вслед за внешним миром... Человек предоставляет этому внешнему миру делать с собой то, чего желает внешний мир, - делать, естественно, не с его физическим телом, но с той самой телесной формой, которую он придал выдоху. При выталкиваемых звуках все происходит совсем иначе. В этих звуках мы овладеваем дыхательной формой. Мы прежде всего определенным образом вкладываем наше Я внутрь этой формы и даем звуку приказ, чтобы он не сразу распылялся, когда выйдет во внешний мир, но чтобы наша форма во внешнем мире продолжала еще немного существовать. Тем самым человек становится в выталкиваемых звуках властителем. Здесь мы не можем говорить об уходе вместе со внешним миром, - но говорим о том, что внутреннее обнаруживает себя (Geltendmachen)... Действительно, насколько симпатия к внешнему миру выражается в выдуваемых звуках, настолько в выталкиваемых звуках выражается симпатия к самому себе. Выдуваемые звуки являются неэгоистическими, выталкиваемые - эгоистическими" (279/131).
В выдуваемых или "тепловых" звуках мы находимся в области подвижно-живого. Они представляют жизнь в языке, в речи (282/348). Выталкиваемые или "земные" звуки явдяются, напротив, "звуками душевной конституции (состояния) эгоизма, для того, чтобы заявило о себе собственное человеческое существо, которое желает сохраниться в мире" (279/132). "Так у нас есть очень отчетливое чувство, что здесь мы хотим уплотнить (отвердеть) воздух. И нам лучше всего было бы, если бы воздух кристаллизовался" (282/343). При помощи выталкиваемых звуков мы работаем внутри элемента земного (282/344).
Характерные образы этих элементов показывают сродство с обоими болезненными тенденциями: воспалением и склерозом. Воспаление, приходящее из области обмена веществ и конечностей, может быть уравнено силами, приходящими из нервно-чувственной области, которые, если они действуют безо всяких ограничений, приводят к склерозу. Склероз, коренящийся в области нервно-чувственного, может смягчаться при воспалении, а порой и выравниваться, и это означает, что с пациентами, страдающими простудой, судорогами, отложениями, отверзениями нужно заниматься упражнениями, в которых присутствовало бы много "тепловых" звуков и которые тем самым поддерживали бы смягчающие обменные процессы. Естественно, в любом случае, должны применяться и все другие элементы речи: гласные звуки, разные стили, ритмы и т.д.
Итак, когда человек произносит "тепловые" звуки, он должен напрягать свой больной организм, свой "организм холода", свое физическое тело. Если из физического тела должна быть изгнана чрезмерная холодность, то волевые импульсы должны приводить физическое тело в движение и оно должно при этом напрягаться. Я-организация должна пронизывать тело правильным образом, т.е. "тепловые" звуки должны так формироваться, чтобы отдельный звук проводился вплоть до напряжения физического тела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий