понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 5

Выдуваемые или тепловые звуки
У выдуваемых или тепловых звуков иной характер. Они беззаветно преданны. Они переходят во внешний мир без всяких препятствий, "плотин", и выражают в себе симпатию. Они неэгоистичны (279/131). Со звуками тепла мы находимся в области подвижно-живого. Если мы занимаемся упражнениями непосредственно с выдуваемыми звуками, то появляется "то самое, что хотят себе представить как самостоятельно живущее, как желающее жить дальше... Вы можете увидеть, что выдуваемые звуки особенно присутствуют там, где вокруг нас что-то колеблется, колышется...Желая выразить лишь, что нечто в общем-то само по себе неприятно, мы говорим: schief (криво); уже в самом слове schief заложено, что оно всегда вот-вот упадет, как живое" (282/348).
Другое слово, в котором можно пережить это подвижно-живое, это, например, слово Wasser (вода). Благодаря W возникает впечатление чего-то в самом себе подвижного, "нахлынувших водяных валов" или "бурлящих волн". Произнося А, мы переживаем некоторое удивление, что это "в себе подвижное" видимо до дна и можно в нем разобрать предметы - это представлено звуком S. В Е этот процесс будет осознаваться, а R выражает действующую далее динамику движения вплоть до того, что разыгрывается между воздухом и водой.
В слове schiessen (стрелять) можно испытать, как нечто "сдувается" посредством SCH(Ш) и движется дальше как некий "луч", - что выражается в I(И). В S(С) этот луч проникает "вовнутрь некоего существа, что, может быть, "порождает страх" и чего нужно "остерегаться". В Е(Е) пережитое прослеживается мышлением, а в N(Н) сознательно осмысляется.
В слове schleichen (красться) мы тоже можем получить различные образы благодаря звукам. В SCH выражается сдувание, исчезновение, которое, однако, является медленным, все более беззвучным, текучим движением, что желает здесь выразить собою L. Крадущемуся хочется сделаться невидимым и неслышным. Свет приглушен, человек прячется в тени, прижимается к дому или к стене, или к дереву, что можно ощутить в звуке EI. На открытых участках он не крадется - он их перебегает или перескакивает. При H человек незаметно входит внутрь чего-то, подобно духу, всепроницающему, входящему неслышно и незаметно, или подобно дыханию, которое растворяется в воздухе. И в EN человек напрягается и пробуждается в своей нервной системе. Таким образом звуки свидетельствуют о том, что "schleichen" значит: незаметным образом исчезать, и делать это осторожно и с оглядкой. Естественно, это может быть и "появление" (приближение), тоже незамеченное. Можно так найти еще и другие слова с выдуваемыми согласными, которые выражают в речи это подвижно-живое.
Выдуваемым звукам присуща также пронизывающая сила. При помощи звука “ТС-С-С” можно установить тишину. Выдуваемые или шипящие слышны через закрытую дверь даже при разговоре шепотом, в то время как звуки выталкиваемые не столь пронзительны. Звуком Ш-Ш-Ш! пугают птиц или кошек. Звуком L (Л) или В (Б) или D (Д) этого сделать нельзя. В слове Pfiff (свист, свисток) благодаря трем F(Ф) которые как будто выстреливаются после взрывного звука P(П), замечательно передается стремительность и пронизывание воздуха. Пронзительность свистка выражается самой светлой гласной, связанной с нашим Я, - звуком I(И). Наше Я будится с помощью пронизывающего свиста, который проходит через костный мозг и через ноги.
Тепловые звуки действуют на нас живительно. От них появляется увлеченность, возбуждение. Некоторых людей можно этим зажечь, внутренне их согреть и пробудить в них вдохновение - например, таким упражнением "Ach forsche rasch, es schoss so scharf auf Schussweise", если оно произносится правильно. Проговаривая это упражнение несколько раз подряд с большой интенсивностью, человек согревается, испытывает внутреннее оживление и тепло. Вплоть до последнего слова в ударных слогах стоят успокаивающие, оформляющие аполлонические гласные, придающие этому предложению емкость. Если же, напротив, попытаться с полной интенсивностью говорить в этом предложении огненные дионисийские гласные Е(Е) и I(И), которые являются возбуждающими, нервного характера звуками, то привносится невероятная подвижность и в этой фразе появляется мощное пронизывающее дыхание. Действительно переживаешь, как посредством огненных гласных, соединенных с огненными согласными, пробуждаются огненные силы, силы воодушевления.
Можно почувствовать, как появляется внутреннее движение в детях, когда они слышат слова husch-husch (русский вариант - ШУ!). Так говорят, когда дети, совершенно ушли в игру и не хотят от нее отрываться; так же говорят, когда хотят, чтобы они подвигались, побегали - как облачка по ветру. Однако то же самое мы говорим, когда закутываемся в теплую шубу или ныряем в теплую кровать, - мы тоже с удовольствием говорим husch-husch (в русском варианте УФ! УХ!). При звуке Н(Х) нас как бы нечто овевает, человек расслабляется, освобождается. Звуком U(У) человек оберегается от люциферического воспарения, к которому тоже может привести H(Х). Звук U(У) пробуждает, настораживает. Вслед за этим пробуждением к земному, посюстороннему миру ребенка можно привести в быстрое движение при помощи SCH(Ш). Итак, можно сказать: если детям говорят Husch-husch, этим им говорят: кончай грезить, приходи в себя.
Наоборот, совершенно по-другому действует слово bleib (останься). Здесь у нас имеется выталкиваемый звук и водный звук, относящиеся к нижним элементам - земли и воды - и к нижним сущностным членам человека: к его физическому телу и к телу эфирному. В начале же стоит создающий оболочку звук B(Б), затем следует нечто медленно туда втекающее в водном звуке L(Л), за ним следует некое исполненное любви, приникающее EI(АЙ), которое сдерживает, тормозит поток, неохотно давая двигаться дальше. B(Б) на конце приводит движение к состоянию покоя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий