понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 16

Обзор различных областей воздействия
Если рассмотреть
1) действия элементов (стихий);
2)"центры тяжести" в членах человеческого существа;
3) деятельность в органах речи;
4) душевные свойства (способности),
по отношению к отдельным звукам, то можно увидеть примечательный факт, что один из элементов, один из сущностных членов (одна из оболочек), один из органов речеобразования, одно душевное качество встречается на протяжении всего предложения лишь однажды. Также примечательно, что это избирательное средство воздействия падает на вторую часть предложения. Вовлечение другой области воздействия вызывает подъем на более высокий уровень (die Steigerung), усиление. Каждый раз человек предстает как целостность.
1. При рассмотрении действия элементов (стихий) в этом предложении постоянно рядом с дающим импульс начальным звуком R, "воздушным звуком" встречаются "огненные" и "земные" звуки, но лишь один раз - "водный звук". И тогда человек выступает перед нами в речи как Я-существо, живущее в четырех своих сущностных членах.
2. При рассмотрении "центров тяжести" постоянно выступает физическое тело и тело эфирное; но лишь один раз - тело астральное, которое должно быть выправлено, восстановлено благодаря другим членам существа. "Центры тяжести" в трех телесных оболочках может создать только Я.
3. При рассмотрении органов речи - работа совершается в области языка и неба, и только один раз вступают в действие губы. И здесь выявляется весь человек целиком - в его способности к внутренней жизни, также как и в способности к взаимосвязи с внешним миром.
4. При рассмотрении душевных способностей выступают воля и мышление, между которыми слагается человек. И лишь один раз выступает и чувство, т.е. т здесь тоже человек выступает как целое, как существо мыслящее, чувствующее и волящее.
Таблица 2
Присоединение астрального тела
Выправление (Zurechtruecken) и укрепление астрального тела стало явным в первом предложении. Теперь высшие сущностные члены человека должны быть приведены в созвучие с нижними. Тогда и можно ожидать терапевтического воздействия, поскольку тем самым затрагивается весь человек в целом.
Второе предложение
"Leben liebt Lehre, Lehre liebt Leben"
являет уже совершенно иной характер. Оно живет в областях водно-текучего и земного и создает, благодаря R, связь с высшими членами человеческого существа. Скользящее, текучее, струящееся, одним словом - водно-живое находит преграду в В, обретая некую оболочку; текучее окружается, окутывается своего рода формой. R есть метаморфоза L, что можно испытать также и в природе, когда вверх поднимаются туманные пары, непрестанно меняясь и растворяясь. Здесь в упражнении это проявляется как восхождение из области эфирного в астральное, от L к R, и вновь идущее книзу воздействие в нижнюю область, от R к L. Это взаимосвязь эфирного тела с телом астральным.
Р.Штейнер давал упражнения на оборачивание слов и чисел в обратном направлении для укрепления памяти. Это означает также некое выправление и укрепление сущностных членов человека. Попробуем представить пути этой фразы в круге согласных Зодиака:
"Leben liebt Lehre, Lehre liebt Leben"
Рисунок 7
В зодиакальном круге присутствует движение, похожее на движение в первых четырех словах начального предложения "richtig recht rechnen richtet", разве что только Е представлено намного чаще, чем в I. Это второе предложение в большой степени показывает некий оборот вовнутрь своего собственного бытия (In-sich-Gekehrtsein), определенную стабилизацию нервных сил. Жизнь, защиту и облачение получает "человек нервов" посредством согласных. В качестве гласных здесь используются только оба огненные дионисийских "звука нервов" - Е и I, возникающих в подвижном, возбужденно-взволнованном человеке. Е тяготеет к тому, чтобы усиливать - наращивать - жизнь нервного, а I вновь устремляет нервный поток вовне (280/41). Нервная система стоит ближе к ритмам дыхания, чем к ритмам крови; таким образом, в этом упражнении астральное тело, работающее и действующее в дыхании, выправляется и устанавливается, правильным образом присоединяясь к эфирному. Тем самым нервные силы - астральное начало - будут соединены с физически-эфирным.
Звук М в последнем предложении - "Mut machen mir mutige Menschenmassen" - создает уравновешивание обоих сущностных членов существа человека. М обладает чем-то таким, "что ладно ко всему подходит; что усваивает всякую форму" (279/69). М - это понимание, понимающий подход к какой-либо вещи" (279/88). Оно порождает, восстанавливает гармонию. Но это еще и инкарнирующий звук. В М можно слышать, как человек связал свое душевно-духовное со своим физически-телесным.
В гласных же вспыхивают еще раз все краски душевной гаммы, но в несколько другой последовательности:
U A e I - U i e - E e A e.
В словах Mut machen mir посредством U вызывается сильная связь верхних членов существа с его нижними членами, некое засыпание по отношению к миру духа и пробуждение для мира посюстороннего. В А происходит высвобождение верхних членов существа из нижних, тихое засыпание по отношению к физическому миру и пробуждение по отношению к миру духовному. U и A являются двумя самыми большими противоположностями среди гласных. Следующее за тем I в ударной ритмической протяженности - "mir"- переживается как стояние посредине, направленность на оба мира. В словах mutige Menschenmassen идет далее от U, пропуская при этом О, целый ряд гласных, вплоть до А. Таким образом, у нас имеется еще раз в U пробуждение в отношении физического мира, в I - Я-переживание, в Е - консолидация и в А - всеобщее, всеобъемлющее чувство, единобытие с миром, мир и человек в гармонии, блаженство, "как пенящееся вино, текущее по жилам" (278/18). Звук Е в безударных слогах не в состоянии задержать поток уравновешенных гласных, но действие его таково, что ударные гласные обретают дополнительную силу. Тем самым достигается, опять же благодаря гласным, быстрое проникание астрального тела в эфирное и гармонизация верхних и нижних сущностных членов. Это способствует импульсу кровообращения, движению крови и сердца. "Wind ist der Welle lieblicher Buhler" ("Ветер - возлюбленный волнами любовник") - говорит Гёте в стихе "Песнь духов над водами".
Пульсирующее движение крови осуществляется через посредство астрального тела - тела воздуха, тела движения. Благодаря "исправлению" астрального тела устанавливается нормальное и гармоническое действие волнующего и волнуемого. Подвижное - это водный организм, это соки и кровь.
Согласные здесь, вплоть до SCH, те же, что и в первом предложении, они лишь отчасти находятся в других констелляциях. В "само-на-себе-стоянии" (Sich an sich halten) (279/82), во "в-себе-закрытости" (In-sich-Geschlossenheit) (279/181), в "пробуждении" по отношению ко внешнему миру (282/69) и в "познании" (что является выражением и существом звука U) звук U в слове Mut обретает со стороны звука Т значительную поддержку. Связь астрального тела в эфирным телом и телом физическим - в чем и заключается смысл трех предложений этого упражнения - усиливается благодаря звуку Т в слове Mut.
В своем выдыхании и отдаче А поддерживается влиянием СН в слове machen; потому что отдача, т.е. основная, характерная черта А, и пронизание своим дыханием суть также характерные свойства СН.
Звук I, стоящий между вдохом и выдохом, который дает человеку ощущение его собственного бытия (277/392) в слове mir принимает от R живость, движение, динамику. В R человек будет совершенно дик (280/59). R находится между отдачей себя и самоутверждением (279/132), еще, однако, оставаясь охотно внутри эгоистического и выражая собою взволнованность (279/132). Наложение оттенка этих качеств на звук I хорошо воздействует на человека, которому надо укрепить и усилить в I свою нервную силу и свою личностность. "Тонкое равновесие в I (280/64,67) между внутренним и внешним миром, между вдохом и выдохом, достигается благодаря силе созвездия Тельца крепостью силы, внутренней активностью.
В словах "mutige Menschenmassen" вновь появляются уже известные констелляции звуков, однако здесь уже - получившие импульс со стороны М. Подходя к S в Massen, человек может почувствовать себя здоровее, потому как S выражает следующее: "Здесь мир собирается вовнутрь благодаря человеку, а человек, в свою очередь, стремится из себя в мир послать свое собственное существо" (282/357). В Е находит себя человек, а через N отныне приобретается постоянство, отныне это удерживается. На сем завершается процесс укрепления, гармонизации и восстановления, исправляющего астральное тело (Zurechtrucken des Astralleibes).
Рисунок 8
Пути по зодиакальному кругу в последнем предложении "Mut machen mir mutige Menschenmassen" приведены на следующей иллюстрации:
Здесь изображены пути тех же предложений на планетном небосводе:
Рисунок 9

Комментариев нет:

Отправить комментарий