понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 15

Центральные точки ("центры тяжести") в сущностных членах человека
Можно ли попробовать проникнуть в первое предложение этого упражнения еще глубже?
В докладе от 17 июля 1915 года "Царство языка (Sprache), язык как отражение жизни высших существ" Р.Штейнер говорит, "что весь человек целиком в своей четырехчленной сущности определенным образом создает некий "центр тяжести" в астральном: тем самым он порождает D(Д)", но также и B(Б) и G(Г) . Человек должен "напрячь" себя в астральном, дабы произнести эти "земные звуки". Для звуков P, T, K(П, Т, К), которые также являются "земными звуками", напряжение лежит в эфирном, а для "огненных" звуков F, S, CH(Ф, С, Х) напряжение перемещается вниз, в физическое. При правильном выговаривании тепловых звуков F, S, CH(Ф, С, Х) напряжение в физическом становится ощутимым, его можно почувствовать. Напряжение в двух других членах существа при правильном проговаривании звуков Р, Т, К(П, Т, К) и B, D, G(Б, Д, Г) не столь явственно. Однако это восприятие можно постепенно вырабатывать. Люди, которые по причине их заболеваний открываются навстречу всем тончайшим восприятиям, замечают подобные вещи, даже не задаваясь такой целью.
Если наше упражнение рассмотреть с этой точки зрения, то окажется примечательным, что в нем напряжение лежит в физическом и в эфирном, так что весь человек в целом, как четырехчленное существо, образует там "центр тяжести", за одним только исключением - в слове "ruhige". Только один раз, посредством G вовлекается астральное и тем самым достигается гармонизация. Можно поистине испытать, что действие упражнения благодаря этому усиливается, становится гармоничные, свободнее, появляется дыхание.
Однако человек, выполняя это упражнение, должен сначала при помощи R освободить в душе необходимые силы, дабы суметь лучше создавать при помощи других звуков свои "центры тяжести" в эфирном и в физическом. Это необычайно важно: ведь если астральное тело чересчур слабое - а упражнение может быть дано как раз по этой причине, - тогда оно не в состоянии удерживать эфирное и физическое тело. Эфирное тело расплывается, теряет форму, а физическое тело следует за эфирным и утрачивает контуры. Благодаря той работе, которую должен проделать весь человек, приводя в напряжение оба эти тела, чтобы в них создались "центры тяжести", вновь завоевывается первоначальная форма; подключаются астральные силы в R(Р) и подключается Я, уже исключительно благодаря активности, заключающейся в правильном произношении. Так создаются предпосылки выправления и укрепления астрального тела.
Участие речевого аппарата
Можно посмотреть на это упражнение еще и с другой точки зрения: с помощью каких инструментов речи образованы согласные - нёбом, языком, или губами. То, что выговаривается нёбом, исходит из глубин нашего организма, а в звуках "губных" мы пребываем на периферии нашего строения. Языковые звуки находятся посредине. "Один раз я ухожу в себя, другой раз - иду из себя наружу" (280/59). В первом предложении "Richtig recht rechnen richtet ruhige Rippen rastlos zurecht" человек остается в своем внутреннем: работа речевого аппарата идет здесь в области нёба и на языке. Зубы, а соответственно и чисто зубные звуки S, C, Z образуют границу между внутренним и внешним. И для того, чтобы не появилось никакой односторонности, никакого отвердения и никакой жесткой твердости, делается одно исключение - в слове Rippen: здесь участвует "губной звук" Р, и это перемещение в другую область звуков действует настолько освобождающе, что тотчас же приносит некий выдох и ведет к гармонизации. Благодаря любовному сопроникновению других воздействий вырабатывается нравственная сила.
Душевные способности и органы речи
Итак, нёбо выражает собой соответствие воле, языково-зубные звуки выражают мышление, а исполненные чувства губы - чувство. При рассмотрении элементов согласных мы могли бы наблюдать, что, не считая одного исключения, тепловые и земные звуки, действительно, противоположны - точно так же и здесь есть две полярности в непрестанной смене воздействий: сфера воли и сфера мышления. Один лишь раз высвечивается сфера чувства в слове "Rippen". Здесь снова есть некое любовное сопроникновение стоящего отдельно (Abseitsstehenden). Здесь действует некий нравственный импульс, Христов импульс.
Так мы видим на первом примере - создания "центров тяжести", - как вовлекается весь человек целиком, как он активизируется и напрягается и как благодаря этому он обретает крепость и форму.
Когда мы рассматриваем второй пример - какие инструменты речи вступают здесь в действие - нам становится ясно, что работа человека здесь протекает в его внутреннем мире.
Что означают полярности: “тепловые звуки - земные звуки” и область воли - область мышления”
Здесь прежде всего необходимо упомянуть, что Р.Штайнер сказал о "тепловых" и "земных" звуках. "Выдуваемыми звуками, собственно, выражается следующее: "С Люцифером я не хочу иметь дела; то, что является люциферическим, должно исчезнуть". Когда мы произносим выталкиваемый звук, то выражаем: "Я хочу задержать Аримана, я должен его удержать, ибо если он убежит, Ариман, то он отравит собою все; Ариман должен быть связан". В этих звуках действительно присутствует люциферическое и ариманическое" (279/134). С этими двумя полярными духовными сущностями мы и имеем дело в нашем предложении.
То нарастание, восхождение на новый уровень, возрастание (die Steigerung, die Erhohung - "нарастание" - термин Гёте из "Учения о цвете" - прим. перев.), которое выступает благодаря двум полярностям, заложено у человека в ритмической системе. Это место, где с каждым ударом сердца и вздохом легких, с каждым циклом дыхания и ритма пульса все вновь и вновь порождается здоровье; где выравниваются как тенденции склеротического отложения, приходящие из полюса нервно-чувственного, так и действия воспаления, набухания, приходящие из полюса обмена веществ и конечностей. - Тот, кто воплощает это, кто стоит между Люцифером и Ариманом, - это Тот, Кто действует исцеляюще на весь мир, это Сам Христос. Трепет благоговения наполняет тебя, когда переживаешь, как сокрыто от наших чувств импульс Христа правит в таком простом упражнении.
Воистину чудесным образом создано это предложение из глубокой ходожественной интуиции, из познания о духовной реальности - каким мог обладать лишь посвященный. Так благодаря постоянной работе будет нам открываться все больше и больше из того, что вершит здесь внутри в сокровенных силах.
Если рассмотреть это предложение по-другому, можно увидеть, например, действия цветов, тональностей, тонов и интервалов, отношения к металлам и другим субстанциям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий