понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 23

Центры тяжести в сущностных оболочках в различных участках облика человека
В докладе "Слово как творец формы (Gestalter)" в цикле лекций "Искусство формирования речи и драматическое искусство" Р.Штейнер говорит о том, что совокупность звуков, произносимых человеком в речи, охватывает своими действиями весь организм: то, что выговаривается при помощи нёба, пронизывает всего человека вплоть до пяток и пальцев ног, находясь, таким образом, в связи со всем человеческим организмом в целом. То, что говорится при помощи языка, связано по преимуществу со всем, что находится в голове человека - вплоть до верхней губы (но не включая нижнюю губу), и отсюда - к позвоночнику, охватывая спину сзади. То, что говорится с помощью губ и зубов, больше всего связано с грудью и вообще в передней частью человека. Так что, собственно, весь человек укладывается в речь. Можно было бы назвать речь создательницей человеческого облика в этих трех направлениях. Здесь имеются в виду не только эти девять звуков - Б, П, Ф - Д, T, С - Г, K, Х, но вся система звуков во всем объеме.
Посредством образования трижды трех звуков в различных местах речевого аппарата каждый раз проявляется весь человек. Один раз - больше в физическом при звуках Ф, С, Х; в другой раз - больше в эфирном, посредством звуков П, T, K; в третий раз - больше в астральном, через звуки Б, Д, Г.
При губном звуке Б весь четырехчленный человек целиком создает некий центр тяжести в астральном, в передней части фигуры человека: от нижней губы вниз, охватывая грудь и туловище.
При произнесении П центр тяжести находится в передней области, в эфирном, а когда мы правильным образом произносим Ф, то мы создаем центр тяжести в передней части тела, в физическом теле.
К звукам Д, T, С, которые произносятся в середине, относится то же самое: весь человек целиком, как четырехчленное существо, создает центр тяжести
в астральном - при Д;
в эфирном - при T;
в физическом - при С.
Эти центры тяжести находятся на голове, от верхней губы, через верх головы назад, вниз по позвоночнику, охватывая спину сзади.
К звукам Г, K, Х относится то же самое - для всего человека, до пяток и носков ног:
для астрального - при Г;
для эфирного - при К;
для физического - при Х.
Итак, если мы хотим, чтобы в каждой из трех упомянутых областей звукового формообразования человек создал некий центр тяжести и там привел в напряжение свое астральное, мы применяем упражнения и тексты, в которых в особенно больших количествах присутствуют мягкие "закрытые" звуки Б, Д, Г.
Если же центр тяжести и напряжения в этих трех областях звуков в большей степени должны находиться в эфирном, тогда в упражнениях акцентируются звуки П, T, K.
А для того, чтобы у человека во всей его четырехчленной целостности возникали такого рода центры тяжести в различных местах его физической телесности, и чтоб напрягалось физическое тело, проделываются преимущественно упражнения и изречения, в которых повторяются звуки Ф,С,Х.
Если человек интонирует эти звуки неправильно, или же произносит их, используя не те речевые инструменты, какие надо, - тогда в нем не происходит здоровая деятельность. Начинают возрастать и распространяться воспалительные и склеротические болезненные тенденции, благодаря которым отворяются всевозможные двери люциферическим и ариманическим существам: человек может заболеть душевно или телесно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий