понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 25

Душа ощущающая, душа рассудка или душевности и душа самосознающая в чувстве, мышлении и воле
Звуки Б, П, Ф.
Чувство к чему-либо присутствует здесь прежде всего в ощущении - Б, - затем оно преобразуется, человек обращается навстречу этому чувству и пытается понять то, что породило это чувство, - П, - и затем человек поднимается еще выше, дабы посмотреть с еще более высокой ступени - Ф. На этой ступени мы уже на разрываемся в разные стороны, побеждая, преодолевая или мучаясь; человек больше не страдает и не ликует из-за своего собственного. Здесь наше собственное Я преодолено уже настолько, что человек не ищет в себе основания для смеха и слез, но находит их во внешнем мире, - чтобы он опять мог смеясь - плакать и плача - смеяться” (107/277). Тогда достигается то возвышенное состояние сопричастного любви успокоенного просветления, соединяющего в себе смех и слезы, когда человек становится мудрее. Но на пути постижения мудрости нижние ступени - душа ощущающая и душа рассудка или душевности - должны оставаться в сохранности. Б и П не должны потеряться, когда Ф станет действенным. Тот, кто достигает мудрости без твердой основы и почвы под ногами, становится шутом или глупцом.
Звуки Д, T, С.
Рядом с “мыслительной определенностью” - Т - должен стоять элемент ощущения: иначе человек может стать тупым упрямцем. Он может чересчур прочно утвердиться на путях своего мышления и стать неуступчивым, не терпящим возражений. Если же человек так развивает свое мышление, что он одновременно с этим рассматривает вещи с некой возвышенной, одухотворенной ступени, то можно достичь нового уровня понимания. Поднявшись над жизненными взаимоотношениями и научаясь сознательно направлять свое мышление - а это может достигаться благодаря силам С, - можно не утерять тепло, струящееся из души ощущающей и выраженное посред-ством Д. Без этого душевного дара возникает опасность, что человек, у которого силы С возобладали бы в мыслительном, будет применять силы мышления только для собственных потребностей, станет холодным, надменным, расчетливым, а отсюда - злым и разрушительным.
Звуки G, K, CH.
Столь же важно, даже необходимо, чтобы в области воли звуку Х предшествовали бы звуки К и Г. В то время как Г собирает внутреннее, укрепляя его и отодвигая внешнее, в К человек завоевывает решимость и силу мужества, благодаря тому, что вершит в К как божественная сущность. Он достигает способности овладевать материей из духа. Оба этих действия сил необходимы для его развития и образуют основу, поддерживающую Х, дабы человек не истратил сил Х на эгоистические цели. Однако и потерять себя - стать “подобным всем вещам” - ему нельзя. Он должен сохранить силу Г, которая собирает внутреннее воедино. Он должен также удержать силу К, подчинить себе материю, - что означает, не идти вослед за ненужными желаниями внешнего обладания; не подпадать подступающим обольщениям душевных или телесных наслаждений, чтобы “вхождение в вещи”, которое приходит из областей воли для звука Х, оставалось бессамостным и не вело к захвату в обладание или к неподвластному волевому выражению, нажиму. При фырчании можно замечательно пронаблюдать это взрывающееся, неуправляемое выражение воли, давление воли. Само слово фырчать (Fauchen) говорит об этом своими звуками. Оно образуется двумя тепловыми звуками, содержащими в себе силы пронизания. Раньше немецкое слово Fauchen писали с PF, т.е. Pfauchen, - где еще сильнее переживается вхождение дыхания, его вторжение, подобное некой стреле, выпущенной из туго натянутого лука. Так в волевой области нашего инструмента речи с силой произнесенное Х может выбрасываться, выстреливаться, как сильное выражение воли, навстречу другому существу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий