понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 18

НАПРЯЖЕНИЯ И ЦЕНТРЫ ТЯЖЕСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ, ЭФИРНОМ ТЕЛЕ И АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ СОГЛАСНЫХ
Метаморфозы звука и метаморфозы слова
В третьей лекции цикла "Духовнонаучные рассмотрения речи", прочитанной 29 декабря 1919 года, Рудольф Штейнер говорит о метаморфозах звуков и слов. На различных примерах он показывает, что "при распространении на более далекие территории Земли происходит некое праобразное изменение речи". Предыстория (Ursache) речеобразования во всех этих областях Земли была одинакова, различаться они стали позже. Из единой примитивной словообразующей силы древних времен возникли разные языки.
"... В дальнейшем образовании языка проявилась некая своеобразная особенность, которую мы здесь рассмотрим на примере индогерманских языков". Дальше Рудольф Штейнер показывает соответствующую метаморфозу слова на следующем примере.
Древнейшая стадия слова "zwei" есть латинское слово "duo", которое и сейчас присутствует в латинском языке. На более поздней стадии это слово появляется в Средней Европе как "two", а новейшая стадия - слово "zwei". "По тому пути изменения, который прошло это слово, мы видим, что D(Д) становится T(Т), а Т переходит в Z(Ц), причем именно в этом порядке: D-T-Z(Д-Т-Ц). То есть мы видим, что в своем странствии слово претерпевает определенную перемену звука. Немецкому Z(Ц) соответствует в других языках стадия th.
Рисунок 10
Греческое слово thyra, которое осталось на этой более ранней ступени, на следующей ступени получает D(Д). Эту стадию еще можно видеть в английском слове door. Последнее преобразование дает Т(Т) на место D(Д). Мы получаем немецкое (hochdeutsch) слово Tur. Эту метаморфозу можно проследить во многих словах.
"Если на той ступени, которая проявляется в греческом, стоит Т, то в английском, который остался позади, стоит TH, а в немецком, который ушел вперед по сравнению с английским, будет стоять D(Д).
Там, где в немецком языке стоит Z(Ц), соответствующее английскому TH, на более ранней ступени должно стоять Т, а на еще более ранней, греко-латинской ступени - D(Д). Это некая реально существующая картина.
Если сравнить слова, в которых есть В(Б), то на следующей ступени будет появляться Р(П), а это в свою очередь будет переходить в PF, PH, F, а это обратно в В(Б)...
Точно так же существует еще последовательность G-K-CH(H) (Г-К-Х) и затем обратно в G(Г)".
Первая стадия этого видоизменения образовалась постепенно начиная с 1500 г. до нашей эры Второе видоизменение, немецкая ступень, кристаллизовалась с VI века нашей эры. Английский и голландский на этой стадии отстают, а немецкий продолжает кристаллизоваться.
Рождение звука в древности совершалось так, что человек чувствовал себя при этом созвучным Вселенной. Из своего отношения ко Вселенной он вырабатывал согласное начало звуков слова - фактически, отображение внешних предметов и внешних процессов. Тогда это рождение слова становилось в полной мере приноравливанием речеобразующего элемента ко внешним проявлениям.
"На следующей ступени, которая образовывалась в готском, древнегерманском и т.п. языках, на которой уже происходил дальнейший переход от этой стадии непосредственного приноравливания, совершалась душевная переработка. Язык обретал уже гораздо более душевные нюансы". Прохождение второй ступени придает нашему языку качество внутренней жизни.
"Когда достигается третья ступень - что как раз можно видеть в немецком, - то происходит уже большее дистанцирование от жизни, с тем чтобы в словах языка могли постигаться такие высоты абстракции, как, например, у Гегеля или в некоторых случаях у Гёте или Шиллера". То, что заложено в словах этих мыслителей, не просто пронизано душой, но "в высочайшем смысле принадлежит самому организму немецкого языка" в его "сильной одухотворенности". Здесь происходит "сильный внутренний процесс, в котором немецкий вырабатывается из более ранней ступени".
Процесс развития языка отрывается из прилаженности к внешнему миру и становится внутренне самостоятельным процессом. Присущее человеку индивидуально-душевное выступает вперед, развиваясь при этом вне зависимости от природы. "Таким образом среднеевропейский элемент речи прошел те ступени, на которых он становился сперва душевным, а затем духовным".

Комментариев нет:

Отправить комментарий