понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 19

Преобразования звука и их центры тяжести в сущностных членах (оболочках)
В лекции "Царство языка; язык как отображение жизни" (17 июля 1915) Р.Штейнер показал, как действуют в человеке следующие звуковые переходы (преобразования):
B-P-F(Б-П-Ф)
D-T-S(Д-Т-С)
G-K-CH(Г-К-Х)
Трансформация этих звуков происходит по совершенно определенному закону. Звук постепенно выступает таким образом, что вначале он преимущественно вырабатывает свою силу из астрального начала. "Когда он таким образом некоторое время проживет в слове, развиваясь преимущественно из астрального - что означает, что человек для произнесения этого звука напрягает или напрягал в основном астральное тело, - то в более поздние времена появляются люди, которые напрягают уже не астральное, но преимущественно эфирное тело в том же самом месте, и звук начинает как бы располагаться в эфирном теле. И когда проходит еще какое-то время и человек уже прожил в этом состоянии, то он приходит к следующему, когда все это уже больше проходит в физическое и проживается в физическом.
Это происходит настолько регулярно, что... если мы посмотрим, например, на какое-то слово, которое некогда выговаривалось так, что звук его, главный звук слова, располагался в эфирном, то в более позднем времени обнаружится - совершенно независимо от значения слова, потому что значение слова само по себе может измениться, - что звук стал располагаться в физическом, а еще позднее снова в астральном,... а еще позднее он опять будет располагаться в эфирном.
У звуков есть тенденция прогрессировать в течение времени. И подобно тому, как мы наблюдаем постепенное, шаг за шагом развитие растения от распускания листьев ранней весной до раскрывания цветка и вызревания плода, а затем обратно к разрушению, также наблюдает существо из иерархии ангелов постепенное развитие звуков в том царстве, которое я описал вам как царство языка. Эти звуки, если можно так сказать, расставлены на разные позиции в царстве языка. И существо иерархии ангелов через некоторое время обнаруживает, что какой-то звук, который был некогда проставлен в астральном [теле], начинает проявляться в эфирном, а еще через некоторое время - в физическом. А если некий звук можно наблюдать в физическом, то через какое-то время он окажется опять в астральном.
Итак в действительности в развитии звука в царстве языка видится некое ритмическое движение. Это и есть глубинная основа закона смещения звуков.
Рисунок 11
Если взять именно этот пример - переход D(Д) в Т(Т) и затем в S(С) (или Th, что то же самое)..., то можно увидеть, что D(Д) возникает потому, что человек, весь человек целиком, со всем своим четырехчленным строением, в определенной степени строит свой центр тяжести в астральном теле: отсюда возникает D(Д)Т мы образуем, создавая свой центр тяжести в эфирном. S(С) или Th образуется, когда человек создает центр тяжести в своем физическом теле.
Рисунок 12
Вы видите: если отвлечься от всего прочего, что живет в языке, от всех значений, которые живут в речи, то понимаешь, что в языке есть еще нечто особенное, некое трезвучие, которое, однако, проявляется совершенно как протяженная во времени мелодия - некое трезвучие... Если где-то есть исходная точка, то одновременно с ней звучат и другие звуки, те, которые стояли на том же месте слова в какое-то другое время". Память некоего существа из иерархии ангелов всегда длится, чтобы слышать отзвук тех звуков ступени, которая была перед этим.
"Когда организм проделал в языке всю триаду и вернулся обратно, то движение не повторяет предыдущее, но все целое одухотворяется. Заметьте, когда D переходит в Т, а Т в ТН (или SSS), то дальше оно не приходит обратно на свою первоначальную ступень, но совершает некий поворот вбок. То есть треугольник вы должны представлять не на плоскости.
В то время, как звук D(Д)T(Т), Th так движется дальше и идет вперед по спирали, он все время приходит в некое иное состояние. Пожалуйста, не думайте, что слово, дошедшее в своем развитии до th, снова возвратится к D - слово не возвращается, - но поймите, что слово умирает тогда и отдает свои строящие силы в некое иное царство. Слово, рождающееся в физическом, в эфирном или в астральном, создает свое окружение, умирает и затем вновь выступает на некоей высшей ступени как иная сила, предтворенным. Так что слово, которое мы можем проследить со времен Греции, от thanatos до death, и дальше вплоть до немецкого Tod, сейчас имеет предпосылку отмереть. Слово Tod умрет. Это будет в конце временного отрезка, который мы обозначаем как наша пятая послеатлантическая культурная эпоха. Этого слова больше не будет - оно умрет. Но сила, которая его создала, перейдет на некой более высокой ступени в силу человеческой души и будет содействовать тому, что людям станет легче понять сущность смерти в смысле нашей Духовной науки".
С возникновением каждого слова, жизнью и смертью слова развивается и умирает элементарное существо, которое проявляется в нашем мире в облике нашего слова. В каждом произносимом нами слове мы вступаем (eingreifen) в тело некого духовного существа (93а/128). "Ангел направляет свои духовные очи на Древнюю Грецию, видит как там рождается из физического некое элементарное существо, видит, как оно эфиризируется, астрализуется и увидит, как оно умрет, когда пройдет наша пятая послеатлантическая эпоха развития" (17.7.1915).
Остается следующая загадка: в первой названной лекции утверждается, что звук, когда он проделал ступени превращений, возвращается к своему первоначальному звучанию, в то время как во второй упомянутой лекции значится, что превращение звука, если оно, например, началось в астральном и проходит развитие к эфирному и физическому, определенно снова возвращается к астральному, но не к тому же самому звуку; что преобразование звуков идет вперед по спирали.
Как понять это противоречие? Скрывается ли в нем какая-то тайна? Очевидно, что развитие идет вперед по спирали; в природе, в царстве растений мы тоже находим этот принцип cпирального построения. Развитие человека в речи и языке когда-нибудь само разрешит эту загадку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий