понедельник, 30 октября 2017 г.

Агата Лоренц-Пошманн Терапия с помощью искусства речи 24

Звуки, идущие от различных областей речеобразования, и метаморфозы душевного
Губы, зубы, язык и нёбо являются органической основой звука, творящего наш облик. В то же время эти речевые инструменты являются источниками чувства, мышления и воли, вливающихся в язык. То, что стремится выразиться в языке от чувства, проявляется в губных звуках, от мышления - зубными и зубно-языковыми звуками; и от воли - нёбными звуками. Если душевные качества чувства, мышления и воли не оформлены должным образом, или если они не находятся в гармоническом соотношении друг с другом, то это выражается в оформленности звуков.
Однако каждая из душевных способностей - чувство, мышление, воля - может быть сама по себе негармоничной, неуравновешенной. Может оказаться, что один из трех относящихся к этой душевной способности звуков образован очень хорошо, а два другие - нет; например,
из группы звуков БПФ - или Б, или П, или Ф;
из группы звуков ДТС - или Д, или T, или С;
из группы звуков ГKХ - или Г, или К, или Х -
Таблица 3
могут быть недооформлены. Или может статься, что два из них хорошо сформированы, а один нет; или что все три плохо формируются. Таким образом, может по разному обстоять дело внутри группы звуков, соотносящихся с нашими душевными способностями.
Звуки Б, П, Ф.
"Как в зубах проявляется то, что отвечает мыслительному (Gedankenmassige) в языке и речи, мыслительная твердость, - так в губах проявляется мягкое, погружающееся в любовь чувствование (Gefuhlsmassige). И именно губы наполняют речь любовью, что сообщает другому о симпатии, передает ему симпатию" (307/82). Сами по себе губы есть проявляющееся снаружи нечто внутреннее, нечто, наполненное чувством. При звуке Б - исключительном звуке чувства, поднимающемся из души ощущающей и с ней связанном, - должно напрягаться астральное тело.
При звуке П губы плотно прилегают друг к другу, и "взрываются" силами нашего Я, которые мы вносим в дыхание. При этом человек в основном напрягает свое эфирное.
Мудрость, струящаяся с любовью из души самосознающей, идущая сквозь человека и из человека, открывается благодаря тепловому звуку Ф. Произнося Ф, целостный четырехчленный человек создает центр тяжести в своем физическом. Он напрягает свое физическое тело, которое дает ему опору для его сознания. Для правильного произнесения Ф необходимо сильное противодействие нижней губы верхнему ряду зубов. В губах и губных звуках живет любовь, живет чувство, а в зубах проявляется то, что, воплотившись, вошло в голову как небесная, божественная мудрость. При произнесении Ф эта божественная мудрость струится в дыхании, которое выталкивается наружу. Ф - это "сознание пронизанности Мудростью" (279/87): "знай, что я знаю". Мудрость немыслима без сочувствия и любви, потому-то она и может открываться лишь в области чувства благодаря губно-губному звуку Ф. В звуке Ф содержится сила стремления сделать сознательным духовное в человеке. В переживании звука Ф достигается некая духовная ступень, некая ступень сознания, и физическое напряжение при извлечении этого звука служит тому основой.
Если произносится один из этих трех звуков Б, П, Ф, то при этом неслышно звучат и оба других. Как с каждым извлекаемым тоном звучат еще и два других, так благодаря способности, позволяющей извлекать три звука в "области чувства" (являющихся метаморфозой одного и того же в развитии речи) создается уравновешенность, гармоническое трезвучие.
То же относится и к звукам, произносимым в областях мыслительной и волевой, и которые тоже принадлежат к этой метаморфозе. Благодаря работе над упражнениями с тремя звуками Б, П, Ф, идущей от имагинативного переживания, и при правильной деятельности инструментов речи в чувстве достигается некая уравновешенность, гармония.
Д,T,С
Такое же гармоническое трезвучие есть и в звуках, относящихся к области зубов: Д, T, С. Зубы имеют отношение к мышлению. "Зубы приходят на помощь мышлению, когда оно стремится найти свое выражение в речи" (307/77). Звуки Д и Т привносят "определенное мыслительное, дефинитивное мыслительное в речь" (307/77). Когда вы выговариваете звуки Т и Д, у вас появляется ощущение, которое локализуется в передней части рта, у языка. Можно как бы "ощупать", осязать то, что выражается в речи (280/52). Осязание связано с внутренним, душевным переживанием. Но язык, который является "органом душевного осязания", дотрагивается до зубов: осязается одновременно и то, что соответствует мыслительному.
В эвритмическом движении Д (которое является указующим движением) содержится нечто мыслительное, внутри него живет некое сознание, познание, а именно - что “кроме меня самого здесь есть еще нечто, на что указует этот жест".
Можно увидеть, как мыслительное начало привходит исключительно благодаря образованию зубных звуков, как физиологическое являет отображение духовного. Д - это некое мягкое притрагивание, ощупывание языком, прикосновение, которое вырастает из души ощущающей. Человек при этом напрягает в основном астральное. Человек как целостное четырехчленное существо создает центр тяжести в астральном. Итак, Д дает нам в области мыслительного - ощущающее, астральное.
Т выговаривается посредством сильного толчка, упора языком в верхний ряд зубов. Это - "крепкое касание". При этом еще больше используются зубы для того, чтобы помочь войти в речь "дефинитивному мыслительному", абсолютизированному, некой окончательности, "твердой фиксированности", "исправности". Т - это "жесткое самоутверждение", оно "стукнулось". У него есть вес, и кроме того, творческая сила. Однако творческая сила может проистечь только из внутреннего настроя, исполненного благоговения или душевности. Рассудок и душевность образуют ту основу, на которой деятельность может быть творческой. В звуке Т рассудок и душевность находятся в гармонии; здесь то, что удерживается в строе души, переработано в рассудке.
Когда душа исполняется настроения Т, то она испытывает некое благоговение, нечто празднично-торжественное; переживает глубокое благостное поклонение - как это было всегда присуще "Тао" ("Дао" - прим. пер.). Лао-цзы описывает в своем учении "Тао" как высочайшее существо, которое является изначальной основой как физического, так и нравственного мира. Умирая, человек погружается в Тао, превращаясь в него, чувствуя себя с ним единым.
Этот благоговейный настрой - исходное настроение любой творческой деятельности - можно было видеть, например, у Гайдна, который перед тем, как начать писать музыку, преклонял колена в молитве, становясь соединительным звеном между миром духа и нашим миром. Это можно пережить в его музыке.
Т так же как и Д указует на что-то, излучаясь, но оно излучается, знаменуя излучение с небес на землю (279/65). Благодаря Т мы встречаемся в мышлении с небесными силами; или можно еще сказать: через посредство сил Т мы постигаем Спиритуальное мышление. Силы Т притекают из области созвездия Льва, из "пламенного воодушевления". Пронизываясь, одухотворяясь жаром пламенного воодушевления, человек может стать творцом. Благодаря пламенному воодушевлению он отдает себя, вступая в царство мировой мысли, и он приносит ее - как Т - с небес на землю подобно тому, как цветущее растение восходит к небесам своим цветом, запахом и пыльцою, связуя себя со Вселенной и получая от нее отдачу, дабы благодаря действию творящих сил затем произвести из себя плоды и семена, в которых скрыто будущее. При выговаривании Т напрягается эфирное тело, которое в то же время является и телом мышления. Итак, в звуке Т силы рассудка и силы душевности, мыслительные силы и "тело мышления" находятся в гармонии. Если звук произносится правильно, они образуют одно целое, единство.
Звук С или звук Ц "представляют собою определенное самостоятельное существо". Звук С всегда ощущался именно “как нечто совсем по-особому глубоко пронизывающее в речи" (279/74). В древнейшие времена человеческого развития S(C) переживалось с тем же чувством, как символ змеи или символ жезла Меркурия, - как нечто, вызывающее страх, как что-то, чего надо остерегаться (279/75). При С переживается не только мыслительная явность и абсолют, субстанциальность мышления, как для звука Т. Здесь добавляется еще нечто, а именно, что с той сознательностью, которой наделено С, можно пронизать все: ничто не может остаться сокрытым перед силою С. Импульсом звука C можно достичь глубокой тишины, успокаивая пребывавшее в беспокойстве. Звуком C можно успокоить целое собрание людей.
Тот, кто овладевает силой C, может воздействовать на все живое, может успокаивать людей и стихии. C делает человека духовно подвижным и может приводить к высоким степеням сознания. Однако в нем скрывается и опасность: если человек не окреп морально, то C может свести его к дурному. Если владеющий им свяжет себя волей к господству, то оно ведет такого человека ко злу. Человек становится черным магом.
Когда человек произносит тепловой звук C и Ф (и Х тоже), - он приводит в напряжение свое физическое тело и создает, как единое четырехчленное существо, центр тяжести в физическом. Благодаря этому он может развивать свое сознание и расти духовно. Человеческое сознание может раскрываться только на какой-либо твердой основе и при исполненном силы действии Я - а наше Я живет в элементе тепла. Сознание опирается на эту двойственность: на физическую основу и на Я. Итак в С мы имеем некую мыслительную силу сознания, пронизывающую физическое и духовное, и напряжение физического тела, создающее основу для звука.
Звуки Г, K, Х.
Звуки Г, K, Х мы произносим при помощи органов речи, которые лежат дальше всего, в самой глубине. Мы столь же далеко входим при этом и во внутренний мир человека, туда, где живет воля. Там, в этой нёбной области, которая является областью воли в органах речи, переживается также и это трезвучие.
Произнося Г, человек напрягает преимущественно свое астральное тело, и весь человек в своей четырехчленной целостности создает в астральном центр тяжести. Г переживается как некое "соединение воедино", "утверждение внутреннего". Здесь говорит наша душа ощущающая, которая собирает воедино внутреннее и отстраняет (отражает) внешнее: Г также может переживаться как некое существо, которое господствовало над силами внешнего мира и которому служили силы мира нижнего (*6). Физиологически процесс произношения этого звука представляет собой то же самое: прежде чем произносится Г, корень языка смыкается со сводом мягкого нёба. Невозможны глотательные движения и внутрь не может проникнуть дыхание. Т.е. и чисто физиологически здесь тоже внутреннее собирается воедино, а внешнее отражается, отстраняется.
Закрытие, однако, не только является разделением на внутреннее и внешнее пространство, но оно также ставит преграду на пути из остального тела в голову. Мягкое нёбо (Gaumensegel), его свод, сжимается и перекрывает воздушные пути, гортань закрывается, корень языка приподымается и прижимается к нёбу. Верхнее и нижнее оказываются закрытыми, каждое в себе. Затем из Я проталкивается дыхание. Корень языка и гортань выталкиваются по направлению книзу. Мы опять видим в этих движениях ту же картину: Г господствует над силами верхнего мира и им служат силы мира нижнего. Воля, которая еще связана с душой ощущающей, действует в звуке Г, и центр тяжести в речи находится здесь в астральном.
Для звука К этот "взрыв" связан с еще большими силами, он еще сильнее. Корень языка и гортань прямо-таки молниеносно выталкиваются вниз. В звуке К мы имеем внутри нечто властвующее над материей исходя из Духа (279/95). Здесь Р.Штейнер приводит пример слова "kusch" ("кыш!" - по-русски): так мы говорим, когда имеем дело с крикуном, которого невозможно унять, который стоит перед нами как нечто материальное, наводящее страх, что мы не сумеем с этим справиться. Укрепляясь в противодействии ему, мы хотим сдуть его прочь и говорим: "kusch!". Здесь чувствуется "отвращение", отталкивание, сжатие в самом себе, направленное против того, чему говорится kusch!, но также и господство над ним (279/95).
С помощью К человек вырабатывает в себе силы мужества. Если не делать упражнений на К, то (в рецитации) не будет хватать мужества, чтобы, например, верно выделять точку с запятой и т.п. "Благодаря упражнениям с К предложение начинает достигать уха" (280/51). В звуке К действуют силы мужества и воли, которые пронизываются рассудком и весь четырехчленный человек в целом при этом напрягает свое эфирное тело. Это можно ощутить в упражнении "Komm kurzer kraftige Kerl".
Звук Х является одним из "тепловых" звуков, произносящихся в области воли. "Внутри всего дыхания заложен звук Х... Х проникает с дыханием даже внутрь предметов. Оно говорит нам: "Слушай (Hor zu...)... и войди внутрь того, что ты слышишь, восприми это. Почувствуйте только то перетекание человека в иное в слове Ich ("Я"), благодаря чему выражается понимание, постижение иного. Happig - hab'ich...( жадный, у меня есть). Теперь сравните с такими образованиями, как launig (забавный, веселый), straflig (наказуемый, недопустимый), langlich (продолговатый). В окончании -ig (ich=ig) мы сразу становимся всему подобны. Мое дыхание струится, выходя наружу и подступает к вещам: становится подобным всем вещам". Это говорится из сущности формирования речи (Sprachgestaltung), не этимологически или философски-лингвистически" (280/54). Х - это всецелая "отдача себя" (280/59). Эта самоотдача, это становление подобием всех вещей являет собою высочайший идеал в сфере воли.
Космические, вселенские силы, стоящие за звуком Х, помогают нам погрузиться в существо дерева, животного, человека и пережить его, ощутить его, соединиться с ним чувством, последовать в понимании за его существом. Это может пробудить нас к более глубокому осознанию, к пониманию и постижению окружающего нас мира. Здесь воплощается социальный христианский идеал братства, действенной любви.
Чтобы извлечь этот звук, пробуждающий интуитивное сознание, "тепловой звук", который образуется в областях воли нашего речевого аппарата, человек приводит в напряжение в основном свое физическое тело. Весь четырехчленный человек в целом создает некий центр тяжести в физическом (Доклад от 17.06.1915). Физическое является той основой, на которой сознание и дух могут развертываться здоровым образом.
Итак человек может извлекать в каждой из этих трех областей - губы, язык, нёбо - три звука, которые принадлежат к метаморфозе души ощущающей; души рассудка или душевности; души самосознающей: Б, Д, Г - П, T, K - Ф, С, Х. Эти звуки так же отличаются друг от друга по своим тонам, своим воздушным формам и формообразующим силам, как отличаются друг от друга чувство, мышление и воля.
Если эти три различных звучания идут из имагинативного переживания, то они могут приносить некое гармоничное развитие в областях, соответственно души ощущающей, души рассудка или душевности, души самосознающей. Развитие проистекает от восприятия (души ощущающей) - к понятиям (душе рассудка или душевности) - к осознаванию (душе самосознающей); или же: от чувства себя единым с миром (душа ощущающая) - к душевному переживанию мира (душа рассудка или душевности) - к духовному постижению мира (душе самосознающей). Это развитие относится как к чувству, так и к мышлению и к воле.
Итак, звуки, объемлющие собой все развитие человека и те центры тяжести, которые человек создает свои четырехчленным существом, - Б, Т, Х.
Б - душа ощущающая, “центр” в астральном;
Т - душа рассудка и душевности, “центр” находится в эфирном или в “теле мышления”;
Х - душа самосознающая, “центр” находится в физическом.
B P F
D T S
G K CH
“Центры тяжести” и их сопряжение с душевными качествами.
Душа ощущающая связана с напряжением астрального тела при образовании звуков Б, Д, Г таким образом, как это развилось в древнеперсидской культуре. (Имеется в виду “пра-персидская” культурная эпоха” по наименованию Р.Штейнера - прим. пер.). Можно было бы посвятить целое отдельное исследование тому, насколько большую роль играли в соответствующей культуре эти звуки и каким образом они произносились.
Нечто подобное относится и к звукам П, T, K, при извлечении которых должно напрягаться эфирное тело, в чем участвует душа рассудочная. “Душа рассудка или душевности имеет своего рода выражение, отпечаток своего существа в эфирном” (121/16.6.1910). В греко-латинской культуре (культурной эпохе) Я человека вступает в душу рассудочную и становится благодаря этому свободнее, самостоятельнее.
Физическое же тело должно напрягаться при извлечении звуков Ф, С, Х. Оно является основой для того, чтобы Я могло вступить в душу самосознающую, которая формируется в течение пятой послеатлантической культурной эпохи. При таком использовании физического тела, о каком говорилось выше, мы приходим к постепенному, шаг за шагом, образованию души самосознающей (121/16.6.1910). В физическом звуки Ф, С, Х могут “изживаться” точно так же, как душа самосознающая “изживает” себя в физическом. То, чего достигает душа самосознающая, наше Я врабатывает в физическое тело.
Когда мы напрягаем наше физическое тело и звуки F, S, CH изживаются в физическом, то при этом совершается некая предварительная работа - наше Я проделывает эту работу. преобразуя физическое тело в Духо-человека (Geistmensch) или в “Атман”.
Когда мы напрягаем наше эфирное тело при звуках Р, Т, К, то это может рассматриваться как предварительная работа Я по преобразованию души рассудка или душевности в Жизне-Дух (Lebensgeist).
И когда мы напрягаем наше астральное тело при произнесении звуков B, D, G, то мы можем это рассматривать как некую предварительную работу Я по преобразованию души ощущающей в Самодух.
Все, что должно придти в будущем, прежде переживает свое приготовление. Оно должно входить в настоящее уже сейчас, чтобы сообщать какую-то часть себя для грядущего (121/10-й доклад).
В 10-м докладе цикла лекций “Миссия единичных народных душ в связи с северно-германской мифологией” есть схема того, как разные культурные эпохи взаимосвязаны с образованием тела эфирного, тела астрального и тела физического и развитием души ощущающей, души рассудка и душевности и души самосознающей. Сюда можно добавить звуки, которые “вызываются” благодаря тому, “что человек как целостное четырехчленное существо создает определенные центры тяжести” опять-таки в астральном, эфирном или в физическом и при этом приходят в напряжение эти сущностные члены его существа.
Рисунок 13
Это невероятно важно - в особенности для терапии, - что должен быть приведен в напряжение (т.е. активизирован) весь человек в целом, что должны быть созданы “центры тяжести” в его сущностных членах и он должен вынести, извлечь звуки из своего организма, “вызвать” их, прежде всего, благодаря этим напряжениям.
Эта схема не имеет отношения к “сдвигам” звуков. Мы можем говорить о сдвиге звуков в пределах германо-европейского языкового пространства и на следующей таблице видно, как слово возникает на первой, второй или на третьей стадии.
1 ступень
2 ступень
3 ступень
латинский - duo
греческий - Teis
греческий - Thyra
английский - two
готский - threis
английский - door
немецкий - zwei
немецкий - drei
немецкий - Tur
Таблица 4
Метаморфоза звука имеет отношение к одухотворению звука и к его вхождению во внутреннее душевное начало, и одновременно с этим имеет отношение к развитию элементарных существ.
Душа ощущающая, душа рассудка или душевности, душа самосознающая являются видоизменениями астрального тела. Наше Я, которое работает во всех трех модификациях, в душе ощущающей действует таким образом, что человек почти и не ощущает свое Я. Оно “вынашивается” (“высиживается”) в душе ощущающей в глубокой тишине. Впервые наше Я обращается наружу и проявляет себя в душе рассудочной (или душевности). В душе самосознающей, как в высшем члене человеческой души Я становится впервые совершенно явственным. Эти три члена внутреннего существа человека - это тремя способами преобразованное его астральное тело. Они перерабатывают само астральное тело, эфирное тело и физическое тело, готовя их для будущего. “Однако это переработанное есть именно то, что живет в глубинах нашей души. Душевное, внутреннее начало человека - это три модификации его астрального тела. Эти три модификации должны располагать определенными инструментами и это проявляется вовне таким образом, что в астральном теле имеет своего рода инструмент душа ощущающая, в эфирном - душа рассудка или душевности и в физическом теле - душа самосознающая” (121/3-й доклад).
Слово есть Божественный дар - “и Слово было Бог”, - оно дано не только чтобы люди понимали друг друга, но чтобы в нем человек мог крепнуть и развиваться. Божественные деяния открываются нам через посредство звуков языка, благодаря звукам. В нашем физическом теле мы несем некое отражение звездного неба или мирового начала Согласной; а в нашем эфирном теле некое отражение мира планет или мирового начала Гласной. “В то время как ребенок развивается, из тела в органы речи тянутся те самые силы, которые отображают Вселенную и формируют органы речи. Более внутренние - лежащие внутри - органы речи так формируются из сущности человека, что они могут давать гласное (“вокализировать”), а органы, расположенные ближе к периферии, - небо, язык, губы и все, что более создает форму физического тела, - устроены так, чтобы возникало “начало согласного” (Konsonantismus) (209/108).
В наше время речь, которая должно нести человеку откровение творящих звездных миров, - разрушена и разрушена страшно. И нет ничего удивительного, что при этом человечество больно душой и телом. Божественная мудрость онемела, умолкла в человеке. Речь поверхностна, внутренне ненаполнена, она стала опустошенной, абстрактной; звуки - пустые оболочки, лишенные жизни, как трупы. Человеку пора вновь учиться обращаться к силам, скрыто живущим в нем, делать осознанными свои органы речи и звуки, ибо через речь мы физиологически возвращаемся назад, к нашему внутреннему душевному и к нашим внутренним органам. Речь, ставшая абстрактной, действуя обратно, давит и парализует, вызывая болезни внутреннего душевного строения.
Люди должны стремиться внутренне обрести имагинативное переживание звуков; тогда люди станут творческими, богатыми душою и подвижными в становлении своего мышления (339/15.10.1921). В образном переживании речи человек поднимается над интеллектуально высказанными словами, выходит из них, проникает сквозь них к объективности звуков и слов, и слова могут стать для него истинными внутренними духовными переживаниями. “Ведь это и есть тайна современного посвящения: поверх слова выходить к переживанию духовного” (233а/96).
Когда мы живем в образности речи, мы пребываем внутри эфирного созидания. Это та сфера, в которой разворачивается живое мировое Слово, которое прошло через мистерию Голгофы. Благодаря своей жертвенной смерти Христос дал человечеству возможность воспринять в себя живой источник Слова, языка. Сейчас язык снова может стать живыми имагинациями, и может оживить других (224/13.4.1023). Без этого невозможна и дальнейшая жизнь человечества, ибо “духовная жизнь человечества иссушится и люди смогут продолжать лишь некую животную жизнь, если не возникнет понимание таких вещей” (190/84).

Комментариев нет:

Отправить комментарий