среда, 30 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. ПРИЛОЖЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ДИЕТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ И БОЛЬНЫХ


д-р мед. Грете Хаушка

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Из соответствующего нашей эпохе учения о питании, которое пытается в общих чертах обрисовать проблему, следует новая точка зрения на повседневную практику тех, кто должен
заниматься вопросами питания здоровых и больных людей.

С удовлетворением можно отметить, что в этой книге не представлено какой-либо схемы, которую можно было бы принять за идеал, но речь идет о том, чтобы человеку, состоящему из тела, души и духа, дать необходимые стимулы с вещественной стороны, чтобы он мог в живом виде поддерживать всё многообразие своих процессов.

Уже питание здоровых людей должно быть исполнено ответственностью; при этом не обойтись без истинного знания человека, ибо для подрастающего человека нужно  позаботиться о том, чтобы постепенно полностью развить его способность пищеварения, чтобы, с одной стороны, духовно-душевное не было парализовано вялостью и отсутствием интереса к процессам обмена веществ, с другой стороны, чтобы оно не было повреждено вследствие излишних перегрузок. От разумного подхода к питанию молодого человека зависит, будут ли уже в молодости предупреждены болезни позднего возраста, тогда как равнодушное отношение может создать причины последующих заболеваний. Сюда относится также то, чтобы при односторонних склонностях, которые часто наблюдаются у детей, терпеливо пытаться преодолеть этот анти-аппетит. Начинают с очень маленьких порций «нежелательной пищи», чтобы организм научился ее переваривать и затем охотно воспринимать. Если это делать с тактом, фантазией и любовью, то можно этим сделать для ребенка очень многое, ибо всякая пища, которая вначале плохо переваривалась, но потом начинает усваиваться, означает рост реальных сил индивидуальности, преодолевающей материю. Этим мы больше поможем ребенку, чем если из-за собственной слабости будем потакать его склонностям. Ребенку нужно дать почувствовать, что здесь он совершает такой же отважный поступок, какие обычно в мире совершают его герои.

На основе развиваемых в этой работе мыслей, которые показывают, что духовное развитие идет рука об руку с образованием здоровой основы органов, которой можно способствовать или препятствовать посредством питания, может быть также намечена правильная линия для
собственно диеты больного.

Диетическое в целом лежит между медикаментом и нормальным питанием. Оно может стать
совершенно медикаментом или действовать как добавка к нормальной пище. Поскольку научный образ мышления более склонен к тому, чтобы диету также жестко предписывать, как и медикамент, то в противоположность этому следует указать, что все более и более пациент
должен сам, своими индивидуальными силами участвовать в построении диеты. Она должна
представлять собой нечто среднее между предписанием и свободным выбором, ибо душевный настрой, сознательная сторона дела играют большую роль, чем обычно думают. Сделанная с желанием «диетическая ошибка» часто легче переносится пациентом, чем навязанное диетическое блюдо; но только все должно быть в разумных пределах. Также диета должна содержать творческий, исполненный фантазии элемент. Нужно уклоняться от голых расчетов согласно мере, числу и весу даже при лечении сахарного диабета, поскольку мы имеем здесь дело с живыми природными процессами.

Основополагающим для всякого понимания в этой области является рассмотрение природных веществ согласно присущим им внутренним силам, как это было сделано в этой книге, ибо только так можно установить отношение субстанций природных царств к человеку как к микрокосму. Посредством диеты к нему тогда подводятся такие силы, в которых нуждается его болезненный процесс, и устраняется то, что в его организм действует как яд.

Но также и здесь очень важно все снова и снова пытаться давать ранее непереносимую
пищу, поскольку, если постоянно находиться на диете, то можно парализовать некоторые силы, которые уже готовы к восстановлению. Время от времени нужно пытаться слегка расширить меню, ибо всегда нужно помнить, что находиться на диете и не мочь употреблять в пищу все прочее, это всегда несет в себе определенный антисоциальный элемент, с того мгновения, когда это уже не обосновано острым болезненным состоянием.

Поэтому нашей задачей здесь будет вначале еще раз рассмотреть принцип питания здорового человека, а затем описать необходимые отклонения от этого в случае серьезных заболеваний. Поэтому здесь будут даны не детализированные диетические предписания, но только представлена ведущая мысль, руководствуясь которой в каждом конкретном случае может быть выбрана соответствующая диета. Таким образом, выбрана соответствующая диета. Таким образом, даваемые здесь рекомендации не претендуют на полноту, но они могут служить для ориентировки тем, кто конкретно займется этими вопросами.

Первые публикации на эту тему была в III тетради VI года выпуска журнала «Natura », журнала для расширения врачебного искусства на основе духовнонаучного учения о человеке, содержащего работы д-ра Г. Сухантке, д-ра Ильзе Кранер, а также мои собственные наработки вопросов питания и диеты в Клинико-терапевтическом институте в Арлейсхейме, Базель.


      ПИТАНИЕ В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ

Уже в предыдущих главах подчеркивалось то, что история развития всего человечества,
согласно биогенетическому основному закону, должна повторяться каждым отдельным
индивидуумом. Из этого факта следует новое понимание той последовательности, в которой
здоровый ребенок должен употреблять для своего питания продукты природных царств.
От материнского молока, которым он должен питаться по возможности до полугода, он
переходит к коровьему молоку, затем к растительной пище, а именно, к плодам, семенам (муке), через зеленый побег к корню, а затем к соли.

Эта шкала представляет нисхождение инкаринирующейся индивидуальности.

В то время как построение органов в материнском теле идет посредством пластических сил
крови, после отделения плода грудной младенец еще получает выделившееся из человеческого жизненного процесса пластические силы вместе с материнским молоком. Молоко вместе с физическими носителями, белком, углеводами, жирами и солями, он потребляет в легко усваиваемой форме. Материнское молоко создает в еще сияющем и еще не дифференцированном в своих полярностях организме ребенка удивительную атмосферу роста согласно космическим законам. Это время, когда организм, а именно, мозг и нервная система, а затем также легкие и сердце, и, наконец, органы обмена веществ должны расти, не отвердевая слишком рано под действием земных сил.

Вся внутренняя система органов посредством древнего «божественного питания » молоком
должна быть устроена так, чтобы переход и земным функциям, т. е. взаимодействие с земным
веществом других природных царств, происходил бы без нарушений. Уже коровье молоко, с его чуждым влиянием животного царства, является препятствием, которое не всякий ребенок может легко преодолеть, поэтому его можно давать ребенку только разбавленным. С прекращением питания материнским молоком ребенок впервые открывается влияниям окружающего мира; он выступает наружу из своей оболочки, и можно наблюдать, насколько уязвимым является ребенок, который недостаточно долго питался материнским молоком.

Между пятым и шестым месяцем можно сделать переход к растительной пище. Начинают с
фруктов и семян. Свежевыжатый фруктовый сок дают по ложечке. Тем самым апеллируют к
совершенно иначе дифференцированным силам, силам ощущения, внутреннего восприятия. Душа нуждается в фруктовых кислотах (апельсинах, мандаринах, малине), чтобы в телесном отношении сделать необходимый шаг, еще сильнее действует в этом направлении терпкость сока листьев (шпинат), и корневые силы с их родством с солью пробуждают чувственную деятельность и сильнее всего низводят маленького гражданина на физический план.

В то же время следует уплотнять молоко мукой, манкой или овсяными хлопьями, позже
добавлять саго и рис, постепенно доводя до кашеобразной консистенции, чтобы позже сделать переход к хлебу.

Еще целиком укутанный в тепловые процессы, ребенок мало нуждается в жирах, лучше
всего давать ему их в форме маленьких хлопьев свежего масла с кашей.

Молоко постепенно ограничивают, и в конце первого года жизни его норма составляет не
более одного литра в сутки.

Признаком нормального нисхождения и действия высших принципов в ребёнке для жизненного тела являются пластичные изменения формы черепа, постепенное закрытие
родничка, оформление черт лица и вообще рост органов (прибавка в весе), тургор кожи и все, что живо действует в жизни соков ребёнка. Для внедрения душевного тела, поскольку оно работает телесно, критерием являются движения в широком смысле слова. Если ребенок радостно барахтается, осматривается вокруг себя, если дыхание и обмен веществ здоровы и опорожнение кишечника регулярно, то в этом можно видеть правильное внедрение жизненных функций посредством духовно-душевного. Это собственное движение на четвертом-пятом месяце становится целенаправленным; это означает, что отныне на сцену выступает также Я-существо; и как собственное существо испытывает себя в отношении внешнего мира. Из наблюдения за грудным ребенком можно заметить бесконечное множество симптомов, указывающих на постепенное пробуждение и деятельность высших принципов в человеке. Эта величественная драма возвышения мира посредством тела имеет ещё существенную фазу в прорезывании зубов, которых к первому году становится двенадцать, и кроме того, важным является то, своевременно ли ребенок начинает сидеть, стоять, ходить и говорить.

Механизация питания грудных детей является источником обеднения сил фантазии и любви, которые разыгрываются вокруг питания ребенка, и, как атмосфера, действуют также парализующе и умерщвляюще, как «стерильные» комнаты для грудных детей. Насколько будет живее, если мать будет сопровождать это развитие любовной фантазией, если она, при добавлении к молоку муки, знает, как отдельные виды злаковых действуют в элементах: овес — в теплоте, ячмень — в свете, рожь — в тяжелой воде, пшеница — во всем вместе; и все это проявляется до формообразования. Она даёт ребенку вместо белого свекольного сахара тростниковый сахар, чтобы силы интеллекта, отвердевания, не развились преждевременно. Она не будет экспериментировать с субтильным космически-земным равновесием ребенка и не даёт ему слишком рано ненужную пищу со стола взрослых. От мяса и мясных бульонов следует воздержаться; они настолько привязывают ребенка к Земле, настолько пронизывают маленький организм многими чуждыми влияниями, что Я-организация не может без помех строить органы. Никогда не следует забывать, что ребенок в первые годы жизни создаёт инструмент в своей телесной организации, от свойств которого он зависит в последующей жизни. От этого зависит, будет ли он в мире действовать как здоровый духовно-душевный индивидуум. Мясо и особенно вино или пиво, острые пряности, а также грибы и даже яйца должны быть исключены в первые годы. Иначе ребенок слишком рано будет оторван
от связей с космическими силами, и организм будет слишком рано пробуждён, т. е. слишком рано дифференцирован и подвержен отвердению. Принадлежащие какому-нибудь органу высшие силы неправильно с ним связываются и позже бродят в организме как разрушительные силы. Такое неправильное питание, которое, казалось бы, должно «укреплять», производит только нервных, беспокойных людей, создает предрасположенность к астме и другим аллергическим состояниям, причиной которых является то, что духовно-душевное неправильно погружается в органическую жизнь и лишь вызывает раздражение.

С полной ответственностью нужно подходить уже к питанию здорового ребенка. Но мы
также лучше поймем больного ребенка, ребенка с нарушениями питания, если мы описанным
образом будем рассматривать телесно-душевные отношения. Например, при упорных запорах
нужно наряду с обычным медикаментозным лечением возбуждать элемент внутреннего движения посредством фруктовых кислот, посредством цветочного, например, сахара, или мёда, или солода. Эти субстанции возбуждают внутреннюю активность движения обмена веществ, растворяют застои и сдерживают слишком сильную деятельность печени в смысле синтезирования. Короче говоря, они делают процессы более жидкими. В противоположном случае возбуждают деятельность печени посредством формообразующих сил белка дают, например, богатое белками молоко или рисовый отвар, который оказывает сильное пластицирующее воздействие и способствует длительному прохождению пищи в кишечнике.

     Первое семилетие

В своей ценной брошюре: «В чем нуждается маленький ребенок? Советы родителям и воспитателям » госпожа фон Бадитц различает три эпохи в первом семилетии, и эти три эпохи я также хотела бы описать, расширив это описание в медицинском направлении. Через три ступени проходит развитие ребёнка, создающего телесную основу для своей сознательной жизни.

Первая эпоха охватывает возраст от рождения до 2, 5 лет. В этот период развиваются
преимущественно мозг и нервная система. Жизнь во сне преобладает над бодрственной жизнью. Девиз этой эпохи:

«Не мешай этому спокойному субтильному развитию, ибо нервная система - это телесное
отображение макрокосмоса, она построена по звездным законам».

Если предоставить действовать здесь мудрости самой природы, поддерживать благородную
простоту земного и космического питания, то это позволит ребенку согласно его задаткам
наилучшим образом сформировать нервную систему. Сколько вреда для чувственной и телесной жизни ребенка приносит сейчас цивилизация посредством радио и других грубых внедрений, например, посредством чрезмерного употребления вигантола, упражнений для грудных младенцев — трудно измерить.

Во второй эпохе, длящейся примерно до пяти лет, телесно образуется, главным образом,
средняя система; дыхание и кровообращение вступают в правильные отношения. Все ритмы
благоприятно действуют на этой стадии телесного развития, любые подвижные игры, всякая
радостно возбуждающая пища, перемена пищи, красивое оформление, легкие овощи, фрукты,
хрустящие блюда, сладкие напитки и соленая пробуждающая еда в сообразной перемене,
согревающие пряности, особенно из семейства губоцветных — все это способствует хорошему проветририванию обмена веществ. Девизом этой эпохи будет следующее:

«Оживляй посредством радостных ритмов дыхательное взаимодействие жизни окружающего мира и внутренней жизни».

И как нервная система должна служить последующему мышлению, так и правильно
развитая ритмическая система обеспечивает мужественное, сочувствующее, подвижное бытие души. Завершается семилетка третьей эпохой, которая посредством образования основы для
системы конечностей и обмена веществ подготавливает смену зубов. Земные силы сильнее
захватывают члены. Игры временами могут уже быть заменены легкой работой; пища может быть более минерализованной, также даются бобовые растения, клецки, яйца, которые более отягощают обмен веществ. Здесь ребёнок уже слегка закрепляется в земных связях. И со сменой зубов уже освобождаются первые пластические силы жизненного тела, чтобы стать на службу сознательной жизни; ребенок становится «зрелым для школы», т. е. пробуждаются силы памяти. Всякая апелляция к этим силам до смены зубов (и это всегда нужно учитывать) приводит лишь к тому, что силы отвлекаются от строительства органов, что впоследствии приводит к тяжелым нарушениям, даже к таким серьезным болезням, как шизофрения. В эту последнюю эпоху развития ребенок создаёт основу для своей волевой жизни. Девиз этой эпохи:

«Посредством умеренного земного питания, и осмысленной художественной деятельности
членов (эвритмии), а также посредством легкой работы — утверждай и упражняй в обмене
веществ волю».

Если мы поймем нормальное развитие ребенка, и как оно должно сопровождаться
правильным питанием, нам будет также легко правильным образом сгладить болезненные 
отклонения.

Если, например, ребенок имеет тенденцию к слишком быстрому закрытию родничка, если
он слишком склонен к ранней дифференциации органов и отвердеванию, является малоголовым, высокого роста, непоседливым, нужно в его питании подчеркивать цветочный полюс, давать сахар и ароматические продукты, долго кормить молоком, которое свое космическое строение поддерживает в пластическом состоянии, позже давать много свежих зеленых овощей, чтобы более расширить ритмическую систему. У таких детей часто ослаблен обмен веществ, обычно они худы и раздражительны, их привлекает всё механическое, у них слишком рано формируется интеллект и начинает разрушаться еще не построившись. Для таких детей нужно мощно и сознательно, посредством цвета и формы и возбуждения фантазии использовать поток космического питания, чтобы укрепить, в противоположность органам чувств, слишком летучий обмен веществ.

Противоположное нужно для мечтательных детей, отставших в развитии, которые неохотно
отходят от доземного рая, имеют большую голову, у которых долгое время сохраняются живые водные процессы, из которых должно сформироваться твердое. Здесь посредством отваров из корней, которые добавляются в пищу, нужно возбуждать головные силы, чтобы правильно образовывалась костная система. Стабилизация тела, оконтуривание органов, особенно мозга, должны впоследствии создать основу способности мышления и различения. У большеголовых детей обмен веществ часто поднимается вверх, к чувственным функциям, и расплавляет их. Дети испытывают легкие головные боли, катарральные ослизнения и т. п. Этот тип, само собой разумеется, более чувствителен к шоковым воздействиям цивилизации или к окружающей холерической душевной атмосфере; и, наряду с разумным питанием, любовным, терпеливым участием им можно помочь правильно внедриться в тело.

Из этого видно, что из понимания нормального развития трехчленного человеческого организма, который только в полном своем взаимодействии может обеспечить здоровое функционирование, значительно легче объяснить болезненные отклонения, насколько это позволяют определенные судьбой задатки ребенка.

     Второе семилетие

Теперь переходим ко второму семилетию.
В более общем смысле оно соответствует второй эпохе первого семилетки, т. е. преимущественно образуется ритмическая система. Как в первом семилетии на первом плане стоит образование физической телесности, так и во второй семилетке в особенности образуется характер функций жизненного тела, что находит выражение в темпераменте. Темпераменты, получившие своё название на основе древних понятий Гиппократа об учении о соках, выражают перевес одной из четырех элементарных образующих сил в химизме соков.

В главе «пряности» уже указывалось на то, что эти темпераменты, среди всего прочего, представляют четыре члена существа человека на плоскости жизненного тела. У Парацельса мы находим удачные выражения:
                                                               желтая желчь
                                                               кровь
                                                               слизь
                                                               черная желчь

В желтой желчи действует огонь «Я», в пульсирующей крови — душевные силы, в слизи —
вегетативная жизнь и в черной желчи — минерализирующие силы только физического. Великая мудрость таится под этими обозначениями Средневековья, которые сегодня представляются нам детскими и чуждыми, но если проследить эти обозначения, то в них дана возможность понять следы членов существа в теле. Основы темпераментов лежат также в тайнах химии соков.

В подрастающем человеке, однако, нужно сгладить чрезмерную односторонность темперамента. И наряду с педагогическими мероприятиями гармонизации может помочь рациональное питание ребенка.

Холерическим детям с их огненными силами дают много лиственных и стеблевых 
овощей, а также водянистые плоды (огурцы, арбузы, тыква, дыня), легкую пищу, которая не
согревает; меньше продуктов из овса, зато больше из ржи, а также фрукты, способствующие
циркуляции. Овощи чаще следует давать в сыром виде; корни сельдерея, редьки, хрена
пронизывают обмен веществ сверху, чтобы в нём не образовывалось застоя. Обычно холерический ребенок глубже погружен в физическое тело, чем другие, поэтому эту связь не следует отягощать чрезмерной мясной и бобовой пищей, но посредством растительной пищи направлять огненные силы вверх, чтобы они облагораживались посредством циркуляции и дыхания, вместо того чтобы застаиваться в обмене веществ.

Сангвинические дети с их воздушно-световой легкостью и летучим обменом веществ
нужно лучше укоренять в земном. Им нужно давать такую пищу, которая нагружает обмен
веществ. Здесь хороши пшеница и рожь, мучные блюда, маис, орехи, миндаль; но наряду с этим нужны пикантные блюда с хорошей приправой, чтобы внутреннюю органическую жизнь сделать более подвижной и бодрственной, и чтобы индивидуум больше участвовал в телесных процессах. Здесь часто нельзя обойтись без мяса, чтобы воспитать здоровую земную твердость.

Флегматика нужно попытаться пробудить посредством различных согревающих 
пряностей, острой корневой пищей, грибами, фруктами и салатами из овощей. Ему следует давать меньше молока, но зато больше цветочного чая с молоком или другими фруктовыми кислотами.

Меланхолический ребенок с его переживанием земной тяжести нуждается в цветочном, согревающем, чтобы оторваться от перегрузки земными силами, а также в большом количестве сладкого (сливки, карамель, мед), ибо сладкое — это поистине «небесное» качество, а земным качеством является горькое. Южные фрукты, цветочный чай, кондитерские изделия, а также сырая пища, даваемая перед обедом, могут очень помочь маленьким меланхоликам.

Но всегда нужно учитывать, что решающим является не количество жиров, белков и углеводов, но качество, образующие силы, присущие веществам в силу процесса их становления. Сколько радости будет приносит обычно столь утомительная кухонная работа, если хозяйка таким образом будет подходить к природе субстанций, которые она обрабатывает. Пища во второй семилетке должна также приготавливаться с фантазией, как и само обучение, чтобы ритмическая система, основа для чувства, могла свободно развиваться в эту такую важную для всей последующей жизни жизненную эпоху. Будет ли ребенок пугливым или он мужественно вступит в жизнь, зависит от организации его дыхания и кровообращения.

       Третье семилетие

В третье семилетие, после 14 лет, индивидуальность внедряется в обмен веществ; как признак ее полного нисхождения наблюдается ломка голоса и половое созревание. В этом возрасте обмен веществ должен быть полностью прогрет, но не запружен, однако силы должны приспособиться ко всему, что подают на стол взрослым. Молодой человек окончательно создает основу для своего волевого развертывания. Телесно это тесно связано с функционированием его желчно-печеночно-селезеночной области. Здесь можно есть острую и горькую пищу, такую как одуванчик, полынь, шалфей, хрен, грейпфрут, имбирь, — возбуждающие печеночную функцию, если обнаруживается, что воля находится не в правильном отношении к миру. Само собой разумеется, что алкоголь здесь может принести большой вред. Известно, что дети в четырнадцатилетнем возрасте «никак не могут наесться». Здесь отчетливо видно, что посредством переработки пищи индивидуум должен в обмене веществ производить собственную теплоту, чтобы скомпенсировать холод, производимый интеллектуальной деятельностью, а также обеспечивать усиленную деятельность конечностей и волевую деятельность, в которых нуждается юный завоеватель мира. Здесь от большого
количества пищи может предохранить только её высокое качество. Прежде всего здесь нужны
орехи, сухофрукты, творог, сыр, сливки и т. д., грубый деревенский хлеб наряду с излюбленной в этом возрасте сладкой мучной пищей из здоровых источников белков и жиров. Потребность в мясе исключительно индивидуальна, но в любом случае должна удерживаться в определенных границах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий