вторник, 1 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. СОЛЕВОЕ ПИТАНИЕ 2

Соль натрия, хотя химически она очень близка к соли калия, с биологической точки зре-ния имеет совершенно специальное направление действия. Это соль животного организма. И если кальций мы постоянно видим тендированным из соков в твердое состояние, то натрий в организме нигде не образует отложений. Он действует исключительно в соках и повышает возбудимость живого существа. Мышцы, нервная система, воспроизводство, т. е. инстинктивная жизнь и подвижность - все, что составляет существо животного организ-ма, возбуждается солью натрия. Поэтому в человеческом организме соль натрия имеет отношение к душевной деятельности. В особенности почки и импульсируемые почками процессы дыхания и выделения, как физиологическая основа душевной деятельности, стоят в связи с поваренной солью. Построению лёгких из обсуждаемых здесь минеральных субстанций наиболее благоприятствует соль натрия, и в последние десятилетия ей припи-сывается особая роль при легочных заболеваниях. Диета Герсона для туберкулезных боль-ных лишает пациентов натрия. Также при почечных расстройствах воспалительного характера назначают бессолевую диету.

Кальций способствует отвердеванию физического тела, калий участвует в построении
органов и их жизнедеятельности в жидком, натрий же помогает воздушному организму
возбуждать живую деятельность (Г. Сухантке).

Магний - это совсем особенная соль. Благодаря клиническим работам француза Дильбе
открылись интересные факты, вводящие глубоко в область действия этой субстанции.
Систематические исследования содержания магния в различных органах показали, что в
зависимости от большого или маленького содержания магния их можно разделить на
действующие и недействующие. Особенно показательным является отношение магния к кальцию в отдельных органах. Если мы сравним, например, такой пассивный орган как кости, с мышцей как с представителем активных органов, то мы найдем следующие отношения:
                            Кости:                  1 часть магния к 80 частям кальция
                            Мышцы:               2 части магния к 1 части кальция

Степень активности органа представляется определяемой отношением магния к кальцию.
Если на первый план выступает магний, то орган становится мягким и деятельным, он служит ρазвертыванию. С этим свойством магния мы познакомились уже в растении. Деятельное развертывание мы наблюдали, когда весной из семени прорастает растение, с каждым новым побегом переводя праобраз растения в видимый облик. Носителем этого является магниевый процесс («Учение о субстанции»).

Так и в человеческом организме мы видим динамику действенного развертывания, импульсированную магниевым процессом. Особенно впечатляющим представляется нам это, когда мы прослеживаем это действие в ходе возрастного развития. Человеческое развитие протекает в семилетнем ритме: до седьмого года жизни ребёнок занимается построением своего физического тела по своим индивидуальным жизненным законам. Он образует органы и костную систему по своему индивидуальному строительному плану; этот процесс завершается выталкиванием посредством магния вторых зубов. Это послед-нее и самое твердое, что производит детское тело. Но в то же время мы видим, как в этот момент освобождаются силы, которые были связаны органической деятельностью и кото-рые теперь выступают как способность мышления и памяти. Ребёнок созревает для школьного обучения.

Этот процесс, носителем которого выступает магний, у семилетнего ребенка является
мистерией действенного развертывания. До этого возраста школьной зрелости перегружать его память или тем более посылать его в школу - это величайшая недооценка этой мисте-рии, которая мстит болезнями в более зрелом возрасте, поскольку силы, которые необхо-димы для построения органов, преждевременно расходуются на мышление и на работу памяти.

Следующая жизненная эпоха, когда ребенок учится читать и писать, служит развертыва-нию душевных способностей. Ребенок развивает благоговение и любовь; он ищет людей, которые могли бы стать для него идеалом, он всматривается в мифологию, изучает героев древних времён, великих исторических личностей. Кто не разовьет в детстве эти силы благоговения, тот не будет благословен в старости (Рудольф Штайнер). Этот процесс завершается с половой зрелостью. И снова на первый план выступает магниевый процесс, когда захватываются половые железы, и начинается инволюция тимуса, железы роста, одного из самых богатых магнием органов. Но что высвечивается вместо этого?

Мы видим, как в эту последующую жизненную эпоху из ставшей активной деятельности
тела излучается деятельный интерес. Молодой человек всматривается в цели; его индиви-дуальность стремится к творческой деятельности. И снова на заднем плане этого деятель-ного развертывания стоит магниевый процесс. После 21-летнего возраста личность, «Я»,
полностью проявляется. Молодой человек становится совершеннолетним.

Интересно наблюдать, как все ритмические импульсы развертывания сопровождаются
изменениями в тепловой организации. В этом нет ничего удивительного. Мы ведь знаем, что огонь — это элемент развертывания («Учение о субстанции»). Итак, мы видим, что магний служит человеческому "Я", чтобы с помощью тепловых процессов обеспечить в теле рост, в душе - любовь, и в духе - излучающееся сознание. (Сухантке)

Четвёрка описанных выше солей выказывает общность, в которой отражаются закономер-ности мира и человека. Можно на схеме представить описанные выше отношения.

                           Соль кальция        Минерал              Земля         Физическое тело
                           Соль калия            Растение              Вода          Жизненное тело
                           Соль натрия          Животное            Воздух       Душа
                           Соль магния          Человек               Огонь        "Я"

Вспомним о том, что в «Учении о субстанции» и в начале этой книги говорилось о всеоб-щей природе аристотелевых элементов. Они представляют собой четыре мировых силы,
которые открываются на всех плоскостях, в природных царствах, в системах органов, которые при их взаимодействии обеспечивают путь к полноценному здоровому белковому образованию и, наконец, в четырех элементах самого белка: углероде, кислороде, азоте и водороде. Также четыре витамина А, В, С, D - это силовые потоки, которые ещё не зафик-сировались до субстанции, приходящие с этих четырех направлений. Эта четверичность вообще является определяющей для того, что мы объединяем как различные субстанции для нашего питания: белки, жиры, углеводы, соли. Физическое тело, как целое, возникает прежде всего из белков; жизнь действует в жирах; душа, сознательные процессы, все, что возвышает нас над растением - имеет поле своей деятельности в углеводах; Я — действует в соли. И опять же в связи с этим стоят четыре системы органов: легочная система, печеночная, почечная, сердечная. Только нужно оценивать вещи как направление, нужно уметь видеть силовые поля, прослеживать силы питательных веществ, а не только физи-ческие субстанции. По мере того как, переваривая физическую пищу, мы её разрушаем, мы освобождаем из неё силы, имеющие отношение к различным органическим областям. Прежде всего процесс развивается так, что общий земной поток питания превращается в
силы, которые питают нервную систему, мозг, и там расчленяются на эти четыре типа питания: белок и жиры более действуют в заднем мозге, углеводы в среднем мозге, соли - в переднем мозге. И отсюда влияния распространяются на остальной организм. Для гигиены будущего чрезвычайно важно видеть эти связи, чтобы уметь иначе судить о некоторых вопросах здоровья и болезни.

Мы попытались показать здесь, что в основе всякого творения лежит строительный план.
Поскольку человек со своим пищеварением сам, как творец, включен в это пра-творение, он должен сегодня начать постепенно познавать, с какими мировыми направлениями он связан. Время пришло!

В этой связи следует ещё указать, что неправильно было бы думать: что едим, таковы и есть. Это было бы ложным постижением того, что мы попытались здесь объяснить. Перви-чным в вопросах питания всегда является сила личности, «Я», и то, как «Я» взаимодей-ствует с телесными процессами, овладевает оно ими или позволяет им овладеть собой. Так что невозможно посредством старательно выбранной диеты «ввестись в царствие небес-ное», но духовное развитие является предпосылкой той помощи, которую мы можем получить из пищи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий