вторник, 8 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XVII. ВОЗБУЖДАЮЩИЕ СРЕДСТВА


Кофе, какао, чай, табак и алкоголь

При использовании возбуждающих средств мы всегда имеем дело с легким отравлением, вследствие чего человек испытывает то, чего он не смог бы без них испытать, или для этого потребовалось бы значительное волевое духовное напряжение. Именно это и является характерным свойством ядов, содержащихся в возбуждающих средствах, что они каким-либо образом изменяют духовно-душевные связи с телом. Это изменение имеет следствием повышение или изменение сознания, которое мы воспринимаем как удовлетворение или наслаждение. Конечно, все это - костыли, без которых мы хотели бы обходиться в нашей культурной жизни. В принципе, сильная душа не нуждается в этих костылях. Ранее культурный уровень народа определяли по количеству расходуемого им мыла, сегодня культурный уровень можно определять по употреблению возбуждающих средств, но в обратном смысле; вследствие вредного воздействия цивилизации парализованное духовно-душевное нуждается в стимуляции посредством возбуждающих средств. «Гений не курит, » - сказал Гёте. Но для среднего человечества удовлетворение потребности в возбуждающих средствах (если только это не становится страстью) является условием возбуждения творческой силы и совместной жизни людей.

Ядовитое действие возбуждающих средств происходит (за исключением алкоголя) от растительных ядов, алкалоидов (кофеин, теин, теобромин, никотин), которые мы подробно
рассмотрели в «Учении о субстанции». Они образуются вследствие того, что душевное мира слишком глубоко проникает в растение. Растение не является душевным существом, как животное, поэтому не на месте выступающее животное проявляется как искаженный белок. Это азот, который мы описали как носитель мировой души, является тем компонентом белка, который даёт животному возможность естественного физического движения, а также на душевной плоскости обеспечивает возможность ощущений и здоровой жизни инстинктов. В растении, напротив, эти здоровые реакции невозможны. Поэтому в растительном яде эта субстанция белка, носительница ощущения, превращается в алкалоид. Отсюда становится понятным, что такой содержащий азот яд также и в человеческом организме влияет прежде всего на душевную конфигурацию, а именно, таким образом, что в определенном направлении сдвигает вчленение духовно-душевного в организм. Вызываемое этим возбуждение сознания относительно безобидной природы, если это не становится привычкой, и если их употребление не является чрезмерным. В последнем случае употребление возбуждающих средств приводит к органическим повреждениям.

Следует заметить, что наши общеупотребительные возбуждающие средства завезены в
Европу со всего мира: кофе и чай - с Востока (Передняя и Восточная Азия), какао - с Юга
(Африка), табак - с Запада (Америка). Только на алкоголь Европа может претендовать сама. Эта география возбуждающих средств уже может явиться указанием на характер возбуждающих ядов.

Кофе - это самое распространенное возбуждающее средство. В Германии потребность на
человека в год составляет 2, 1 кг. Приготовление варьируется от концентрированного арабского мокко, которое уже варится с сахаром и является исключительно пробуждающим напитком, - до разбавленного на литры, в шутку называемого «цветочным кофе» напитка. Что же действует, собственно говоря, в кофе на человеческий организм, если рассматривать этот вопрос с духовнонаучной точки зрения?

Рудольф Штайнер описывает, как при употреблении кофе жизненное тело слегка выходит из физического тела, но так, что физическое тело ощущается как солидная основа. Кофе резче оттеняет для сознания структуру физического тела, а поскольку эта структура чрезвычайно мудра и логична, то наши мысли, испытывающие эту структуру, также становятся последовательными и логичными. Так употребление кофе приводит к солидности мышления. Здесь перед нами выступает связь между телесной жизнью и мышлением. Кофе действует на обмен веществ так же, как на мышление: упорядоченное пищеварение соответствует упорядоченному мышлению. И то и другое происходит на основе упорядоченной структуры физического тела.

Как описано выше, кофе сдвигает растительное бытие в сторону душевного, так что оно может взять на себя определенную деятельность человеческой души, а именно, тенденцию к логике и солидности, а также оно способствует связанности хода мыслей. Однако эти свойства могут в экстремальном состоянии выродиться, так что душа застревает на одной мысли или на одной теме, в особенности если еще есть склонность к основательности и педантизму. Без кофе многие газетные страницы оставались бы пустыми, поэтому Рудольф Штейнер в шутку называл кофе «литературным напитком». Кто имеет склонность отвлекаться, терять нить рассуждений, для того кофе может быть целебной поддержкой. Но кто своими силами может следовать логике, тот должен отказаться от кофе и не допускать в себе, чтобы мыслило кофе.

Чай также осуществляет дифференциацию жизненного тела от физического тела, но при
этом физическое тело не ощущается как солидная основа, переживание обращается в противоположную сторону. Мудрая структура физического тела оставляется и упраздняется, жизненное тело вступает в свои функциональные права и вычеканивает их в мыслительной жизни. Тогда мыслительная жизнь становится текучей и малоприспособленной, чтобы судить о фактах. Фантазия возбуждается к кажущейся летучей духовности, которая при некоторых обстоятельствах может выродиться в духовное пустословие.

Чай побуждает мышление к остроумию, блеску и легкости. Эта окраска сознания характеризует другое явление эпохи, из-за которого чай назван «дипломатическим напитком».

С этими двумя элегантными возбуждающими средствами в одном ряду стоит честный
«филистерский напиток» - какао. Он занимает промежуточное положение между чаем и кофе. Как и при этих возбуждающих средствах, жизненное тело выступает из физического тела, но реакцией является не симпатия или антипатия к нему, в данном случае переживается тяжесть физического тела. Какао — это любимый напиток семейных празднеств со всеми их традициями и обычаями. Он действует как здоровая сытная пища и вызывает чувство надежности унаследованных отношений. Нельзя обойти вниманием то, что какао очень питательно. Оно содержит 50% жиров, а кроме того - белки и углеводы, так что если выбирать их трех напитков, то следует предпочесть какао (Рудольф Штейнер).

Табак относится к менее безобидным возбуждающим средствам. По Коллату, он действует не возбуждающе, а парализующе. Статистика показывает, что с 1930 по 1934 годы было зарегистрировано 288 случаев от отравления никотином. Что привело человека к использованию этого опасного яда в качестве возбуждающего средства?

Рассмотрим курильщика — не такого, который курит одну сигарету за другой, но того, кто курит время от времени. Когда он берется за сигарету? Тогда, когда он хочет изолироваться от человеческого общества. Будь он на конференции, где подвергается атакам, или при обсуждении, если он не хочет, чтобы его скрытые мысли всплыли наружу, или при шоке, который вызван внешними обстоятельствами, курильщик всегда помогает себе, окутываясь облаком дыма, замыкаясь, защищая себя от внешнего мира. Это как бы дымовая мантия, которую он надевает, чтобы под ее покровом можно было следовать своим мыслям и интересам. Может быть и обратное, когда человек в холерическом припадке хватается за сигарету. В этом случае, очевидно, табак действует успокаивающе на горячий темперамент. В самом деле, потеря душевного равновесия не прорывается наружу через защитную дымовую мантию. Под этой мантией мы скорее овладеваем собой. Это объективный факт, что происходит подавление страстности. Индейцы, когда они курили трубку мира, вообще только посредством табака приводили себя в состояние, в котором они могли закопать топор войны.

Чрезмерное употребление табака имеет дальнейшие последствия, ибо курильщик табака
посредством дымовой мантии постепенно теряет связь с окружающим миром. Тем самым
табачный вопрос становится социальным вопросом в широком смысле крови. Кроме того, что курильщик табака не замечает, что вследствие отравления воздуха в тесном помещении он причиняет страдания другим людям, он вредит также себе; для его организма курение табака имеет губительные последствия. Прежде чем проявятся грубые повреждения от отравления никотином, которые приведут его к врачу, с ним произойдут (как описывает духовная наука) следующие явления: вначале никотин захватывает ритмическую систему, дыхательно-пульсовый ритм нарушается, нерегулярная сердечная деятельность показывает, что нервно-чувственные процессы не находятся больше в равновесии с процессами обмена веществ нижнего человека. Крови требуется больше кислорода, чем может дать дыхание; вследствие этого появляется одышка, которая вначале незаметно ведет к фобиям. Но как раз самым опасным является то, что страх остается подсознательным и не может быть скорректирован жизнью представлений.
Курящие сигареты одну за одной имеют сердце, бунтующее от бессознательного страха. Кто в первые послевоенные годы видел, как курильщиков охватывал панический страх, когда они вскрывали последнюю пачку сигарет, и как они не часами, а сутками простаивали в очереди у табачных магазинов, -того не могло не потрясти это зрелище. Затем наступает утолщение сердечной мышцы, расстройства почек и водянка (Рудольф Штайнер). Сердечные расстройства, вызванные тем, что дыхание не успевает за быстро циркулирующей кровью, указывает на расщепление деятельности душевного тела, лежащей в основе ритмических процессов. Когда дыхательная деятельность, в которой коренятся социальные импульсы, не поспевает за ускоренным кровообращением, то в зависимости от индивидуальной предрасположенности эти расстройства могут быть безобидными или нести глубокие повреждения. Ибо если душевное тело с нарушениями такого вида не может больше выполнять свои функции в нижней организации, тогда происходят тяжелые повреждения органов воспроизведения. Притупляется вся вегетативная нервная система.

Табак - это пасленовое растение, родом из Америки. Он принадлежит к тому же семейству, что томаты и картофель. Всю деятельность этого растения можно понять, исходя из географических сил Запада в их чрезмерном восхождении. Уже при ацтеках используемое в культовых целях употребление табака бросило тень на прибывших европейцев. Приведенная ниже таблица ясно показывает, как употребление табака нарастает на Западе.
                     Употребление табака в 1942 году:

         Швеция                       232 сигареты в год на человека
         Франция                      248
         Италия                        342
         Германия                     372
         Англия                        820
         США                           1100                     (см. Коллат, «Гигиена»)

Между возбуждающими ядами Востока и Запада Европа развивает алкоголь. Он исходит из
центрального культурного потока.

Алкоголь не содержит ни азота, ни искаженного белка, в нем есть только углерод, кислород и водород, но он действует таким образом, что сегодня он представляет собой опаснейший яд для «Я ». С Востока и Запада возбуждение и повреждение наступают на душу, но в Центре алкоголь угрожает господству «Я».

Виноградная лоза происходит из Греции, и в греческой культуре впервые вино стало народным напитком. Более того: в опьянении совершался культ дионисийских мистерий и, наконец, в ванханалии он достигал степени, непостижимой для наших сегодняшних понятий. Но это указывает на то, что в то время вино выполняло определенную миссию. Какова же была его задача?

Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение грозди винограда, если углубиться в ее существо посредством созерцательной силы суждения. Виноград — это совсем особенный плод. Хотя он и развивает семена, но они едва способны к прорастанию. Складывается впечатление, что виноград в своей организации вышел за пределы того пункта, который достигается другими растениями. Что остальными растениями удерживается для молодого зародыша, то у винограда вливается в мякоть плода. Эта сила проявляется при сбраживании в измененной форме. Что такое брожение? Это процесс, обратный развитию растения. Растение строит свое физическое существо из углекислоты и фиксирует его посредством углерода. В брожении этот процесс идёт в обратном направлении с выделением углекислоты. Из представления углеводного питания мы знаем, что при приеме растительной субстанции в качестве пищи деятельность человеческой личности в
пищеварении обратна организующему процессу в растении, этот процесс ликвидируется, и вместо него вчленяется нервная система.

Итак, можно сказать: то, что в винограде само достигает высшей напряженности, имеет силу, которую можно сравнить только с той силой, которую развертывает «Я» в крови (Рудольф Штейнер).

Миссией вина в греко-римской культуре было то, что можно определить как подготовку совершенно земного самосознания. Деятельность сознания предшествующих культур разыгрывалась в рамках родовых и семейных связей. Нужно было нечто внедрить в человека, что могло бы проложить путь для развития личностных сил.

Задачей вина было так развить личностные силы, чтобы отрезать человека от его древней
ясновидческой мудрости. Вино привязывало "Я" к крови, заставляло человека пробудиться в крови, хотя мужественным и самоуверенным, но без воспоминания о ясновидении. Здесь уместно вспомнить, что в этой связи вино играло определенную роль также у древних иудеев. Виноград, который разведчики принесли из земли обетованной как знак плодородия, указывает на культуру виноделия этого народа, который не должен был делать кумира из своего Бога, другими словами, который отвергал все древние имагинативные способности, зато образовывал до высшего совершенства свой мозг, служащий земному «Я».

В Новом Завете о первом чуде, которое совершил Иисус Христос, рассказывает история брака в Кане. Посредством этого чуда Христос установил связь с прошлым тем, что превратил воду в вино, т. е. космическое сознание прошлого перевел в сознание самости, которое теперь было созвучно времени.

Последним деянием Христа было устройство вечери. Тем самым вино исполнило свою миссию в старом смысле, поскольку оно расчистило пространство для деятельности христианизированной личности, высшего «Я». Отсюда становится понятным, что
продолжающееся еще и сегодня употребление алкоголя создает некий вид «анти-Я». Действие алкоголя сегодня таково, что то, что должно исходить из свободного решения «Я», происходит посредством алкоголя. Такой человек стоит под принуждением внешнего, он создает себе, так сказать, материальное «Я». Алкоголь лишает человека деятельности «Я » - вследствие этого он становится рабом алкоголя.

Из вышеописанного ясно, что особенно для стремящихся к духовному даже редкое употребление алкоголя означает шаг назад. «Алкоголь закрывает для него двери, в которые пытался он войти. Употребление же алкоголя, вошедшее в привычку, ведет также к физиологическим повреждениям. От духовных расстройств и раскованности страстей до нарушений кровообращения, сопровождающихся существенной потерей сил — это только первый шаг. Затем наступает похмелье: вследствие ускоренной и неупорядоченной деятельности кровообращения происходит скопление всевозможных шлаков (мочевой кислоты) в голове. Всё, что должно быть выведено с уриной и фекалиями, консервируется, так сказать, в голове. Также консервируется кровь и понижается кроветворная способность организма. Когда же, наконец, шлаки замусорят всё тело, тогда мы имеем белую горячку с видениями мышей как душевного образа шлаков и нечистот. И, наконец, происходит дегенерация костного мозга с неспособностью производить красные кровяные тельца.

На этом горестном пути лежит начало повреждения половых желез - особенно у женщин. У пьющего мужчины гибнет нервная система, пьющая женщина внедряет в зародыш тяжесть. Духо-душа, которая при зачатии хочет соединиться с зародышем, не находит пути для правильного воплощения и обречена на слабоумие в земной жизни (Рудольф Штейнер).

По Коллату, число алкоголиков в Германии составляло 300 тыс. человек (до 1950 г. ). До
1914 года для получения спирта было занято в мире 1450000 га земли. Опирающаяся на учение о калориях физиология питания рассчитала для алкоголя повышенную питательную ценность в калориях. Промышленность, производящая алкогольные напитки, не упустила случая использовать эти «научные данные» в своей пропаганде: на плакатах изображалось содержание калорий в алкоголе в сравнении с хлебом и другими важными питательными средствами.

Также и в случае вина можно наблюдать, как падает плодородие виноградников. Вредители и другие причины сильно затрудняют их возделывание.

В заключение еще раз подчеркнем, что этими описаниями мы не хотим пропагандировать ни за, ни против. Задачей этой книги является только так охарактеризовать питательные и возбуждающие средства, чтобы в основу суждений поставить результаты духовной науки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий