воскресенье, 20 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XXV. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПИТАНИЯ


Хиндхед, Ламанн, Бирхер-Беннер, Маздазнан, Рагнар Берг, Герсон-Сауэрбрюк.

Вред и заблуждения, с течением времени широко распространившиеся по вопросу гигиены питания, ложные воззрения, захватившие университеты и отдельных дилетантов, побудили некоторых людей мужественно и бесстрашно противостоять господствующему школьному мнению.

Северянин Хиндхед был одним из первых, кто вступил против учения о калориях в гигиене питания. Когда Войт в Мюнхене постулировал минимум суточной нормы белков 118 г, Хиндхед выступил с воззрением, которое он приобрел на основе личного опыта, что достаточно 30 г белков в сутки. Также он боролся против чрезмерного потребления жиров. Идеальным, по его мнению, был черный ржаной хлеб, в котором, как он считал, содержится достаточно жиров и белков.

Ламанн, в числе первых выступавший за сырую пищу, рекомендовал вместо долгой варки обработку паром и пропагандировал в качестве белковой пищи творог. Но его деятельность не ограничивалась только реформой питания, ведь он предлагал реформу жизни вообще. В особенности он боролся за реформу одежды, главным образом, он выступал против корсета.

Одним из великих светочей в области гигиены питания в первые десятилетия нашего века был швейцарский врач Бирхер-Беннер. Он знал нечто о действии образующих сил в природе. Он говорил о питании солнечным светом и старался сохранить в пище эту «энергию солнечного света». Среди его требований к созвучной времени гигиене питания первым было «благоговение перед жизненными средствами». Консервы для него - это «обесцененное питание». Ясно, что сыроедение и редукция белкового питания в смысле Хиндхеда были для него безусловными предпосылками.

Орехи, фрукты, корнеплоды и хлеб из муки грубого помола были пропагандируемыми
средствами в его «Vollkost-Therapie». Знаменитым стало его так называемые «Bircher-мюсли» - блюдо, приготовленное из овсяных хлопьев, молока, сахара и сырых овощей. Может быть, лучше, опираясь на современный уровень знаний, для диетических целей вместо овсяных хлопьев использовать свежеприготовленную муку грубого помола. Зерно злака уже теряет часть своих образующих сил в момент помола. Это обстоятельство относится к числу трудноразрешимых проблем приготовления хлеба, на которых мы ещё остановимся.

Несмотря на то, что деятельность этих людей, в особенности Бирхер-Беннера, можно отметить как колоссальный шаг в вопросе современной гигиены питания, все же следует осознать, что это был всего лишь один шаг. Этот шаг дал очень многое, чтобы отклонить людей от общепринятого чисто технического мышления по вопросам жизни и питания, но мы сможем только тогда прийти к полноценному здоровому человеческому питанию, когда поймем человека как духовно-душевное существо и будем воспринимать его как таковое. Во время этой реформации начали прощупывать тайны человеческого существа, но остановились на пороге живого. Различили только живое и неживое; душевное и духовное считали только особыми состояниями живого. Здесь ясно видны границы научного естествознания, которое остановилось на пороге учения о человеке, созданного Рудольфом Штейнером. Фундаментальная связь сознательных и душевных способностей с процессами распада и смерти требует непосредственного совместного рассмотрения духовно-душевных и телесных процессов.

Примером того, что путь духовной традиции сам по себе также ведет к односторонности, является движением Mazdaznan-питания. Это движение черпало, по большей части, из недоступного современному пониманию древнеперсидских источников. Но когда дух больше не воспринимается, происходит материализация. Все же в системе питания этого движения нужно отметить правильные и существенные черты. На переднем плане всегда и повсюду стоит «госпожа мысль». Неудовлетворительным и несбалансированным представлялось не только приготовление пищи; стол должен быть украшен цветами; участвующие в трапезе объединяются в духовное собрание. Всё это прекрасно и правильно. Но когда не понимают уже больше реальности духа в физическом, то возникает опасность, что будет утрачен великий космический аспект, и всё станет педантичным и примитивным. Односторонность проявляется, например, в таком изречении: «Чего не можешь съесть сырым — испеки, чего не можешь испечь - съешь сырым».

Страх перед «нечистотой» приводит к телесной культуре, которая может выродиться в ярый материализм. Постоянное мытье и промывание, наружное и внутреннее, постепенно подрывает в человеке доверие к действию в человеке духовно-душевного, которое импульсирует и оказывает воздействие на телесные функции. При этом также отклоняется животная пища, поскольку она «нечиста».

Знание ценности солевого питания выдвигает целый ряд новых проблем. Рагнар Берг выдвигает тезис о кислотно-щелочном равновесии. Для здорового протекания физиологических процессов необходимо соблюдать равновесие между пищевыми элементами, образующими кислоты, и теми, что образуют основания. Однако некоторый перевес в сторону пищевых элементов, образующих основания, является желательным, чтобы обеспечить здоровую регенерацию использованных частей тканей. Берг и здесь поднимается на вершину достижения духовно-научного учения о человеке, поскольку он наблюдает отражение членов существа в физиологических явлениях. Он занимается этими вопросами в продолжение десятилетий, и устанавливает, что кровь всегда, и особенно при тяжелых обстоятельствах, стремится поддерживать слабую щелочную реакцию. Только очень тяжелые заболевания или недельное голодание приводят к кислотной реакции. Он наблюдал, что кислая реакция крови ведет к нарушениям в тканях, хотя организм тотчас начинает стремиться посредством почек выделить из тела кислоту, что ведет к кислой реакции урины. Поскольку все это разыгрывается прежде, чем кровь даст кислотную реакцию, урина является чувствительным реагентом на кислотно-щелочное равновесие в организме.

Далее, установлен интересный для вопроса питания факт, что растительная пища способствует щелочной реакции урины, тогда как питание мясом делает реакцию урины кислотной. Но что это означает?

В «Учении о субстанции» щелочи описаны как вещества, способствующие живому, как оболочка живого. Хотя в плодах и некоторых других частях растения установлено наличие кислотной реакции, все же щелочи являются носителями тех образующих сил, которые способствуют прорастанию к росту. Можно также установить, что в момент прорастания действует магний, образующий основания; в момент же цветения и образования семян действует фосфор, образующий кислоты. При образовании цветка и семени ведь действует душевный элемент, душевное, которое лишь слегка касается растения, но которое полностью инкарнируется в животном. Также при белковом питании, взятом из животного мира, мы говорим об инстинктах и страстях, которые возбуждаются в человеке вследствие питания мясом. Однако носителем всех этих деятельностей является кислота. То же наблюдаем мы в реакции пищеварительных ферментов, если мы перейдем от полости рта через желудок к кишечному тракту. Там, где в человеке изливается сознательная деятельность, пищеварительные ферменты ещё кислые. В желудке пепсин действует в сильно солянокислой среде. Но там, где питательный поток теряется в бессознательном кишечного пищеварения, где господствуют живые восстановительные процессы обмена веществ, там реакция щелочная. Трипсиновое пищеварение разыгрывается в основаниях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мясное питание ведет к преобладанию кислоты, напротив, растительное питание ведет к преобладанию щелочного. И разве не становится понятным, что кислотно-щелочное равновесие Берга является отражением в физическом равновесия между жизненным телом и душевным телом; равновесие, которое, как было показано, является решающим для здоровья и болезни.

Особую главу новой физиологии питания составляет бессолевая диета Герсон-Сауэрбрюка, который изучал патологические состояния и установил, что при хронических болезнях нарушено выделение поваренной соли. Это неблагоприятно влияет на весь минеральный обмен веществ, причем особенно страдает кальций, который выделяется вместо поваренной соли. Например, при рахите при одновременном насыщении поваренной соли в костях происходит потеря кальция. Также установлено, что при туберкулезе происходит обогащение солью легких при одновременном обеднении их кальцием. На этом основана туберкулезная диета Герсон-Сауэрбрюка. Она состоит в бессолевом питании и, кроме того, в уменьшении потребления белка, а вместо этого предпочтение отдается сырой пище. Герсон-Сауэрбрюк сделал интересное наблюдение, что белковая пища задерживает поваренную соль, тогда как сырая пища, вследствие обильного подвода калия, являющегося антогонистом натрия, способствует выделению поваренной соли.

Это почерпнутое из изучения патологических состояний знание, в популярном обличий, должно быть воспринято кругами, стремящимися к реформации жизни, как рекомендация к полноценному здоровому питанию. Будут ли авторитеты схоластической медицины
рекомендовать сыроедение и уменьшение белка в пище - не играет при этом существенной роли.

Как углеводный обмен веществ является отражением внедрения душевного тела в
физиологические явления, так минеральный обмен веществ является основой для внедрения Я-
организации, духовной индивидуальности. Когда Я-организация при головокружении ведет
слишком активную разрушительную работу в теле, то это проявляется в повышении солевого
содержания легких, и тогда своевременная лечебная диета имеет огромное значение. Но лечебная диета — это не общая форма питания, и длительное бессолевое питание приведет к тому, что мы свою индивидуальность лишим физиологической основы, отрезав себя от будущего, которое состоит в дальнейшем развитии способности переваривать минеральное, чтобы всей своей индивидуальностью присутствовать внутри телесных процессов.

Мы видим, как со всех сторон медленно и постепенно собираются строительные камни и в
ходе кропотливой работы делаются наблюдения, которые постепенно образуют точный научный фундамент для понимания того, что уже несколько десятилетий тому назад Рудольф Штейнер провозгласил в своем учении о человеке.

Поэтому глубокой благодарности заслуживают все эти исследователи, которые на поле естествознания сделали наблюдения фактов, которые невозможно исследовать чисто духовным путём. Но только совместно с духовным исследованием они образуют реальный образ истинного человека в его физически-духовном существовании на Земле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий