пятница, 4 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XIV. МОТЫЛЬКОВЫЕ, КРЕСТОЦВЕТНЫЕ, ЗОНТИЧНЫЕ, ГУБОЦВЕТНЫЕ 1


Белки, жиры, углеводы и соли описаны как те пищевые категории, в которых человек
нуждается для построения всего своего существа: физического тела, жизненного тела, душевного тела и «Я», а именно, для возбуждения тех функциональных процессов, которые служат физиологической основой его духовно-душевной деятельности. Хотя вещественно все растения преимущественно являются углеводами, но все же в четырех растительных семействах, которым посвящена эта глава, недвусмысленно отражаются те же четыре пищевых категории. Тем самым они указывают на свою связь с членами человеческого существа и системами органов (Г. Вальтер)

Мотыльковые

Мотыльковые — это весьма своеобразное семейство. Растения - это вообще чисто вегета-тивные существа; они не способны к животным процессам. Движение, свойственное
животному, выражением которого в животном организме является белок или, соответ-ственно, азот, в такой форме не выступает в растении, ибо оно зафиксировано на почве. Но в одной стадии его развития элемент движения подступает к ним в форме бабочек, пчёл и жуков. Растения так же вверху врастают в животную сферу, как и внизу врастают в минеральную сферу. То, что происходит на верхнем полюсе - это чудесная встреча чистого мира жизни растения с мировой душевной сущностью, представленной миром насекомых.

Результатом этого соприкосновения является цветок с семязачатком, и мы видим, что вещественным отражением животной сферы выступает белок в семени. Растение способно только к этому соприкосновению, но не к глубокому проникновению животного в его организацию. Если это происходит, то мы имеем ядовитое растение. Растительные яды (алкалоиды) — это не что иное, как искажённый белок, распавшаяся, подобно животной, субстанция, которую растение не может выделить подобно тому, как делает это животное, и накапливает её. («Учение о субстанции»)

Можно только удивляться, что мотыльковые не являются ядовитыми растениями, ибо они,
как никакие другие растения, имеют явно выраженные животные признаки. Уже цветок,
напоминающий прикованную бабочку, является указанием на то, насколько животное существо едино с растением. Сюда добавляется также анормальное образование белка в стручковых плодах, которые указывают на способность мотыльковых прямо ассимили-ровать из воздуха азот. Хотя говорят о клубневых бактериях, которые, расположившись вблизи корней, посредствуют при усвоении азота, все же мнения об их функциях сегодня расходятся, и для нашего рассмотрения эти расхождения не важны. Гораздо важнее так представить пронизанное белком, наделённое животными свойствами растительное суще-ство, чтобы его праобраз стал для нас живым.

Для этого нужно позаимствовать понятия из современной духовной науки, которые бросают ясный свет на многие загадочные феномены. Развитие Земли совокупно с живущими на ней природными царствами в далеком прошлом имело такие стадии, из которых становятся более понятными сегодняшние формы, чем если их пытаться объяснить, исходя из сегодняшних условий бытия. Так духовная наука описывает, как в пра-времена, когда Луна не была еще отделена от Земли, растительное царство этой Луны-Земли еще не было собственно растительным царством в современном смысле, то тогда-шние растения ещё, так сказать, были душевно-возбудимы. Природные царства ещё не были так резко разграничены друг от друга: растения, собственно говоря, были расте-ниями-животными. Мы уже знаем, что атмосфера в то время ещё не была так мертва, как сегодня, но она была пропитана живой, тонкой, жидко-воздушной белковой субстанцией. Это космическое молоко впитывало в себя как пищу человечество, стоявшее тогда на младенческой ступени развития. Очевидно, что подобным же образом ассимилировали эту
белковую атмосферу тогдашние растения-животные. Затем, после отделения Луны от Земли, живая белковая атмосфера была охвачена процессом отмирания, и, как остаток от неё, образовался прежде всего современный азот, произошла великая метаморфоза, вслед-ствие которой эти атмосферные пра-процессы были усвоены внутрь особыми органами и специальными частями живых существ.

Только мотыльковые, собиратели азота, твердо держались древних пра-форм ассимиляции
белка. В то время как остальной растительный мир целиком обратился к Солнцу, и из его света из углекислоты и воды стал строить в зеленом листе свою субстанцию - крахмал, мотыльковые сохранили способность ассимилировать и оживлять в белок азот, сохранив-шийся как труп некогда космически-живого белка. И это очень важно, ибо если бы они не могли включить азот в полноценный живой белок, то они стали бы ядовитыми растениями.

Конечно, они также не остались в стороне от общего пути развития солнечных зеленых
растений, и все же: взгляните с художественным чувством на бобовое растение: оно подобно маленькому атавистическому растению-животному, как оно со своими бабочками взбирается по палке и, наконец, производит семена, которые выглядят как почки!

Мотыльковые охватывают большую группу пищевых растений, без стручковых плодов
которых мы не можем обходиться. Кроме бобов сюда относятся: горох, чечевица и соя, а также клевер. Клевер едва ли подходит для нашей кухни, но зато он является ценным кормом для скота и питанием для пчел. Так клевер косвенным образом поставляет для человека важные питательные средства: молоко и мёд.

К семейству мотыльковых принадлежат также акация и ракитник. Если цветки акации,
запеченные в сдобное тесто, представляют собой хорошее и полезное блюдо, то с ракит-ником требуется осторожность. Здесь вступает в силу то, что выше было описано как атавистическая способность мотыльковых. В особенности существенно, что они уже больше не достигают внутреннего оживления ассимилированного азота до полноценного живого белка. Так что ракитник во всех своих частях ядовит.

Белковое содержание этих растений аккумулируется в семени. Наглядное представление об этом дает сравнение с другими семенами.

          Злаки -                                 10% белка
          Стручковые плоды -             25% белка

Так употребляемые в пищу плоды стручковых обогащают органы белком. Но в силу этого
своеобразия, однако, как было описано при односторонней белковой пище, они вызывают
тенденцию к отвердеванию, к уплотнению и отяжелению телесной субстанции и к усилению связи духовно-душевного с телесным. По этой причине, и исходя из всего атавистического существа мотыльковых, становится понятным, почему пифагорейская школа мудрости запрещала употребление в пищу бобов. Белок этих растений-животных имеет более животный характер, чем белок молока.

Такое рассмотрение проливает свет на рассказ об Исаве, который за чечевичную похлебку
продал свое первородство. Исав, на символическом языке Ветхого Завета, описан, в сравнении с умным Иаковом, как косматый, покрытый волосами, примитивный человек. В Иакове уже работает индивидуальное «Я» над образованием физического мозга и мысли-тельной способности. Исав, напротив, представляет старую, связанную с семьей душев-ность и поэтому не может стать носителем будущего потока. За чечевичную похлебку он продал своё первородство ради основанной на обмене веществ своей вожделеющей природы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий