вторник, 1 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XI. ТРЕХЧЛЕННОЕ РАСТЕНИЕ КАК ПИТАТЕЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ


Растение развивается биполярно. Благодаря ассимиляции оно имеет в середине источник
своего роста. Из полярности света и тьмы образуется радуга, а из полярности Космоса и Земли, из света, воздуха и воды образуется в зеленом листе крахмал. Этот пра-феномен встретился мне (если мне будет позволено вставить личное впечатление) во время путе-шествия в Австралию, когда корабль пересекал муссон. Штормило при ясном солнечном дне и корабль был вскоре окружен сверкающими брызгами, через которые светило солнце. Всё вокруг превратилось в сплошной цветной покров. Хотя, в принципе, феномен принад-лежит к числу самых обычных (ведь радуга или феномен, наблюдаемый у водопада, также являются результатами взаимодействия света, воздуха и воды), но это переживание в далеком океане в своем великолепии было таким мощным, что готовая к восприятию душа связала с этим познавательный акт: свет, воздух и вода производят радугу. Но свет, воздух (углекислота) и вода являются также элементами образования крахмала. То, что при образ-овании крахмала мы имеем дело с тяжелым воздухом (углекислотой) во взаимодействии с жизненными процессами в растении действует таким образом, что ассимиляция остаётся не только цветовой драмой, но доходит до материального уплотнения в субстанцию крахмала.

Формула образования крахмала, которая предлагается в физиологии растений:
                           6СО2 + 5Н2О = С6Н10О5 (крахмал) + 6О2
Для химиков представляет интерес, но при этом она ничего не говорит об истинном
процессе. Но когда мы познаём, что первозданная субстанция крахмала — это сгущённая радуга, тогда мы чувствуем свое сродство с растением, душа чувствует себя затронутой им и принадлежащей ему.

Эта субстанция крахмала, образовавшаяся посредством солнечного света в зеленом листе, в ходе дальнейшего развития растения претерпевает различные превращения. Солнечное тепло и силы развёртывания периферии преобразуют лист в цветок и очищают крахмал до сахара. Сахар и крахмал - это родственные субстанции. И ту и другую химики называют углеводами, но сахар - это более рыхлый, очищенный углевод в сравнении с крахмалом. Химик говорит: крахмал - это полимеризованный сахар; тем самым он выражает не что иное, как то, что крахмал и сахар относятся к одной категории химических субстанций, причем крахмал принадлежит более плотной стадии, а сахар — более растворенной стадии.

В направлении цветка вещественность растения претерпевает большие изменения.
Субстанциальность цветка становится все легче и тоньше. Сахар переходит в окраску (гликозиды), образуются ароматические вещества, и растение истекает, излучается, источается в запахе в мировое пространство. Как ответ из космоса воспринимается нами вторая волна уплотнения, следствием которой является плод и образование семени.

В «Учении о субстанции» обстоятельно описаны всевозможные преобразования веществ
при формировании плода и семени, становлении масла и белка. В этой связи мы только хотим выделить тот факт, что это многообразие превращений веществ осуществляется посредством мирового тепла при разрыхлении крахмала. Таким образом, в верхней части растения мы имеем полюс превращения веществ.

Иначе будет обстоять дело, если мы будем прослеживать растение сверху вниз. Мы заметим уплотнение субстанции. Формирующие силы Земли втягивают первозданную субстанцию крахмала в уплотнение вплоть до состояния целлюлозы. Химики также и ее называют углеводом, но это более плотный углевод, чем крахмал. Поэтому эта целлюлоза образует остов всего растения, ведь она деревенеет даже в области корня и при определен-ных обстоятельствах в области стебля. Итак, в корне растения мы видим формообразу-ющий полюс.

В свете этого идущего в направлении двух полюсов развития растение представляется нам
трехчленным: творящий пра-источник в середине, формообразующий полюс, образующий остов в корне и полюс преобразования веществ — в области цветков и плодов.

Если мы проследим эти образующие силы в человеке, то мы придем к подобной же трёх-членности. В голове человека мы познаем формообразующий полюс. Никакой другой член
человеческого тела не образован так характерно и индивидуально, и в то же время не явля-ется настолько окостеневшим, как череп. От головы формирующие импульсы излучаются по всему телу, причем существенную роль играет мозг с его расходящимися по всему телу нервными путями. Известно, что конечность, нервные пути которой перерезаны, дегради-рует. При этом не может быть и речи о недостаточном питании конечности в материаль-ном смысле; скорее здесь мы имеем дело с недостаточностью формообразующих импуль-сов, что приводит конечность к атрофии, к недостаточности тех воздействий нервной системы, которые описаны в главе о космическом питании.

И наоборот, в нижней части тела мы имеем полюс преобразования веществ, в истинном
смысле слова «обмен веществ». Как в цветке растения при его взаимодействии с космосом
происходит преобразование субстанции, так и в человеческом обмене веществ при взаимо-действии питательного потока с человеческим микрокосмосом происходит превращение
субстанции вплоть до образования крови. Все это происходит в теплоте, а именно, макро-космическое образование у растения в мировой теплоте, а микрокосмическое образова-ние у человека в собственной теплоте крови. Итак, в человеке мы также имеем поляр-ность формы и вещества, только обратную в сравнении с растением. Это и понятно, ведь человек растёт не как растение снизу вверх, но сверху вниз. Уже в материнском чреве человеческий эмбрион - это, в сущности, голова, от которой, как придатки, вырастают другие части. Также и новорожденный ребенок в отношении к взрослому имеет слишком большую голову! В продолжение дальнейшей жизни голова растет незначительно. В основном она остаётся такой, какой была в начале. Напротив, в сравнении с головой остальное тело и конечности вырастают значительно. Это оправдывает введенный нами образ сверху вниз растущего человека.

Центральная часть человека, дыхание и
кровообращение, соответствует зеленой лиственной части растения, но только этот
Центр человека с его ритмическими функциями выполняет более обширные задачи, чем лист. Прежде всего, его задачей является поддержа-ние равновесия между формообразующим полюсом и вещественным полюсом, тем самым он является решающим фактором для здоровья и болезни.

Если верхний и нижний человек находятся в равновесии, то человек является здоровым. Но если равновесие между верхом и низом нарушается и не может быть больше сглажено ритмической природой центра, то человек заболевает. - Болезнь всегда является следствием потери равновесия, поэтому всякое лечение должно быть направлено на восстановление силового равновесия. Это может быть достигнуто различным образом: либо посредством укрепления природного целителя в
человеке, ритмической системы, либо посредством восстановления равновесия как на весах, где равновесие достигается посредством добавления груза - здесь в форме специфи-чески действующих лекарственных средств или диетических мероприятий.

Если, например, преобладает формообразующий полюс, так что он прорывается через
ритмическую систему, и его активность проявляется в обмене веществ, то человек стано-вится больным, и мы имеем дело с группой болезней отвердевания: подагрой, ревматиз-мом, образованием камней и склерозом. Такие люди обычно худы, интеллектуальны и нервны. На какую чашу весов следует положить груз, чтобы восстановить равновесие? Нужно укрепить полюс обмена веществ, чтобы преобладающий нервно-чувственный полюс оттеснить в свои границы. Отвлекаясь от медикаментозных мероприятий, диетчески это достигается тем, что в пище вызывают к действию те образующие силы, которые родственны обмену веществ и поэтому его возбуждают. Для этого употребляется верхняя часть растения, прежде всего плоды, свежие овощи и цветы. Приготовление такой пищи мы опишем позже.

Если мы имеем дело с противоположным случаем, когда обмен веществ прорывается в
чувственно-нервную систему, тогда болезнь человека принадлежит к большой группе
воспалительных заболеваний, вызванных этим типом нарушения равновесия. Так, например, мигрень - это не что иное, как прорыв пищеварительных процессов в голову, вследствие чего теплота обмена веществ попадает в область, где должен быть холод. Вызванные таким образом воспаления могут доходить до мозговых оболочек и менингито-образных состояний. К этой области относятся также всякого рода фурункулезы и воспаления. Этот вид потери равновесия можно попытаться сгладить укреплением нервно-чувственного полюса. Диетически можно этого достигнуть тем, что в питании на передний план ставятся родственные нервно-чувственному полюсу силы; это корнеплоды, свекла, козелец, редис, редька, сельдерей и т. п.

Как нервно-чувственный полюс можно возбудить посредством корневого питания, а полюс
обмена веществ - посредством цветков и плодов, так и укрепление ритмической системы
возможно посредством лиственных овощей. В диете пациентов со слабыми легкими или другими повреждениями ритмической системы должны присутствовать салат, шпинат, щавель и другие лиственные овощи.

Но возбуждение и укрепление ритмической системы требуется не только в этих случаях, но, поскольку мы видим в ней природного лекаря, который устанавливает равновесие и гармонию, то зеленые овощи — с диетической точки зрения — вообще являются здоровой пищей.

Мы можем еще усилить впечатление соответствия трехчленного растения трехчленному
человеку, если мы вспомним естественные жесты, которые мы делаем, рассматривая
дифференцированный облик растения. Взгляните на человека, который берёт в руку лепесток цветка: он не держит его между пальцами, но оставляет его лежать на ладони; обычно он поднимает ладонь вверх, следуя в своем движении его легкости, он улыбается, рассматривая его. Ему открывается в цветке его нежный аромат; существо цветка струится к нам, и мы улавливаем его по мере его исчезновения. - Подобное рассматривание отчет-ливо показывает действие цветочного начала. — Существо цветка живет в сладком, там, где физическое растворяется под действием тепловых космических воздействий, оно эфиризируется; также оно действует и в человеке, там, где в его собственных тепловых процессах обмена веществ субстанция раскрывается для действия личностных сил. Цветок возносит обмен веществ над областью тяжести, облегчает переход питательных субстан-ций в область собственного жизненного тела. Цветочное в природе появляется благодаря тому, что чисто вегетативный процесс останавливается и начинается процесс распада, поэтому он способствует также выделениям в человеке; они сдвигают тепловые процессы к периферии и растворяют тепловые застои, как это можно видеть при лихорадочных состояниях. Они возбуждают также деятельность почек, которые сами представляют собой цветок, ставший органом. - Цветочное гораздо больше говорит нашему сознанию, чем лист; цветок как бы светится, согревающе действуя на наше ощущение.

Иначе обстоит дело с чисто лиственным. Возьмите зеленый лист, рассмотрите его совер-шенно спокойную поверхность. В его облике можно видеть многообразие превращений
простейшей круглой формы, капли; если действует более водный принцип, то он остаётся
круглым, как спокойная поверхность воды, если же более действует свет с его расчленя-ющей чувственностью, то он становится ланцетовидным, зубчатым, перисто-расчленён-ным.

Когда мы погружаемся в общую зелень природы, в волнующееся лиственное море, в
противоположность всему минерально-земному, то первой реакцией человека является глубокое дыхание. Эти силы дыхания, которые мы испытываем, когда вступаем в лес и ощущаем дышащий лиственный мир, возбуждаются также в человеке, когда он питается лиственной пищей. Деревья - это легкие Земли, а шум леса - это дыхание Земли.

Если теперь мы рассмотрим корень, то найдем здесь минерализующие процессы, которые в
противоположность цветочному образованию сохраняют устойчивые формы. Корень -это
выражение процессов, пришедших к относительному покою. Если мы поставим тот же
эксперимент, как и при наблюдении цветка - чтобы понять внутренний жест, - то сможем
наблюдать, как человек, изучающий корень, морщит лоб, сдвигает брови, поворачивает корень в пространстве, почти как Гамлет рассматривает череп. Человек чувствует в себе побуждение исследовать, что содержит этот оформленный предмет, ибо его силы скрыты глубоко в субстанции. - Корень растения, если он достаточно толст, всегда соблазняет нас представить на нем физиономию человека, или даже попытку вырезать её. Мы сравниваем его с головой. Корень действует также на нервно-чувственную систему, на образование мозга. Лист и цветок действуют более динамически, корень же - посредством субстанции, так что очень важно изучать содержащиеся в нём вещества.

Если мы хотим понять плод, то мы должны подумать о следующем: плод не является
прямым продолжением цветочного процесса, он образуется посредством обратного излуче-ния из Космоса. Свет и тепло периферии формируют плод и приводят его к созреванию. Мы имеем здесь другую субстанцию, чем у остального растения. Параллели к этому удиви-тельному повороту от дематериализации цветка к образованию субстанции в плоде мы находим также в человеке. Воспринятые питательные субстанции не прямо переходят в человеческую субстанцию, но они излучаются сначала в кровь. С другой стороны, нема-териальное, входящее в нас через врата чувств, названное в духовной науке «эфирными образующими силами», сгущается до телесной субстанции. Образование в крови челове-ческой субстанции - это сложное взаимодействие земных и космических сил, и образом этого может быть образование плода. Тот же двойной жест мы видим на растительной ступени. Итак, диетическое действие плода выходит за границы собственно пищеварения и распространяется на область циркуляции соков. Богатая плодами пища так возбуждает процесс образования в крови субстанции, что физическое тело становится «жидким» в широком смысле слова и прозрачным для космических сил.

Можно сделать еще один шаг дальше и сказать: мякоть плода так относится к семени, как
кровообращение к сердцу. Зрелый плод пронизан расширяющими световыми и тепловыми
силами, но выделен из космоса ограничивающей кожурой, стягивающие образующие силы
которой в конце концов ведут к образованию ядра.

Здесь в семени спрессованы все силы: свет и тепло в масле семени и в субстанции крах-мала, химизм и формообразующие силы в белке и солях. Последние силы преобладают и вычеканивают форму, которая часто похожа на маленький камешек. Этот процесс можно сравнить с процессом образования сердца из кровообращения: ведь и сердце также образу-ется из кровообращения, как капля, в которую влилась субстанция. Силы, которые побуж-дают к стягиванию в человеке сферы в орган, суть те же самые, которые в природе ведут к образованию семени. Вообще семя действует прогревающе, питающе, подобно сердцу. Сочные плоды, напротив, действуют охлаждающе, улучшают циркуляцию соков.

Итак, в общем можно представить следующий образ:

                       Корень        Нервно-чувственная система          Мозг
                       Лист            Ритмическая система                      Лёгкие
                       Цветы          Обмен веществ (выделение)           Почки
                       Плод            Система циркуляции                      Кровь
                       Семя            Образование органов                      Сердце

Такой способ рассмотрения приводит к более внутреннему познанию качеств питательных
средств. Чтобы судить о частностях, нужно научиться любовно читать природные процес-сы, поэтому здесь вначале даются только общие сведения.

Всякое растение метаморфозирует и видоизменяет свои лиственные, цветочные и корне-вые процессы различным образом, и поэтому внутри каждого отдельного региона мы должны различать всевозможные нюансы, хотя и все вышеописанное остается справедливым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий