пятница, 11 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XXI. ПРОЦЕССЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 1.


Сыроедение и варка

Для правильного приготовления пищи, будь это сырая или сваренная пища, важно знание природы растений и их ритмического изменения в течение суток, хотя бы для того, чтобы в правильное время суток собирать урожай.
Растение подобно живому потоку; вода, протекающая по ложу реки, - в каждый момент другая. Также и растение, в некотором смысле, - это сосуд космических жизненных потоков, различных в разное время дня и ночи. Достаточно только открытыми глазами взглянуть на природу, и мы заметим, что цветы с восходом Солнца открываются, а при заходе Солнца снова закрываются. И если мы вспомним о том, что многочисленными опытами доказано вплоть до образования субстанции, что субстанция растения меняется в суточном ритме, мы не удивимся, что при сборе урожая наших питательных растений следует обращать внимание на время суток.

Растение утром иное, чем вечером, и в полночь иное, чем в полдень. С помощью капиллярно-динамического метода мы можем наблюдать эти изменения в образах. Приведенные ниже образы получены так:

Особенно выбранная колония вьюнка полевого частично была срезана утром, при восходе солнца. Срезались усики с листьями и цветками и часть корневища. Эти части сохранялись в погребе завёрнутыми во влажный платок. В полдень была срезана другая часть этой колонии; урожай сохранялся так же.
Вечером при закате солнца была срезана еще одна часть колонии, а в полночь - оставшаяся. Эти части одновременно были испытаны капиллярно-
динамическим методом (рис. 38-41).

Если с художественным чувством рассмотреть эти образы, то по ним можно прочитать следующее: Утренний образ обнаруживает излучающуюся тенденцию к развертыванию, тогда как на вечернем образе мы видим противоположный жест. Кажется, будто бы растение хочет снова вернуться в землю. Полуденный образ, напротив, показывает почти хаотическое состояние неподвижного покоя; подобный же жест мы находим в полуночном образе, но он более обращен к земному, выглядит почти теневым и схематичным.

На практике это означает, что ранним утром вместе с овощами мы собираем растворяющие, стремящиеся к развёртыванию образующие силы, тогда как пластические и формирующе-стягивающие образующие силы выходят на передний план при вечернем сборе урожая. Поскольку
цветки и плоды, а также нежные листья овощей уже по своей природе принадлежат к первой категории, то, собирая их утром, мы усиливаем эти их свойства. Это имеет большое значение для растворяющей и разрыхляющей диеты. Напротив, мы усилим пластические и формирующие силы корневых и стеблевых овощей, если будем собирать их вечером. Это важно также в терапевтическом отношении, если нам нужно чрезмерно активный обмен веществ обуздать корневой диетой. В связи с семенем мы склоняемся к следующему: возможно, что собранный ранним утром урожай злаковых даст особенно хороший хлеб, тогда как собранный вечером урожай даст хорошо сохраняемые семена.

Как показано на рис. 39 и 41, полуденная и полуночная мировые фазы пронизывают всё растительное царство силами хаоса. Поэтому желательно в это время не собирать урожай. В античные времена еще знали об этих полуденных силах; они проявлялись в «полуденной женщине», и это было неприятной встречей, если, например, усталый жнец следовал призыву «полуденной женщины». То же относилось и к силам полуночи, которые современный человек ещё и сегодня ощущает как неблагоприятные.

В отношении существенного вопроса, следует ли есть растительную пищу сырой или вареной, можно сказать следующее:

Человеческий организм, когда он из природных царств воспринимает в виде пищи субстанции, должен вступить с ними во взаимодействие - это и есть пищеварение. Это взаимодействие труднее всего проходит с минералами и лучше всего с животной субстанцией (молоко), поскольку в последнем случае жизненные и душевные силы субстанции уже подготовлены. Поэтому маленький ребёнок легче всего усваивает молоко и только взрослый способен переваривать крепко посоленную пищу. Так и в растении мы должны различать, едим ли мы корни, листья или цветки, плоды и семена. И при этом не безразлично, едим ли мы их сырыми или варёными.

Если, учитывая все нарастающий фанатизм в этой области, попытаться объяснить этот вопрос, исходя из общих природных связей, то, может быть, тем самым мы сможем лишить почвы этот фанатизм. С этой целью давайте рассмотрим, что же, собственно говоря, происходит при варке.

Мы поймём это лучше всего, если ещё раз обратимся к растению: это прикованное к земле световое существо. Между Небом и Землей или, следуя Гёте, между полярностями света и тьмы развёртывает оно свои метаморфозы. Своими листьями и цветками оно стремится к космическому свету, своими корнями оно утверждается во тьме земли. Гётевское учение о цвете устанавливает порядок цветового круга между светом и тьмой. Во взаимодействии полярностей света и тьмы возникает цвет. Свет, рассматриваемый через замутненную среду, дает светлые, теплые краски: жёлтую и красную; тьма, проглядывающая через свет, даёт тёмные, холодные цвета: голубой и фиолетовый. Сглаживание между ними — это простая смесь голубого и желтого — центральный зелёный. Эти реальные феномены суть праобразы многих открытых тайн природы, также и для растительного существа, которое, будучи рассмотрено на основе радуги, открывает мировые закономерности.

Мы уже неоднократно говорили, что образование первозданной субстанции крахмала в зелёном листе подобно сгущению радуги в субстанцию. Эта первозданная субстанция крахмала суть как бы зачарованная радуга. Но какова её дальнейшая судьба в живом потоке растительного организма?

Комментариев нет:

Отправить комментарий