понедельник, 28 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XXVIII. ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ


В наше время совершенно не понимают стремления средневековой алхимии к философскому камню. Внутренним путем обучения было в Средние Века стремление приблизиться к тайне преобразования субстанции, а нахождение философского камня было ступенью на этом пути. Субстанции для алхимиков были выражением образующих мир сил. Становление и прехождение веществ и их отношение к процессам во Вселенной они называли сигнатурой. Эти древние естествоиспытатели и врачи, например Парацельс, ещё знали нечто как отголоски античных мистерий. Так тайна философского камня была связана с сигнатурой углерода.

Если мы с помощью современного естествознания попытаемся приблизиться к образу существа углерода, нащупывая его тотальность в мироздании, то нам может удасться посредством этого образа существа приобрести новое понимание философского камня. Было бы серьёзным недостатком, если бы мы попытались закончить «Учение о питании» без попытки пробудить это понимание.

Углерод занимает в ряду земных веществ совершенно особое место. Это основное вещество всей органической природы; все наши питательные вещества, а также наша собственная человеческая субстанция: жиры, белки и углеводы — все имеют в качестве опорного вещества углерод. Если мы разрушили такую субстанцию, например, нагревая её в пробирке, то в качестве трупа останется углерод, причем во многих случаях он сохраняет форму первоначального вещества. Взгляните на древесный уголь, в котором законсервирована структура древесины, из которой он произошел. Углерод — это, так сказать, скелет органической субстанции, вокруг которого образуется и формируется живое.

Эту образующую силу углерода химики знают из так называемой «структурной химии». Представляют себе вещество наделенным силовыми связями (валентностями), таким образом, что один атом, в зависимости от валентности, может соединиться с двумя, тремя, четырьмя и даже большим числом атомов. Кислород, например, двухвалентен, поэтому он соединяется с двумя одновалентными атомами водорода, образуя воду. Итак, структурная формула воды
Н—О—Н. Углерод четырёхвалентен и поэтому соединяется с четырьмя одновалентными элементами. Но он может соединяться не только с другими элементами, но также и сам с собой, создавая тем самым почти неограниченные возможности образования внутренней структуры. Возможны цепи с ответвлениями, кольца и так называемые конденсированные структуры; они образуют основу всей органической химии (химии углерода). Сегодня известно и описано более двух миллионов различных углеродных соединений. Если принять во внимание, что остальные 91 элемент образуют только примерно семьдесят тысяч соединений, то можно оценить, какой своеобразной субстанцией является углерод.

Редуцированные до углерода структурные формулы органических соединений образно и очень правильно называют «углеродными скелетами». (См. «Учение о субстанции») Можно как угодно относиться к атомной теории, но структурные формулы — это образы реальности, и этой реальностью является анормальная формообразующая сила углерода.

Но этот углерод как субстанция не только в нашем питании имеет большое значение - посредством пищеварения он возводит на высшие ступени бытия человеческий микрокосмос, и затем используется как формирователь нашей телесной субстанции, — но как процесс он играет решающую роль в нашей сознательной жизни. Если земные субстанции научиться постигать по-новому, как процесс, пришедший к покою, или, как говорили древние, как «конец пути Бога», то можно также специфические качества субстанции, её структуру, рассматривать отдельно от вещества, как живой процесс, источник которого следует искать далеко во внешнем космосе. Звёздный мир излучает деятельности и качества, которые на Земле сгущаются в субстанции. Но эти качества можно отыскать также на плоскости процессов, живых образующих сил, и здесь углеродный процесс является формообразующим процессом не только в телесном, но также в душевном и духовном смысле. Когда мы в мышлении отражаем мир в понятиях и пробиваемся к творческим мировым мыслям Вселенной, то носителем этой деятельности является углеродный процесс. Образующие силы углерода формируют также наши мысли. В «Учении о субстанции» было показано, что пра-родиной этих образующих сил, которые излучаются во все мировые и человеческие формы, является созвездие Скорпиона, то созвездие, которое в античной древности называли Орлом. Силы Орла вдохновляли умнейшего мыслителя, евангелиста Иоанна. Он смог в грандиозных картинах изобразить не только прошлое нашего духовно-земного существования, но также будущее; он следовал сигнатуре Орла.

Человек — это место встречи земных образующих сил углерода в физической пище и образующих сил Орла в космической пище, и это справедливо до высших свойств сознания.

Углерод формирует растение, поскольку он процесс ассимиляции переводит в видимую субстанциальность крахмала. Он уплотняет крахмал в целлюлозу, основное вещество растения. Это отвердевание достигает высшей точки в одеревенении корня. Когда жизнь распадается, остаётся углеродный труп. Этот процесс проходит через образование торфа, бурого угля и завершается в каменном угле, который Земля вбирает внутрь себя.

Здесь он встречается с железом, поскольку все тело Земли пронизано железом. Едва ли какие-нибудь другие вещества находятся в таком тесном отношении друг к другу, как уголь и железо. Чистое железо мягко; его можно ковать, раскатывать, протягивать, штамповать. Но в расплавленном состоянии оно обнаруживает такое родство с углем, что растворяет его в себе и вследствие этого становится твёрдым. Расплавленное железо растворяет углерод, как вода
растворяет соль. Так образуются чугун и сталь. Итак, углерод даёт железу твердость и фиксирует его в жестком облике. При этом он частично оседает на поверхности медленно остывающей отливки в виде графита.

Итак, не только железо преобразуется при встрече с углеродом, но и сам углерод. Он становится графитом. Но ещё одно неожиданное явление указывает на его божественную природу. А именно, если расплавленное железо, в котором растворён углерод, быстро охладить, то также можно обнаружить углерод, но в данном случае не в виде графита, а в форме алмаза. Если разломить застывший кусок железа, то на изломе будут видны маленькие алмазы. Здесь сам углерод просветляется, приобретает формирующую твёрдость. Он очищает свою собственную субстанцию до высшей формы материального явления, он становится благородным камнем. Ступени облагораживания субстанции от аморфного вещества через семь ступеней до благородного камня, до прозрачности, были хорошо известны алхимикам. В обретении прозрачности чёрный уголь в этом случае представляет собой как бы воспоминание о давно прошедших солнечных временах, о своем космическом световом происхождении. Он проносит солнечные образующие силы через все царства, как духовный, душевный, живой и, наконец, физический формирующий процесс. Он является чувственному взору как субстанция, созданная светом, излучающая свет, как формирующая гармония.

Это такой удивительный процесс, что к нему можно подходить только с чувством благоговения. Этот процесс требует, чтобы мы стали символом нашей собственной мировой задачи.

Наша телесная субстанция также построена углеродом. Белок наших органов, мускулы и нервы, кровь и её субстанция построены углеродом. И также здесь углерод встречается с органически связанным железом. Железо в теплой крови является носителем личности, которая на этом пути проваривает, переплавляет и преобразует телесную субстанцию.

Человек имеет за собой долгую историю развития. Он также имел некогда световое тело, которое, коррумпированное грехом и заблуждением, стало тем, чем оно является сегодня:
сморщенным образованием. Только божественное существо могло бы исцелить прошедшего через грехопадение человека, если оно само воплотилось бы в такое тело и преобразовало бы его в «воскресшее тело». Поскольку такая мистерия однажды была поставлена перед человечеством, каждое человеческое «Я» свободно может связать себя с этими силами воскрешения. Воскрешение себя как представителя человечества означает задачу и цель развития земного человечества. В конце человек снова обретает световое тело — физическое тело, в котором его телесная субстанция будет сравнима с алмазом, но органически гибкая, очищенная для высшей ступени физически-живой субстанции.

Эту ступень превращения алхимики называли «философским камнем».

Хлеб, как праобраз Земли, Христос преломил со своими учениками во время вечери, идентифицировав себя с ней. Когда пролилась кровь на Голгофе, существо Христа соединилось с этим телом Земли. С тех пор Земля стала телом Господа. Если спросить, где в этом земном теле находятся алмазы, то, рассмотрев их месторождения, мы придём к очень существенному ответу.

Самые известные месторождения находятся прежде всего в Бразилии и в Индокитае с Малайским архипелагом. Но эти месторождения — антиподы. Они лежат почти на экваторе и связывающая их линия проходит через центр Земли, то есть является диаметром. Следующее очень известное месторождение алмазов находится в Южной Африке (Трансвааль) и менее известное — на Сандвичевых островах в Тихом океане. Оба месторождения также лежат на диаметре, перпендикулярном к прежнему диаметру. Обе эти линии образуют крест, центральная точка которого находится в центре Земли.

Известны также новозеландские месторождения алмазов. Если найти антипод этой точки, то
это будет Центральная Европа. Здесь хотя и нет физических алмазов, но на протяжении последних 3000 лет в среднеевропейской духовной жизни действовали родственные алмазу силы Орла, формируя понятия великих земных мыслителей, чтобы тем самым постичь центральное событие в жизни человечества —
Мистерию Голгофы. Диаметр, соединяющий новозеландскую точку с Центральной Европой, также образует крест с двумя другими диаметрами, и если соединить концы трёх осей, то мы получим октаэдр — форму кристалла алмаза (рис. 67).

Итак, тело Земли пронизывает структура алмаза, являющегося очищенным земным праобразом творящих солнечных образующих сил.

Весь органический чувственный мир, сформированный силами углерода — это мир исполненных мудрости законов. В самом деле, с незапамятных времен Земля исполнена мудростью, но недостает одного элемента, который мы ощущаем как ядро нашей земной миссии — любви. Природа
аморальна, она еще ничего не знает о добре и зле. Только человек в своей свободе хранит и применяет это знание, которое он приобрел ценой грехопадения. И только в душе человека знание и мудрость могут превратиться в любовь, и как деяние любви взойти в творчестве человека, если человек свяжет себя с силами Воскресения Христа. Это и есть миссия человечества: Космос Мудрости превратить в Космос Любви.

На языке алхимиков это и есть ступень превращения философского камня в камень
Любви. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий