суббота, 26 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XXVII. ХЛЕБ


Наш хлеб насущный — это истинная наша пища; но какие превращения претерпел этот хлеб, пока он принял свою современную форму! Очень интересно проследить путь его становления, поскольку при этом становится видно, как изменение человеческого сознания обусловливает другие формы питания.

Какова была пра-форма хлеба в те времена, когда Заратустра сообщил своим ученикам методы возделывания злаков? В те времена люди растирали зерна и смешивали их с водой или молоком с целью получения кашицы. Характерным для того времени было то, что пища приготовлялась тогда обычно в форме каши. Это и понятно, ибо сознание в те времена еще изливалось во Вселенную. Люди тогда были еще не способны мыслить в виде четко очерченных мыслей. Поэтому им не было также необходимости в своем пищеварении иметь дело с резко контурированными питательными средствами. Также современным диетикам известно, что питание кашей делает человека флегматичным и мало побуждает к развёртыванию индивидуально-мыслительной деятельности. Напротив, детям дошкольного возраста, которые ещё не претендуют на логичность мышления, подходит еда, приготовленная в виде каши.

Следующий шаг в деле приготовления хлеба был сделан в ранне-греческую эпоху. Мы находим описание того, как греки под Троей приготавливали свой хлеб: они нагревали большой плоский камень и выливали на него кашицу, приготовленную из злаков, так что она спекалась, и получался некий вид оладьев. Но что выражалось в этом отвердевании хлеба? Как в культурном развитии человечества появились тогда первые попытки самостоятельного мышления, которые потом развились в греческую философию, так и посредством пищи людям должна была быть дана возможность питаться физически твердым, жестким, оформленным.

В иудейских кругах мы сталкиваемся со следующей метаморфозой хлеба. Иудеи изобрели закваску. Так впервые в хлебе можно было различить внутреннее и внешнее: мякиш и корку. Если мы рассмотрим хлебный мякиш, мы найдем его более или менее пронизанным воздушными дырками. Обработка хлеба посредством закваски проводит хлеб через воздушный элемент. Не только пекари, но и домохозяйки знают, что благодаря вымешиванию теста качество теста становится иным. В тесте появляется способность к дыханию. И когда затем тесто «поднимается» (т. е. произведенное в нем динамически действует физически, и масса теста набухает), то это можно сравнить со вдыханием и формированием теста в организм.

Но что особенно интересно и характерно для иудейского содержания сознания, так это действие закваски. Что при этом происходит? Тесто, которое осталось от предыдущего приготовления хлеба, замешивается в новое тесто. От этого нового теста снова сохраняется небольшая часть и как закваска вносится в новое тесто. Очень важно, что посредством закваски таким образом осуществляется связь выпекаемого в различное время хлеба между собой. Прежнее действует в настоящем, настоящее в будущем. Это ритмический процесс вдыхания и выдыхания; прежнее выдыхание обусловливает нынешнее вдыхание, нынешнее выдыхание обеспечивает будущее вдыхание. Если рассмотреть такую последовательность приготовления хлеба, при которой сегодняшний хлеб связан с предыдущим и т. д. до пра-хлеба, то получается впечатление последовательности поколений, вчерашний хлеб — это отец сегодняшнего хлеба, и сегодняшний хлеб — завтрашнему. Субстанция хлеба таким образом восходит от пра-хлеба через всю последовательность приготовления до нашего сегодняшнего хлеба, как кровь отца Авраама проходит через всю последовательность поколений. Это типично для содержания сознания иудейского народа, которое целиком основывается на национальных и семейных связях. Тогдашние люди мыслили, чувствовали, действовали не как индивидуальности, но на основе кровных связей. Это было настолько реальным, что отдельные люди помнили о деяниях своих предков, поскольку также и в сознании отдельные индивидуумы одной крови еще не так были отделены друг от друга. Возраст рассчитывался по тому, насколько воспоминание могло просматривать ряд предков. Таким образом исчислялся возраст патриархов.

Такой вид сознания, хотя и не настолько выраженный, видоизмененный многоцветностью народов, был определяющим в Европе на протяжении всего Средневековья. Ибо то, что некогда в человеческом развитии выступило как способность, проявляется во всём культурном развитии эпохи. Во всей средневековой Европе мы можем констатировать объединение отдельных людей в семьи, племена, народности.

В XV-XVI веках в приготовление хлеба входит новый импульс. Незадолго до французской революции в Париже было выпущено предписание, в какой мере разрешено парижским булочникам печь новый дрожжевой хлеб. Применение дрожжей — это важный момент в истории приготовления хлеба. Ряд поколений внезапно прерывается, и отдельный хлеб становится самостоятельным. Нетрудно указать на связанное с этим превращение сознания. А именно, с XV столетия человек начинает развивать самосознание в отношении мира. Он начинает охватывать мир своими органами чувств, развивает естествознание посредством открытий Колумба, Васко-да-Гама, осваивает Землю. Одновременно можно наблюдать, как распадаются родовые и семейные связи, и как отдельные личности начинают испытывать себя самостоятельными.

Так начинается эра личного развития. Химики нашли, что живые и естественные процессы замешивания и приготовления теста могут быть рационализированы посредством применения машин и химических добавок. Сегодня повсеместно применяется для обработки теста хранящаяся в стальных баллонах углекислота; тесто замешивается в закрытых месильных машинах или дрожжи заменяются специальным порошком.

Таким образом, процесс заметно склоняется в сторону образования минеральных шлаков. Интимный процесс вдыхания-замешивания, к которому крестьянка имела личное отношение, в который посредством её рук входило духовное, с которым связано столько энтузиазма, проявленного при его приготовлении — это процесс замешивания в больших городских пекарнях едва ли воспроизводим.

Весь этот процесс технизации идет параллельно с душевным развитием современного человечества. Хотя человек и развивает свою личность и испытывает личную свободу, но всё это происходит на плоскости чисто физически-материального. Эта личная свобода выражается также в том, что мы сегодня можем выбирать реминисценции из всех стадий приготовления хлеба, начиная от кашицы, через хрустящие хлебцы, деревенский хлеб до хлеба, выпекаемого в больших городских пекарнях. Посредством свободного выбора и вкуса мы можем возбуждать все слои нашего сложного сознания.

Как часто уже говорилось, сегодня подготавливается духовный настрой, зарю которого мы можем видеть в существе Гёте. Развитие самого мышления и достижение творческих мировых мыслей, что уже проглядывает в живых понятиях Гёте, является целью ближайшего будущего. Рудольф Штейнер указал путь к этому в своей «Философии свободы» и в других работах. Для такого состояния сознания требуется также, чтобы хлеб сделал дальнейший шаг в своем развитии. Посредством всего, чему люди до сих пор научились, они должны в будущем расширить своё сознание от сегодняшнего самосознания до точки собственного «Я». Но мы не призываем «назад к природе!», к возврату к другим формам питания, мы должны найти новый путь. Пища должна и дальше минерализоваться, но это минеральное должно стать тоньше, прозрачнее и подвижнее в смысле мудрости соли, а не в смысле образования шлаков.

О злаковых мы знаем, что они опыляются ветром, т. е. они лишены цветочного процесса в собственном смысле слова. Что может быть более естественным, как не подведение этого цветочного процесса в виде меда - этого эфиризированного солевого процесса, который связывает с небесной мудростью!

Мёд и соль — это самое плотное и самое тонкое вещества, которые, как полярности, производят силовое поле. Рудольф Штtйнер указал на то, что новый хлеб должен изготавливаться в поле напряженности между мёдом и солью.

Ряд опытов, поставленных в этом направлении, привёл к следующим очень интересным результатам, которые имели такое практическое значение, что в некоторых местах в Европе стали изготавливать новый хлеб.

Этот хлеб изготавливается так, что при этом не
применяются ни дрожжи, ни порошок, но мёд и соль. Тесто поднимается, если его правильно замесить, под действием напряженности между мёдом и солью, без применения обычных стимулирующих средств. Очень важно, что тесто поднимается с восходом Солнца. Систематические опыты
позволили проследить интенсивность этого процесса во времени. (рис. 64)

Кривые подъема с удивительным постоянством показывают, что для теста, замешанного на мёде и соли, сильнейший импульс действует в 6 часов утра, тогда как побуждающий импульс для дрожжевого теста сильнее всего действует к полуночи. Оба вида теста замешивали вечером (одновременно).

Вопрос, какую муку следует взять для приготовления хлеба, был разрешён, когда мы показали, что процесс только тогда протекает правильно, когда для выпечки хлеба применяется мука свежего помола. Другими наблюдателями также было установлено, что при помоле зерно теряет свои качества. Если целое зерно может храниться как угодно долго, то мука быстро портится. Но нужна не только мука свежего помола, но кривые показывают также, что очень важны части оболочки, силы, содержащиеся в кожуре. Выше мы уже говорили о значении сил кожуры и о солевых силах, которые развиваются в процессе засаливания коры.

Следующим мероприятием, давшим хорошие результаты, был выбор всех четырех видов злаковых в гармонической смеси. Итак, новый хлеб — это многозлаковый хлеб. Четыре темперамента в гармоническом равновесии не только диетически возбуждают общие силы организма, но благодаря лучшему развитию медово-солевого процесса видно, как эта "архитектура" вчленяется в алхимию приготовления хлеба.

Интересным фактом является то, что весь процесс может быть осуществлен только при применении биологически-динамических злаков. Понятно, что злаки, которые так сильно несут в себе космические ритмы, в медово-солевом ритме снова воспроизводят солнечный ритм дыхания.

Особую статью составляет мёд. Не всегда возможно применять мёд такого качества, которое соответствует процессу. Если при изготовлении хлеба возникают трудности, то это свидетельствует о том, что мёд взят от пчел, которых зимой чрезмерно подкармливали свекольным сахаром.

Далее, замечено, что большое значение для качества хлеба имеет применяемое тепло. Если раньше приготовление хлеба происходило внутри семьи, то сегодня, когда время стало таким дорогим, применяют различной конструкции печи. Чтобы сэкономить время, используют высокую температуру. Наряду с применяемыми прежде исключительно дровяными печами, используют паровые печи, а также, по мере прогресса техники, электрические печи. При этом постоянно падает качество хлеба.

При наших опытах выпекания медово-солевого хлеба мы скоро пришли к тому, чтобы применять только дровяные печи и поддерживать температуру при выпекании на значительно более низком уровне, чем это общепринято.
Хотя вследствие этого время выпечки несколько удлиняется, но этим достигается правильное созревание хлеба, и образуется удивительно вкусная  корка.

Процесс выпечки должен проводиться так, чтобы хлеб оставался живым — живым в смысле образующих сил. Корка не должна быть чем-то твёрдым, неподвижным, готовым, но должна излучать формирующие и преобразующие силы.

Здесь мы неоднократно указываем на возможность использования для представления субтильных излучающих сил "метода кристаллизации". Кристаллизующийся нитрат калия, например, следует присущим ему формообразующим силам, когда образуются отдельные кристаллы. Вся совокупность кристаллических сил, выделившихся на дне кристаллизационного блюдца, вначале не следует никаким формообразующим законам. Но если в раствор соли добавить каплю растительного сока, то образующие силы растения выразят себя связью игл кристаллов. Поэтому морозные узоры на стеклах витрины цветочного магазина иные, чем на стеклах витрины мясной
лавки. Таким образом, если мы каплю экстракта из мякиша или корки хлеба добавим в кристаллизационный раствор нитрата калия, то расположение игл кристаллов даст наглядный образ действующих в хлебе образующих сил
(рис. 65 и 66).

Итак, хлеб — это праобраз Земли, а также каждого зерна. И как в кожуре зерна мы познаем организующие силы Вселенной, так и хорошо выпеченная корка хлеба существенна для питания, поскольку в смысле этих организующих сил и мудрости соли она возбуждает сознательный мыслительный процесс. Мякиш, напротив,
приближается к одушевленному телу.

Хлеб — это в любом смысле подходящее для человека питание, поскольку с какой стороны мы не рассматривали бы его, мы повсюду приходили к откровению самого человеческого существа. Мы рассмотрели историю хлеба и можем проследить дальнейшие частности в этом направлении, в особенности если мы прислушиваемся к гению языка.

Герберт Хан обратил внимание на то, что у народов Центральной Европы название хлеба представляет как бы открытую тайну. По немецки можно сказать: «Ein Laib Brot») (коврига хлеба). «Кто сегодня говорит по-немецки, тот не знает, что обозначает первое слово: Ein Laib. Но, как показывает история языка, первоначально так назывался хлеб. В древние времена он назывался «Hlaifs». Пока хлеб ещё так назывался, он приготавливался еще в такой форме, которая сохраняла твёрдый облик без применения опары. И только когда начали применять закваску, появилось слово «Brot»». Это слово указывает на творящие, набухающие силы, содержащиеся в субстанции хлеба. Оба слова «Hlaifs» и «Brot» нашли широкое распространение в Европе. «Народы, живущие преимущественно на Севере и Востоке Европы в различных формах сохранили слово «Laib». Слово «Brot» распространилось преимущественно на Западе через английский язык. В Южной Европе, в особенности там, где хлеб употребляли в пищу с вином, развивали формы, восходящие к древнему слову «Pan». Здесь прослеживается отношение к древнему дионисийскому культу.

«То, что в немецком языке слова «Leib» (человеческое тело) и «Laib » (коврига) звучат одинаково, несмотря на различное этимологическое происхождение, является в свете культурно-исторического развития хлеба важным и интересным фактом для всякого, кто хочет его видеть».

То, что мы ещё говорим «Laib Brot», указывает на задачу Европы объединить Восток и
Запад. «В живых формах дух Центральной Европы вносит свою пищевую долю для стола Земли».

Лилию и розу мы описали как представительниц растительного царства Земли. Злаки и
фрукты — хлеб и вино — к началу нашего летоисчисления были представителями питательных средств. Так жизнь Иисуса из Назарета указывает на тесные отношения с хлебом. Он родился в городе Вифлееме. Но название Вифлеем означает «город хлеба». Когда Христос называет себя хлебом жизни, то тем самым он выражает на реально-символическом языке полную связь земного мира с небесным миром посредством чистого человеческого тела. Носитель этого тела должен при последней трапезе, в буквальном значении, преломить с учениками хлеб и посредством вечери основать священную мистерию хлеба. (Герберт Хан).

Комментариев нет:

Отправить комментарий