понедельник, 7 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XV. ПАСЛЕНОВЫЕ


Картофель и томаты

Пасленовые — это семейство ядовитых растений. Наряду со многими другими к ним
относятся беладонна, белена, дурман, табак, а также два широко распространенных пищевых растения: картофель и томаты. В «Учении о субстанции" было указано, что ядовитые растения допускают слишком глубоко погрузиться в себя животно-душевному, но поскольку растение для этого не приспособлено, нормальный процесс образования в семени белка - обычно с ограниченным содержанием азота - искажается в ядовитое образование, в алкалоидный процесс. Поэтому ядовитость пасленовых выражается в нарастании содержания азота. Также в формах цветков этих растений, образующих глубоко втянутое к завязи полое пространство, можно видеть некий вид подражания пра-форме животного образования, а именно, гаструляции.

Как случилось, что картофель, цветки и плоды которого являются опасным растительным
ядом, а также томаты стали культивироваться как пищевые растения?

Немалое значение имеет то, что оба этих растения родом не из наших мест, но с открытием
Америки через Испанию в Европу распространялись как диковины. Родиной обоих является Перу, и при ацтеках они были культурными растениями. Ацтекское название томата было «Tomatl», тогда как картофель получил свое название только в Европе, от трюфеля «Tartuffoli». В 1588 г. ботаник Клюзий вырастил первый в Европе картофель.

Как открытие Америки само явилось первым шагом нового содержания сознания: человек
начинает постигать окружающий мир, его личность посредством органов чувств выходит в мир и завоевывает мир, он открывает не только новые земли, но и законы природы, — так мы должны также картофель и томаты рассматривать как питательные средства, которые призваны облегчить первые шаги души сознательной, с одной стороны, посредством возбуждения чисто интеллектуальной деятельности головы, с другой стороны, посредством самоудовлетворяющейся эгоистической сущности. Но это приобретается ценой того, что духовное развитие вынужденно становится на путь одностороннего материализма. Как это следует понимать, мы уточним в дальнейшем.

Картофель является главным поставщиком углеводов; он получил колоссальное
распространение. 14% пахотной земли в Германии занято под картофель. Наука ценит картофель за высокую калорийность и как подходящее средство массового питания.

Представление об этом может дать сравнение содержания питательной субстанции
картофеля и пшеницы.
                                           Углеводы      Белки        Жиры          Вода
                 Картофель          18%              1,5%         0,1%             80%
                 Пшеница            75%              10,0%       1,0%             10%

Уже это сравнение картофеля со злаковыми производит впечатление не в пользу картофеля, которое еще усиливается, если рассмотреть внутренние качества картофеля: хотя это растение и является поставщиком крахмала, но углеводы накапливаются не как у злаковых в семенах, но в подземных клубнях и в корнях. Мы знаем, что это говорит о совершенно особенном отношении к нервной системе. Хотя это относится также к моркови и сельдерею, и мы знаем, насколько благоприятно и возбуждающе эти корневые овощи действуют на голову, все же в картофеле заложено ещё и нечто другое.

Весь облик и характер пасленовых отражается
также в сигнатуре картофеля, а также субстанция крахмала - хотя химически это и не проявляется - тоже является выражением его характера. Художественное чувство при наблюдении зерна крахмала картофеля в
сравнении с крахмалом пшеницы позволяет нащупать свойство картофеля.

В зерне крахмала картофеля мы видим эгоистично замкнутый в себе жест, который в сравнении с гармонически уравновешенной структурой зерна крахмала пшеницы так же искажен, как белковое образование, приводящее у ядовитых растений к алкалоиду.

Легко видеть, что переваривание такого углевода проходит не так гладко, как других
растительных субстанций. Описанное в главе об углеводном пищеварении возбуждение нервной системы проходит при переваривании картофеля не так самоотреченно; оно проходит так, что сам мозг участвует в завершении процесса пищеварения.

«Итак, когда мы едим ржаной или пшеничный хлеб, то мы перевариваем его в желудке и в
кишечнике, и мы не заставляем нашу голову заботиться о пищеварении. Напротив, когда мы едим картофель, голова должна использоваться для переваривания картофеля». (Рудольф Штейнер)

Мы говорили о том, что картофельное питание обслуживает, главным образом, средний
мозг, т. е. ту часть нервной системы, которая лежит в основе творческого художествен-ного, исполненного фантазии мышления. Но если средний мозг занят перевариванием картофеля, так что не может выполнять свою функцию, то основой мыслительной деятельности становится передний мозг, который со своими сильно дифференцирован-ными клетками и своей локализованной способностью является основой современного, более предметного мышления, научно-рассудочной способности к абстракции, которая, не будучи поддержана духовной наукой, поддерживает математическое мышление. В самом деле, внутреннее творческое мышление в Европе пришло в упадок с того момента, когда начали употреблять в пищу картофель.

И далее: мы видели, что углеводное питание служит прежде всего душевному в человеке,
возможности ощущения и связанной с этим способностью движения. В этих душевных
способностях нуждается весь организм человека; углеводы ржи и пшеницы дают ему эти
способности; но если питаться только картофелем, тогда эти силы будут застаиваться в голове, и человек станет слабым и не сможет нормально работать. (Рудольф Штейнер)

Как раз то, что в человеке духовно, становится стертым и вялым, если он не в состоянии
есть углеводы, силы которых распространяются по всему человеку в целом. Но когда человек вследствие питания картофелем не только становится таким слабым, что он не может больше правильным образом использовать для работы свои руки и ноги, но стано-вится таким слабым, что не оживляются также и те органы, которые служат для воспроиз-ведения, тогда дело обстоит ещё хуже. Индивидуальность связывается с человеческим зародышем ещё при зачатии. Известно, что рост эмбриона и даже рост ребенка до семи лет исходит от головы. Поэтому важно, чтобы индивидуальность правильным образом могла пронизать эту голову. Но если духовно-душевное попадает на зародыш, зачаток головы которого подвергся разложению вследствие неумеренного потребления картофеля отцом и матерью, то душевно-духовному становится трудно правильно внедриться в головной орган. Таким образом возникает предрасположенность к гидроцефалии.

Мы знаем, что человеческое существо постепенно инканируется в ритме семилетий. До седьмого года формируется живое физическое тело, что завершается появлением вторых зубов; с седьмого до четырнадцатого года душа захватывает тело. В конце этого периода наступает половая зрелость, и с четырнадцатого до двадцать первого года «Я» пронизывает душу и тело - до совершеннолетия. Если мы имеем дело с такой головой, при которой вследствие питания картофелем духовно-душевное неправильно внедрилось в физического человека, тогда будет нарушено то, что должно произойти в этом временном отрезке. «Человек тогда вообще так идёт по своей жизни, как будто он вообще не имеет своего тела, как будто оно наполнено вялостью и ленью». (Рудольф Штейнер)

Но здесь дело не только в том, что одностороннее питание картофелем переводит пище-варительный процесс в мозг, но что человек под влиянием картофельной пищи рождается
недостаточно крепким для жизни. Если эти повреждения происходят на протяжении нескольких поколений, как это наблюдается сегодня, то придёт время, когда мы будем не в состоянии бороться с нарастающими явлениями дегенерации.

Особенно в отношении детей важно, чтобы они не слишком односторонне питались
картофелем. Когда замечают, что они становятся рассеянными, забывчивыми, невнимательными и сонными, то обычно это бывает следствием чрезмерного потребления картофеля. В таких случаях нужно противодействовать этому посредством сахара, овощей и фруктов, а также посредством согревающих пряностей (тмин, хрен, тимьян). Есть блюдо, которое возникло на основе здорового народного инстинкта, состоящее из картофеля и яблок. Это блюдо в Австрии образно называют «Небом и Землей». Himmel und Erde

Если ясно осознать вышеописанные отношения, то нельзя не испугаться незнанию, которое господствует в отношении великого распространения картофеля в Европе. Согласно Коллату, 12 процентов нашей пищи состоит из картофеля. Соответствующая оценка этого факта должна быть задачей будущего народного хозяйства. Здоровье социальных отношений зависит также и от того, будет ли ограничено влияние картофеля на здоровье народа.

Но очевидно, что сам картофель сегодня дегенерирует. Многочисленны болезни карто-феля, и нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что однажды люди перестанут культивировать картофель как культурное растение. Как часто в истории сходили со сцены культурные растения, выполнившие свою миссию. Быть может, можно сказать: картофель погибает не потому, что его истребляют картофельные жуки, но картофельные жуки появились, поскольку картофель выполнил уже свою миссию и теперь должен отступить на задний план.

Томаты только несколько десятилетий тому назад начали употребляться народом в пищу.
Пропагандируемые наукой о питании как «богатые витаминами» и охваченные реформи-рующими жизнь стремлениями, они стали почти господствующими овощами. Как карто-фель на пашне, так томаты явились инспираторами наших огородов. Их внешний вид соответствует целиком и полностью характеру пасленовых, хотя они и неядовиты. Если рассмотреть их с их эгоистически буйным жизненным процессом, то невольно возникает желание держаться в отношении их на некотором расстоянии. Это впечатление усилива-ется, когда мы слышим от садоводов, что они лучше всего растут на своем собственном компосте.

Несмотря на все химические исследования и рассуждения о витаминах, которые говорят в пользу томатов, все же нужно учитывать импондерабильное, то, что сообщает созерцатель-ная сила суждения относительно интимных свойств этого растения. Например, их буйно разрастающиеся образующие силы не следует употреблять в пищу тем, кто имеет диспозицию к раку. Физическая предстадия рака состоит ведь в том, что человек душевно отграничивает себя от внешнего мира, замыкается в себе, не относится с интересом и любовью к окружающему миру, и как некий вид инволюции, обращенные внутрь силы разрастаются телесно. Конечно, это долгая и сложная драма, но она несет в себе черты, напоминающие процесс роста томатов. При сравнении кристаллизационных образов крови больного раком и томатного сока это подобие установлено вплоть до структуры образов кристаллизации.

Таковы два представителя семейства пасленовых, сопровождающие нас по пути развития человечества. Как дар западного мира, они помогают нам через материализм довести наше душевное развитие до того пункта, когда мы овладеем способностями, которые мы приобрели благодаря им, чтобы развить новую науку, которая на высшей плоскости ведет к мудрости живого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий