вторник, 1 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. X. СОЛЕВАЯ ПИЩА 1


«Соль— это хорошая вещь», — так начинает Фридрих Христиан Этингер, современник
Гёте, свое сочинение о тайнах соли. «Это благороднейшее и великолепнейшее существо,
величайшее и высочайшее благодеяние Бога во всем царстве природы, материи и субъекта, не имеющее себе подобных; круг и тайна, которая никем не изучена и не может быть изучена».

У алхимиков и ещё у Этингера было живо сознание о становлении соли как выражение того, что как образующие силы пронизывает Вселенную и образует мир и тело человека. Они знали, что сила соли действовала совместно с творящим в мире существом, пока ещё мир не был твердым. Когда эта соль сгустилась в вещество, она стала «тугой». Но когда мы её воплощаем и перевариваем с пищей — она снова становится мудрой, т. е. создает в нас основу, чтобы мы могли развить мудрость.

Если мы положили кристалл соли в воду, то сможем наблюдать, как с поверхности
кристалла расходятся прозрачные изменчивые формы - их называют шлирами, - которые
постепенно становятся едиными с растворяющим элементом. Соль теряет свою внешнюю форму, но нечто в ней становится бодрственным, то, что ранее было спящим. Она стано-вится химически активной. Развивается осмотическое давление, которое подчиняется газовым законам. То, что здесь достигает творящей мудрости, мы не можем проследить посредством внешних научных методов. В лучшем случае, изучение высоких разбавлений (потенций) может дать нам представление о процессе одухотворения соли.

Алхимики другими методами узнавали о духе соли, и если они говорили о нем как о
тройственном, то на своем образном языке они представляли себе примерно следующее: «Когда мы с пищей воспринимаем в себя солевой процесс, то в обмен веществ соль пере-даёт свой сульфурический огненный дух. В кровообращение соль посылает свой меркури-альный дух в движение крови. Мудрость же соли освобождается в голове».

Из представленного в истории питания мы знаем факт, что питание из минерального царства является третьей и последней ступенью, которую мы назвали новой эпохой пита-ния, соответствующей развертыванию личностных сил, которые в состоянии переваривать минерал, возвышая его на три ступени до человеческой субстанции. Мы стоим в начале этой новой эпохи питания, и когда говорится, что в будущем мы все более будем в состоя-нии переваривать минеральное, то это следует понимать не так, что мы все более и более будем употреблять в пищу минеральные вещества, но так, что процессы приготовления всё более и более будут проводиться в смысле мудрости соли. Мы ещё будем в дальнейшем углублять понимание этого вопроса.

Но также вещественная соль является для человека исключительно важным питательным
средством. Мы солим пищу не только для того, чтобы сделать ее вкуснее, но для того, чтобы мы вообще могли мыслить. Если кто-нибудь настолько болен, что все соленое отбрасывает уже в желудке или кишечнике и не может переварить, тот становится слабо-умным, тупым (Рудольф Штейнер).

Как можем мы представить себе путь соли до мозга? Как преобразует растение свои соли
при отцветании во Вселенной? Что происходит с образовавшимся в растении сахаром? Он
испаряется, он истекает в окраске цветка, он распыляется посредством колебания водоро-да, прежде всего в тепловом покрове атмосферы. («Учение о субстанции»). Также из изучения высших разведений (потенций) мы можем установить, что соль при дальнейшей
дематериализации достигает, наконец, теплового состояния.

Рассмотрим соль: она растворяется уже на языке. Она участвует во всем желудочном и
кишечном пищеварении, все более и более растворяется, в некотором смысле потенци-руется, и испаряется при переходе через стенки кишечника, переходя в духовное состоя-ние. То, что здесь мы имеем дело с тепловым состоянием, показывает так называемая солевая лихорадка. Духовное тепло как образующая сила - это то, что излучается на пути через сердце к мозгу, преимущественно к переднему мозгу. Мудрость духа языка удиви-тельным образом выражает существенное: мы обозначаем еду, которая хорошо посолена и приправлена - ни более ни менее как «herzhaft».*(нем. herz - сердце, herzhaft - мужествен-ный, а также крепкий.)

Разве не заслуживает уважения уже тот феномен, что сама соль невкусна, но делает вкус-ным всё прочее? Ремер обратил внимание на то, что присутствие соли в каком-нибудь блюде можно заметить только благодаря «лучшему, более гармоничному аромату». Соль так же исполнена самоотречением, как свет, который сам не виден, но делает видимым все остальное. Самоотверженность ищущего познания мышления, которое ничего не хочет для себя, но освещает и упорядочивает внутренний мир, не идет ни в какое сравнение с само-отреченной мудростью соли.

Как ни много прекрасного можно сказать о соли, и как ни важна она в нашем питании, всё
же нельзя обойти молчанием следующее:
Избыток соли в пище, в особенности тогда, когда личностных сил недостаточно, чтобы
правильно переварить её, вреден; тогда она застаивается в паразитарных тепловых очагах. Как непереваренное растение выражает себя в газах, так и плохо переваренная соль выражает себя в очагах воспаления, которые не могут вчлениться в тепловой организм. В истинной науке о питании нет догм, есть только воззрения. Каждый должен сам для себя решить проблему, что переносимо для его «Я».

Мы получаем соли из всех природных царств, но преимущественно прямо из минераль-ного царства. Поваренная соль, обычно состоящая из хлорида натрия, всегда содержит небольшое количество солей кальция, калия и магния. Но главную часть важных для питания солей кальция мы получаем вместе с водой, поэтому необходимо обращать внимание на то, чтобы не потерять кальциевое содержание воды при кипячении. Позже мы еще будем говорить об этом.

Соли калия мы потребляем с растительной пищей. Пепел растения содержит до 70% солей
калия. Конечно, растительный калий, хотя химически он идентичен с минеральным, качественно не полностью совпадает с минеральным. Он ещё близок к растительной ступени.

Но солью животного организма является соль натрия. Натрий выступает на передний план
во всех органах, во всех телесных жидкостях, особенно в крови. Так с животной пищей мы
принимаем в себя, особенно с мясом, значительное количество хлорида натрия, который ещё стоит вблизи животной ступени.

Магниевая соль играет важную роль в физиологических процессах человека. Хотя она также активно выступает в растительной жизни, например, при ассимиляции посредством хлорофилла или при прорастании семени, всё же у человека она особенно вплетена в весь его растительный план в его человеческую активность. Грудной ребенок значительное количество этой соли потребляет с материнским молоком.

Хотя, как было сказано, все соли и все солевидное питает мышление, в особенности же в
тепловом потоке через сердце возбуждает передний мозг, всё же каждая из четырех солей по-своему тингирует возбуждаемую ею активность. Мы можем познать это, если будем изучать их в их существенном действии в природных царствах, а также в физиологической области человеческого организма.

В «Учении о субстанции» кальций описан как представитель физического пространства. В качестве извести он представляет собой существенное строительное вещество земного тела, посредством своей стабильности он утверждает статику земного бытия. Также и в человеке мы повсюду видим его стремление к консолидации. Повсюду он является осно-вой опорных тканей; с его помощью свертывается кровь, уплотняется белок; повсюду, где из живого образуется твёрдое, действует кальциевый процесс. Это приводит, в конечном счете, к образованию костного скелета.

Для понимания калия мы должны изучать растительное царство. Здесь мы в особенно
высокой концентрации находим его в плодах. Его склонность способствовать всяким коллоидным состояниям, благоприятствовать поверхностному образованию указывает на его связь со всеми вегетативными процессами. Калию свойственен коагулирующий эле-мент, сила, образующая оболочку для активности, которая хочет разыгрываться под этой оболочкой. («Учение о субстанции»). Так в человеческом организме мы видим действие калийных процессов там, где из потоков соков образуются органы. Жизненность этих органов характерна для калийного процесса.

Так в обмене веществ самой жизненной является печень, самый богатый калием орган. Она суть центральный орган для всего разыгрывающегося в потоке соков, в химизме. «В каль-ции человек застывает, в калии мы наблюдаем жидкого человека, как он сгущает соки в структуру органов». (Г. Сухантке)

Комментариев нет:

Отправить комментарий