пятница, 27 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. VII. БЕЛКОВОЕ ПИТАНИЕ


Образование человеческой белковой субстанции - это мистерия внутреннего человека,
следы которой мы наметили в предшествующих разделах. Это ни в коем случае не вос-приятие белковой пищи, которая снова появляется в виде белка в крови человека и в органах, но это загадочный, таинственный процесс, который строит нашу субстанцию и который можно сравнить только с грандиозными процессами, разыгрывающимися между Солнцем, Луной, звездами и Землей.

Но побуждение к этому процессу, и очень существенное, человеческое образование субстанции находит в земном белковом питании.

Белок - это первичное питательное вещество. Белок должен быть началом всему. Он присутствует уже в яйцеклетке, материнский организм строит эмбрион как белковое тело, прежде чем с ним соединяется дух и душа. Первая пища, которой питается грудной младе-нец - это материнское молоко, материнский белок. Белок был пра-пищей всего челове-чества, когда оно ещё в первобытном состоянии дышало белковой атмосферой Земли. Человек постоянно нуждается в белке, если он хочет поддерживать жизнь в своем теле. Это ближе всего стоящее к человеку питание, строящее его физическое тело, скульптор его тела.

Белок также (как мы уже видели) наиболее легкая для пищеварения пища, имеющая особое
значение для детей и выздоравливающих. Поскольку он здесь выполняет важную задачу -дать побуждение для здорового построения тела, он становится величайшим соблазном для
нормального взрослого человека. Как это понимать?

Пищеварение - это способность личностных сил организма. Мы подробно это представили в истории питания, когда показали, что эти Я-силы приводят к отцветанию, испарению
питательного потока при переходе через стенки кишечника в кровь. Поскольку белок — в
особенности животный или человеческий в материнском молоке — уже является высоко-организованной субстанцией, личность затрачивает минимальную работу для ассимиляции
этого белка.

Но если силам пищеварения длительное время давать только легкую нагрузку? Если иметь
способность и никогда её больше не упражнять? Тогда эти силы и способности дегради-руют. Если здоровую конечность держать в шинах или в гипсе, то она постепенно потеря-ет свою подвижность.

Человек в нынешней стадии развития сам начинает становиться творцом. Выражением этого факта в пищеварении является способность «Я" овладевать растительным и даже минеральным царством. Но эту способность нужно упражнять! И если ее не упражнять, то она будет утрачена.

Так следствием одностороннего или чрезмерного белкового питания является не только
вялость органических функций, но вскоре также вялость духовно-душевной деятельности.

Отложения, образование камней, подагра, склероз - это станции на этом пути к вялости.
Душевно-духовный симптом - колебание между отупением и раздражительностью, он
сопровождает названные телесные страдания и при определенных обстоятельствах может
достигать высокой степени.

С другой стороны, недостаточное содержание белка в пище угрожает телесно-душевному
равновесию в том смысле, что личность не находит достаточной для себя почвы в физичес-ком теле; возникает диспозиция к чахотке, туберкулезу. Здесь проявляется примечательная связь с легкими, которые также являются органом, благодаря которому мы являемся граж-данами Земли; жизнь легких, переработка кислорода, отвечает за то, чтобы по ту сторону стенок кишечника из сверхматериального состояния «уплотнился» человеческий белок. При туберкулезе эта способность нарушена; она возбуждается присутствием в пище белка.

Для правильного белкового питания многое зависит от того, в какой форме и из какого
природного царства мы извлекаем белок.

Самый здоровый белок мы получаем, без сомнения, из растительного царства, и прежде
всего в виде хлеба из ржаной муки грубого помола. Но также и другая растительная пища,
особенно семена и орехи всех видов дают богатый выбор необходимого Для нашего пита-ния белка. Бобовые, горох, фасоль, чечевица и т. п., хотя и содержат белок в больших количествах, более чем все другие растения, но в такой форме, которая побудила еще Пифагора запретить своим ученикам есть бобы. Замутненность сознания, которая насту-пает после обильной бобовой пищи, имеет причиной то, что бобовые перегружают обмен веществ в смысле животного белка.

Об этом мы еще будем говорить позднее.

Однако на первом месте в белковом питании сегодня еще стоит животная субстанция:
молоко, яйца, мясо.

К молоку в высшей степени относится то, что оно является субстанциальностью, ближе
всего стоящей к человеку. Поэтому как наиболее легко перевариваемая пища оно больше всего подходит для грудных и маленьких детей. При этом следует обратить внимание на то, что свежее сырое молоко, денатурированное посредством пастеризации или кипячения, становится более трудным для пищеварения. По-видимому, даже эти невинные манипуля-ции ухудшают качество молока. Проф. Малиот (Мюнхен) доказал, что уже при сохранении молока в течение нескольких часов в холодильнике происходит денатурация, вследствие чего после употребления этого материнского молока происходят бифидо-нарушения стула.
Молоко и молочные продукты остаются ценным питательным средством на всём протяже-нии нормальной жизни человека. Молоко производит живые силы, которые делают чело-века, преимущественно питающегося молоком, целебно действующим на кружающих
людей. В античных мистериях лекари в молочном питании видели вспомогательное сред-ство для развития своих целебных возможностей. Молоко привело человека на Землю, дало ему опыт человечества как целого. Это можно проиллюстрировать следующим древ-ним обычаем: в некоторых германских племенах отец мог бросить или убить новорожден-ного, пока его ещё не кормили грудью. Но, выпив молока, он также становился членом рода, и тогда такой поступок отца наказывался смертью. Так молоко принимает на Землю небесное дитя, оно делает его гражданином Земли, не препятствуя ему быть гражданином всей солнечной системы. (Рудольф Штейнер).

Мясо, напротив, приковывает к Земле. Как же это происходит? Молоко образуется как
застой сил воспроизведения, как недифференцированная общая субстанция, так сказать, на
периферии животного процесса. В его производстве участвуют более жизненные силы животного, но значительно менее - вожделения и страсти. В предшествующих рассмотре-ниях было сказано, что животный белок - это наиболее легко перевариваемая пища, поскольку субстанция посредством животной переработки приобрела более высокую форму организации в сравнении с растительной субстанцией, так что человеку требуется для ее переваривания более легкая работа пищеварения, но при этом нужно еще учитывать следующее:
Растение принимает в свою собственную живую субстанцию безжизненный минерал. Когда человек питается растениями, он устраняет внесенный в него растительный органи-зующий процесс и поднимает его на две ступени выше до уровня человеческого организ-ма. Животное также продолжает растительный процесс, но иначе чем человек. Поэтому животный белок производит в человеке нечто, что является грузом для его физического тела. И этот груз ощущается тем более, чем более человек продвинулся в своем развитии, чем более он способен «творить свое бытие».

Мясная пища ощущается как кол в собственном теле, который обременяет тело земной
тяжестью. Мясная пища возбуждает инстинктивную волевую жизнь (аффекты и страсти). Она приковывает к Земле и делает длительным земное пребывание: «Я отказываюсь от неба и хочу целиком погрузиться в отношения земного бытия». (Рудольф Штейнер).

Комментариев нет:

Отправить комментарий