пятница, 27 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ.VI. ЧЕЛОВЕК КАК ТРЕХЧЛЕННОЕ СУЩЕСТВО


Связь тела, души и духа в человеческой организации в античные времена воспринималась
как само собой разумеющееся представление. Mens sana in corpore sana - здоровый дух в здоровом теле - с полным правом говорили римляне. И все же это только одна сторона. В дополнение к этому мы должны сегодня констатировать: здоровым тело становится посред-ством здорового духа. Последнее звучит сегодня абсурдно для наших ушей, однако мы должны попытаться разобраться в этом вопросе.

Как первый, так и второй тезис можно понять, если попытаться проникнуть в проблемы
духовнонаучно ориентированного учения о человеке. Многим людям это сделать трудно,
поскольку они еще не могут реализовать то, что произошло с самим мышлением в ходе
эволюционного процесса. XIX век впервые в истории выдвинул понятие эволюционного процесса (Геккель). Но оно касалось только естествознания и относилось только к тому в человеке, что могло быть более или менее понятно с точки зрения естествознания (наслед-ственность, эмбриология). Но на то, что само мышление находится в процессе постоянного развития, впервые указал Рудольф Штейнер («Философия свободы»). Как раз наш XX век представляет порог, который обусловливает метаморфоз мышления. Мы наблюдаем муки его рождения.

Мы можем поставить себе на службу наше мышление, развивая технику и создавая для
нашего удобства цивилизацию. Кто знает эту эгоистичную и суженную мыслительную жизнь, тот при внимательном самонаблюдении найдет, что такие мысли носят теневой, несущностный характер и не достигают мировой действительности, и человек может поставить вопрос: как обстояло бы дело, если бы я сам служил мышлению? Что было бы, если бы я созерцательно носил в себе мышление, если бы я себя со всем своим существом сделал оболочкой и прислушивался бы к себе? Посредством этого нового самоотрешенного мышления, если упражняться в нем, мы можем проникнуть в царство живого метаморфоза, где растут мысли и выражения становятся творящими мировыми мыслями. Тем самым мы приближаемся к сущности, к объективной действительности.

От созерцательного сознания прошлых времен человечество развилось до мышления в
понятиях, лишенных образов, но чем более духовный мир закрывался для глаз человека, тем менее понятия достигали мировой действительности. Зато Земля, прежде всего на её поверхности, оказалась завоевана связанным с телесностью каузальным мышлением, которое, в свою очередь, снова должно расшириться, чтобы достичь нового «созерцания».

Как всегда в мировой истории, вначале новая способность появляется у отдельных лиц,
прежде чем овладеть массами. Так в созерцательной силе суждения Гёте мы видим
занимающуюся зарю сущностного мышления. Его идеи были для него сущей реальностью,
которую он «видел» (пра-растение). Рудольф Штейнер развил до совершенства эту позна-вательную способность и изложил ее в антропософском учении. Так возникло новое уче-ние о человеке, которое пролило свет на все области жизни и его связь с душой и духом.

То, что человек не является просто механизмом, который может быть объяснен и отремон-тирован посредством физико-химических процессов, уже не оспаривается официальной
медициной. Менее признается, что душа и дух - это реальные сущности, равно как и тело. Вообще, душу и дух рассматривают как эманации тела. Хотя уже более сотни лет мы имеем психологию, но ее история от Т. Фехнера через Гельмгольца, Вундта, Фрейда, Уотсона до современной «факторной психологии» ясно показывает, как бедная восходя-щая душа вытаскивается на показательный процесс, и, наконец, распинается на кресте. (К. Кениг).

И почти ничего не известно о том, что тело, душа и дух гармонично взаимодействуют в
одном организме, и от этого зависят здоровье и болезнь.

Человеческая телесная субстанция не только наделена жизнью, но также одушевлена и
одухотворена. В каком живом отношении стоят друг к другу тело, душа и дух, можно уяснить себе из рассмотрения нервов и крови.

«Кровь — это совсем особый сок». В крови всё человеческое действует непосредственным
образом. Духо-душа живет в субстанции самой крови, она непосредственно с ней связана.
Поэтому спонтанны все импульсы человеческого существа, исходящие из теплой крови. Здесь телесно коренится волевая сторона существа души. В нашем сегодняшнем состоянии сознания мы не знаем, как осуществляется воля. Мы, так сказать, спим в этой области отеческой почвы моральной субстанции. Появляются волевые импульсы, и только тогда, когда они уже появились, мы можем воспринимать их и судить о них посредством нашего сознательного мышления.

Эта деятельность восприятия и мыслительного суждения лежит не в самой крови, но она
опирается на холодные нервы. Нерв — это также особая субстанция, поскольку от нерва
эмансипировано духовно-душевное. Да и сама жизнь в каждый момент отступает от нерва. Он постоянно стремится к отмиранию. Известно, как мала регенерационная способность нерва. Ранение мышц залечивается быстро, ранение же мозга влечет за собой тяжелые, неустранимые последствия, если не саму смерть. В этом заключена глубокая мистерия: сознание возникает за счет жизни. Выражаясь языком Библии: Вкушающий от древа познания изгоняется из рая.

Познание предполагает освобождение, освобождение от познанных взаимосвязей. Пока
познающий дух сам включен в связи, как воля в кровь, не может возникнуть никакого сознания. Но в нерве может объективно отражаться освобожденное духовно-душевное. Кто, например, вплетен в семейные связи, тот сможет только тогда объективно судить о событиях, глубоко затрагивающих всех членов семьи, если он будет сохранять определен-ную дистанцию от семейной групповой души.

Для лучшего понимания будет уместно привести образ из близко лежащего к нашим
понятиям неорганического мира. В «Учении о субстанции» описаны железо и платина. Железо как химически активная субстанция, которая повсюду сама энергично вступает в химические реакции, платина же химически совершенно неактивна. Платина, стоящая в конце ряда субстанций: от железа через кобальт, никель, хром, марганец и т. д. - в сильной степени показывает отмирание химической активности. Зато она действует на химическую активность окружающих ее веществ. Она импульсирует химические реакции просто своим присутствием, не участвуя сама как вещество в протекающих реакциях. Химики называют ее катализатором. Т. е. химизм содержится в ней несвязанным с веществом, но как свобод-ный химизм окружает отмирающую субстанцию, как аура или потенция. Платина имеет благородную способность посредствовать свободной химической силе за счет своей смерти.

Нерв и кровь в человеческом организме полярно локализованы, нерв — преимущественно в чувственно-нервной системе, кровь – в системе конечностей и обмена веществ. Голова – это действительно та часть тела, которая более всего подвержена воздействию сил отмира-ния - отвердевания, тогда как живой обмен веществ без нашего сознательного участия осуществляет строительство тела.

Между нервным полюсом и полюсом обмена веществ лежит область ритмической системы,
в которой живое тело и духовно-душевное ритмически погружаются друг в друга и снова
освобождаются. Эта дыхательная жизнь, продолжающаяся в волевой пульсирующей крови,
вырывается из спящих глубин обмена веществ, однако еще не достигает бодрственного головного сознания. В ней переживает себя чувствующая душа. Возбуждения чувств, такие как радость и печаль, непосредственно действуют на ритм дыхания и пульса. Степень сознательности чувства ранжируется как грёзы в сравнении с бодрственным мышлением и спящей волей.

С этой точки зрения может быть построена общая гигиена, согласная с действительностью.
Ибо там, где происходит нарушение этой связи тела, души и духа, возникает болезнь.

Мы признаем духовно-душевную способность человека собственно причиной заболевания.
Психическая предстадия болезни, прежде чем она выразится в органических расстрой-ствах, все более и более привлекает к себе интерес врачей.

Человеческий организм можно сравнить с весами, которые посредством ритмической
системы поддерживаются в равновесии между полярностями нервов и крови. В зави-симости от того, прорываются ли нервные процессы отвердевания в обмен веществ или огненные процессы крови в нервную область, возникают болезни отвердевания или воспалительные болезни.

Так за каждым телесным расстройством стоит духовно-душевный факт; таким образом
становится понятным цитированный выше тезис: «Здоровое тело посредством здорового духа". Или лучше сказать: «Здоровое тело посредством здоровой духовной взаимосвязи».

Комментариев нет:

Отправить комментарий