воскресенье, 22 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. III. ИСТОРИЯ ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


Представление о том, что человек с древнейших времен в существенном питался одинаково,
является таким же заблуждением, как и то, что он с таким же родом сознания воспринимал
окружающий мир, как и сегодня.

Вначале укажем на то, что мы лучше всего поймем полярную противоположность чувствен-ной жизни и жизни процессов питания, если будем мыслить их развитие, исходя из дыхания в сторону утончения и в сторону огрубления. В середине, в дыхании, оба вида процессов
— ощущение и питание — еще очень близки друг другу. В дыхании присутствуют оба ещё в
зародышевой форме. Дыхание так тесно связано с чувством, первой смутной ступенью созна-ния, что когда мы воспринимаем мир в ощущении, то наше дыхание становится ускоренным и более легким. С другой стороны, мы глотаем воздух как подкрепляющий бальзам; как насыщаемся мы пряным воздухом! Чувство и питание здесь почти едины.

Отсюда вверх все более развиваются те телесные процессы в чувственно-нервной системе,
которые становятся основой бодрственной сознательной душевной жизни. Вниз же развива-ются те процессы, которые протекают в глубоком сне, питая нас телесно.

Поэтому не следует удивляться, что оба процесса в ходе развития человечества параллельно
изменяются, развиваются и совершенствуются. Поскольку пищеварение - это способность
личностная, то, прослеживая развитие этих личностных сил, мы можем получить ключ к истории развития питания. По ступеням возвышает человеческий дух себя и мир. Также он совершенствует свои питательные средства — он учится переваривать мир.

Как ни спутан и отрывочен общий прогресс сознания человечества на Земле, все же он
повторяет великие пра-ритмы. И точно также обстоит дело с питанием. То, что мы после-довательно завоевываем, сплетается друг с другом в пестрый ковер. Прогрессирующее и
отстающее, самоутверждающее и преходящее сплетается в живую ткань отдельных фактов.
Изучение преданий культурных народов указывает на великие ритмы, - здесь приводятся только крупные ступени, - которые господствуют в истории человеческого питания.

Если мы бросим взгляд в прошлое, насколько это позволяет предание, например, в эпоху
древнеиндийской культуры, которая образовалась непосредственно после великой водной
катастрофы, о которой рассказывает мифология всех народов, т. е. во времена первой культуры, которая нашла свое выражение в Ведах, то в отношении питания мы найдем много важного и интересного. Эти древние народы занимались животноводством и питались молоком животных.

Молоко - это вообще древнейшая человеческая пища. Это продукт живого и одушевленного
организма, причем производящие молоко органы образуются в связи с органами воспроиз-ведения. Воспроизведение подчиняется лунному ритму, поэтому и молоко связано с лунным ритмом. Оно содержит все, в чём нуждается растущий организм, это тотальное питательное средство - синтез в жидкости белков, жиров, углеводов и минеральных солей. В молоке, как и в зародыше, содержатся строительные вещества природных царств — животного, расти-тельного и минерального.

Так пра-человечество поддерживало свою жизнь преимущественно животной субстанцией.
Этот вид питания восходит к допотопным временам и образует источник потока челове-ческого питания.

Данные духовной науки указывают, что происхождение молока связано с лунным
принципом, как это следует уже из феномена воспроизведения. В эти пра-времена, когда лунный принцип еще пронизывал всю Землю, когда Луна и Земля еще образовывали единство, тогда атмосфера этой планеты была пронизана белковой молочной субстанцией, которую впитывали в себя как пищу жившие в то время на Земле, разумеется, в других формах и жизненных проявлениях, живые существа. Только когда Луна отделилась от Земли, внутри организма образовались в связи с органами воспроизведения органы, производящие молоко.

Луна — это то место в космосе, с которого силы воспроизведения пронизывают Вселенную.
В главе «Серебро" книги «Учение о субстанции » подробно описан образ существа серебра как земного представителя лунных сил в аспекте воспроизведения (размножения). Также Луна действует в растительной области как космическая сила в прорастании. Эта сила прорастания стала внутренней в человеческом и животном развитии, в метаморфозированном виде она действует в органах воспроизведения. В самом человеческом организме она несет в себе ритм обращения Луны — хотя и эмансипированный от Космоса.

Итак, молоко является первоначальной древнейшей человеческой пищей. Примечательно,
что еще сегодня в Индии корова считается священным животным, как и вообще в индийской
мифологии она играет значительную роль. С точки зрения питания эти пра-времена можно назвать древней эпохой питания.

С возникновением персидского культурного периода, последовавшего за индийским, в человеческое питание проник новый импульс. Заратустра, рассматриваемый как учитель всей
эпохи, учил свой народ выращивать питательные растения, которые сегодня являются
важнейшими культурными растениями. Виды фруктов и злаков, которые мы культивируем
сегодня (розоцветные и лилейные) происходят от исполненной мудрости космической магии
«Мудреца с Востока». Существенно нового с тех пор в области культивирования не было. Зенд-Авеста может рассматриваться как пра-учебник сельского хозяйства. Так для человека все более на передний план выступает растительная пища; питание становится солнечным. Начавшаяся таким образом эпоха питания претерпела многообразное развитие, отдельные черты которого мы еще будем обсуждать.

В относительно недавнее время в питание вступает новый элемент. Постепенно тогдашнее
культурное человечество начало испытывать потребность в соли. Велась борьба за обладание
солевыми источниками и месторождениями, и кажется, что соль начинает становиться жизненно-необходимым питательным средством. Многие сегодня сомневаются в этом, но доказано, что описанные симптомы действительно лежат в потоке развития. Человечество вступает в новую эпоху питания, когда оно начинает потреблять минеральную субстанцию; питание становится земным. Вначале это кажется парадоксальным, но здесь не сказано, что завтра мы будем есть камни. Нужно достаточно широко понимать слово «минеральный», следует уяснить себе, что все симптоматически склоняется к минеральному. Прежде всего, сюда относится умерщвление животных и растительных
питательных средств посредством варки и прочих процессов приготовления и консервации. Если отдельные
охотничьи народы не только потребляли молоко животных, но также умерщвляли их и ели мясо, а мы мясо также еще и сегодня варим, жарим и солим, то все это указывает в направлении минерально-мертвого.

Если мы средний по времени член питания, т. е. растение,
включим в круг нашего рассмотрения, то окажется, что во временной полярности оно также как в своем нынешнем облике посредствует между животным и минералом. Своим нижним полюсом, корнем, оно приближается к минеральному, оно соленое и горькое. Другим полюсом, цветком, оно родственно бабочке и тем самым касается
животной сферы; на этом полюсе оно имеет сладкий вкус и даёт сочный плод.

Так в истории питания растение расчленяется таким образом, что его надземные части, которые употребляли в пищу в прежние времена, непосредственно примыкают к древним формам животного питания. Мед родственен молоку. Напротив, корень растения сравнительно поздно стал использоваться в качестве пищи и непосредственно вводит нас в эпоху минерального
питания. Свекольный сахар родственен соли - не химически, но в смысле описанных мировых качеств. Он представляет собой корневую субстанцию, которая прошла через ряд процессов варки и рафинирования и, наконец, приобрела свойственную минералу кристаллическую форму.

Итак, мы различаем три великих эпохи питания: древнюю эпоху питания, когда человек
питался животной пищей; среднюю эпоху питания, когда человек питался растениями; и эпоху питания, в начале которой мы стоим, когда в пищу начинают добавляться минералы.

Но что означает эта закономерность питания в ходе времен? Как при ближайшем рассмотре-нии параллельно к истории питания разыгрывается история сознания человечества?

Это означает не что иное, как то, что население Земли, жившее в те времена, которые мы
обозначили как древнюю эпоху питания, находилось совсем в другом состоянии сознания, чем нынешнее поколение. Эти люди не имели интеллектуальных способностей, но вместо этого они обладали силой восприятия сверхчувствительного мира. Это было время, еще до записи Вед, когда из колыбели народов, из внутренней высокогорной Азии, пра-арии принесли в Индию первый культурный импульс. Тогда они своим существом так же реально переживали сверхчувственный мир, как мы сегодня переживаем физический окружающий мир. Эта сфера чисто духовного переживалась как вся реальность, тогда как Земля со своей природой ощущалась как нечто нереальное. Она была «майей », иллюзией, нижней ступенью творения. Эти древние индийцы не имели самосознания в том смысле, в каком мы имеем его сегодня. Они чувствовали себя более едиными с божественным; они чувствовали себя как инструмент, посредством которого пульсирует божественное дыхание. Эти времена позже нашли свое отражение в Ведах. Соответственно, древние индийцы не имели никакого понятия о личной свободе, например, они были неспособны делать существенные заключения силой собственного суждения. Скорее они чувствовали себя несомыми и ведомыми духов-ными силами. Их души еще хранились в божественном лоне, личностные силы находились в зародышевом состоянии и были неразвиты.

Следующий культурный период, который мы назвали средней эпохой питания, определяется
возрастанием интереса к земле и окружающей человека природе. Нисхождение в материю
происходит постепенно и ступенчато. Так в персидскую эпоху, с возрастанием интереса к земле, началась сельскохозяйственная работа. Но по мере возрастания интереса к земным вещам также уменьшался контакт с духовным миром, хотя по современным понятиям он еще имел определяющее значение для всех земных деяний. Позже только немногие избранные личности, например, египетские первоверховные жрецы были еще способны воспринимать и осуществлять на Земле божественную мудрость. В последующие времена все более замутня-ется духовный взгляд даже «посвященных» в греческие мистерии. Но зато все сильнее стано-вились личностные силы, то, что можно назвать земной сноровистостью - однако это имело в себе все возможности заблуждения.

Во всех мифологиях указано на этот шаг в развитии человечества - самым впечатляющим
образом это выражено в легенде об Авеле и Каине. Авель и Каин принесли своему Богу жертвы. Авель описан как угодный Богу человек; он был пастухом и питался от животных своего стада. Каин не был так близок к Богу; он уже был личностью. Он обрабатывал поле и питался плодами с этого поля. Жертва Авеля была принята Богом, но он был чистым сосудом Божественной воли и поэтому не мог делать зла. Каин, напротив, действует на основе соб-ственной силы суждения, поэтому он несёт в себе все возможности заблуждения. Его жертва была отвергнута, и он убивает Авеля. Величественным образом здесь указано на процесс самоутверждения и становления «Я» посредством отделения от божественного Космоса -посредством мертвого. Если мы представим себе весь этот образ, то тем самым мы ощутим преодоление древнего времени посредством прогрессирующего нового, что должно быть куплено заблуждением и грехом.

Взгляд на этот грандиозный процесс показывает, что божественные силы, которые прежде
приходили к человеку из божественного космоса, метаморфозировались в способности, которые развиваются внутри человека, и человек становится способным действовать на основе собственных суждений. То, что в первой главе описано физиологически - образование
внутреннего космоса в виде системы органов посредством гаструляции, - происходит теперь на душевной плоскости. Существующие в макрокосме дифференцированные силы, - которые с древних времен переживались как божественные облики, действующие на человеке и через
человека, - в ходе развития вывернулись наизнанку, были восприняты внутри души. Так они стали внутренней активностью человека. Высшими из этих сил являются те, которые как духовное Солнце обеспечивают гармонию процессов на всех плоскостях, физиологической, душевной и духовной, и которые мы обозначаем как «Я».

Этот процесс ступенчатого восприятия внутрь, все более сильного воплощения «Я», находит
своё продолжение в те времена, которые мы охарактеризовали как новую эпоху питания. Все
более отдаляемся мы от божественно-духовных миров, зато мы можем пережить их внутри своей души, если мы им откроемся.

Конечно, вначале этот путь идет через эгоизм и материализм. Греческая философия с
появлением Аристотеля перешла в понятийно-логическое мышление, и оно с течением времени перешло в абстрактный интеллект. Таким образом, также и мышление выпало из бытия и стало только его тенью, отражением. Наше мышление «засолилось и стало корневидным» - мир качеств погрузился в количественные рассмотрения. Мир, еще у Коперника и Кеплера бывший живым организмом, теперь воспринимается как сожженный шлак. Только если «Я» поймет себя и своё божественное духовное происхождение - начало чему положено немецким идеализмом в лице Фихте, Шеллинга, Гегеля и более всеобъем-лющим образом Гёте, Новалисом и дополнено антропософией Рудольфа Штейнера, - тогда это «Я» сможет растворить шлаки цивилизации: будет преодолен эгоизм, т. е. в себе самом будет рождено высшее. Это воспринявшее в себя законы Вселенной «Я» будет созерцать вещест-венный мир, вчеканивать в него свой дух и тем самым преобразовывать его.

Что все это имеет общего с пищеварением? Мы
можем вспомнить, что пищеварение - это способность «Я»: как Солнце приводит растение к развертыванию, истечению в аромате, распылению, и затем создаёт
новое растение снова со всеми его веще-ствами, так и личностные силы косвенным путем через кишечные ферменты осуществля-ют распад и постепенное растворение пита-тельного потока в надматериальное духов-ное состояние, и затем происходит вторичное сотворение человеческой субстанции.

Если так обстоит дело, то становится понятным, почему существующее в зародышевом сос-тоянии «Я» еще слишком слабо, чтобы переваривать что-либо кроме молока, но уже более
сильно воплощенное «Я» способно переваривать растительную пищу, и только в наше время «Я» развилось настолько, что мы можем начать переваривать даже минеральную пищу. Ибо дело обстоит так, что минерал находится на нижней ступени организации в общем порядке природных царств; он мертв, он имеет только облик. Растение организовано уже выше, оно имеет не только облик, но также и жизнь. Животное организовано еще выше; оно в живом облике имеет ещё ощущение и движение. Человек же пронизывает облик, жизнь и ощущение высшим принципом «Я», мыслящим духом.

Итак, если человек ест животную пищу, то «Я » возводит животную субстанцию на одну
ступень к человеческой плоскости. Такая пища переваривается легче всего - молоко, молоч-ные продукты, яйца и мясо, если их едят сырыми.

Растительная пища поднимается уже на две ступени, чтобы вчлениться в человеческую
форму организации. Для этого требуется более интенсивная сила «Я", и поэтому расти-тельную пищу переваривать труднее, чем животную.

Труднее всего переваривать минеральную пищу, ибо минерал стоит на низшей ступени и
должен подняться на три ступени. Это может сделать только полностью развитая личность,
которая достаточно сильна, чтобы взаимодействовать с мертвым, которая полностью может
освоить земные царства.

Тем самым становится понятным параллелизм истории питания с историей сознания,
поскольку они обе суть история «Я».

То, что разыгрывается здесь в течение тысячелетий и десятков тысячелетий как история,
отражается в ходе одной человеческой жизни. Человек в одной земной жизни повторяет историю питания всего человечества, начиная от питания молоком маленького ребенка, через сырые яблоки, зеленый шпинат и овощи к соленой и пряной пище взрослого. Часто можно заметить, что потребность в соленом и в острых приправах возникает тогда, когда в молодом человеке начинают пробуждаться личностные силы.

Когда грудной младенец пьет молоко, т. е. просто принимает в себя человеческую субстан- цию, то пищеварению ставится наилегчайшая задача. Поэтому для грудного младенца
материнское молоко — это самая подходящая пища. Этот возраст грудного младенца соответ- ствует тому пра-началу древней эпохи питания, когда живые существа лежали у груди матери природы и всасывали белковую атмосферу этой Луны-Земли.

Чтобы не быть понятым неправильно, нужно добавить еще следующее: слабое пищеварение
ни в коем случае не говорит о слабости «Я». Может случиться, что значительные личности имеют слабое пищеварение, поскольку Я-силы связывают себя с другими системами органов и слишком мало уделяют внимания пищеварению. И обратно, незначительная индивидуаль-ность может иметь хорошее пищеварение, поскольку «Я» целиком изживается в обмене веществ. Для установления гармонии здесь нужно проводить лечение и развитие. Здесь речь идёт о степени связи духа и тела, т. е. степени глубины инкарнации. Это отражает проис-ходящее в истории питания нисхождение человеческого духа в тело для приобретения все более мощных сил, преобразующих субстанцию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий