суббота, 21 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. II. ПИЩЕВАРЕНИЕ


Человек тройственным образом связан с окружающим его пространственным миром:
посредством своих чувств, посредством дыхания и посредством питания. В дальнейшем будет
показано, что силы и вещества, проникающие таким путем в человеческую телесность, сплетаются друг с другом и образуют единство. На трех различных плоскостях разыгры-ваются эти три процесса, причем мы лучше поймем все явление, если, исходя от дыхания, будем рассматривать чувственную жизнь как духовноутонченный, а питание в узком смысле как вещественно-огрубленный процесс воплощения. Дыхательный процесс так жизненно необходим, что на нём сразу видно, как он постоянно создает основу для телесно-душевных связей. Этот процесс весьма мало подчиняется нашему произволу, ибо он следует космическим законам. В «Учении о субстанции" было описано, что ритм 18 дыхательных циклов в минуту составляет 25920 дыхательных циклов в сутки, то же число выражает длительность Платонова года в обычных годах. Если бы мы только дышали, то мы бы вечно находились в состоянии сна; только в виде пригрезившихся обликов мир и телесные процессы могли бы вступить в наше сознание.

Только с пробуждением вступают в силу оба полярных процесса: чувственное восприятие и
пищеварение.
Посредством чувств мы преобразуем окружающий внешний мир в наши представления. Мы
воплощаем его в наше душевное содержание, мы душевно перевариваем мир. Посредством
грубого процесса питания мы воспринимаем в себя вещества окружающего мира и перевариваем мир физически. Нынешняя физиология питания рассматривает только эту часть как принадлежащую её области. Но человек представляет собой единство, где одно обуславливает другое. Величественной картине точных результатов исследования узкой области обмена веществ не противоречит расширенное духовнонаучное воззрение на вещи.

Рассмотрим прежде всего обычный ход процесса питания.

Путь пищи через систему пищеварения — это путь постепенного распада и постоянного
растворения; вначале пища во рту механически размельчается зубами и при жевании смачивается слюной, причем она подвергается первым химическим атакам посредством секрета, выделяемого железами слизистой рта (птиалин и др.). Секрет, выделяемый желудком, пепсин, преимущественно осуществляет распад белковых веществ на так называемые пептоны. Секрет поджелудочной железы в тонком кишечнике продолжает этот распад до пептидов, а также он растворяет уже подвергшиеся действию слюны углеводы и жиры. Посредством действия дальнейшего секрета кишечника все питательные вещества расщепля-ются до мельчайших и тончайших строительных камней: белок через пептоны и пептиды переходит в аминокислоты; углеводы переходят в сахар; жиры переходят в глицерин и жирные кислоты. Эта находящаяся в растворе кашица через резорбирующие кишечные ворсинки, через стенки кишечника достигает собственно зоны пищеварения. Что же дальше?

Напрашивается мысль, что по ту сторону стенок кишечника происходит постепенное
построение человеческой субстанции аналогично распаду по эту строну стенок кишечника.
Процессы в желудочно-кишечной системе так однозначны и ясны, они изучены до мельчайших деталей, что наши познавательные стремления охотно делают заключение по аналогии в отношении процессов по ту сторону стенок кишечника. Мы очень охотно и часто отношения, которые, казалось бы, исследовали доступными нам методами познания, проеци-руем в области, недоступные нашим современным методам познания. Если, например, ньютонову механику, которой удовлетворяют отношения вблизи поверхности Земли, проецировать в небесное пространство, то вскоре возникают заблуждения и несоответствия, которые сегодня пытаются устранить посредством теории относительности. Также сельско-хозяйственная химия Либиха впадает в заблуждение - как автор попытался показать в книге «Учение о субстанции» -, когда она исключительно атомистические закономерности пере-носит в жизнь растений, где господствуют совсем другие законы, законы метаморфозы.

До стенок кишечника процессы распада питательных веществ протекают в существенном
так же, как протекают они в лаборатории, когда мы на помещенные в реторту белки, углеводы и жиры воздействуем подходящими реагентами. Даже в промышленном производ-стве мы можем подражать определенным процессам желудочно-кишечного пищеварения, например, ферментивному расщеплению жиров в мыловаренном производстве, или осахариванию крахмала посредством диастазы в пивоварении, или при приготовлении сыра посредством сычужного процесса. Создается впечатление, что желудочно-кишечная система от ротовой полости до стенок кишечника — это анклав известного нам, поддающегося исследованию нашими средствами мира, в котором до определенной степени еще справедливы физико-химические закономерности. Но как процесс идет по ту сторону стенок кишечника?

Описанное предположение современной физиологии о том, что на той стороне снова
происходит постепенный синтез согласно представлениям, почерпнутым из химии, - не совсем правильно. В этом случае по ту сторону стенок кишечника (т. е. в хилусе и в лимфе) мы находили бы те строительные камни, которые нам так известны в кишечнике: например, структурные элементы белка, аминокислоты, пептиды и пептоны. Но что мы находим в хилусе и в лимфе? Готовый человеческий б е л о к! Те продукты распада белка, которые находят в крови, происходят ни в коем случае не из кишечника, но из процессов мышечного распада, т. е. они вторичны.

Итак, стенки кишечника представляют собой поверхность, разделяющую два различных в
своей основе мира. На этой поверхности разыгрываются важнейшие события. Чтобы понять это, давайте направим взгляд на внечеловеческие природные процессы.

В «Учении о субстанции» были обстоятельно описаны существо и жизнь растения.
Становление и прехождение растительной субстанции - также и минеральных веществ - было
изложено на основе многочисленных, проводившихся в продолжение десятилетий
экспериментальных работ. Наблюдалось прорастание семян в запаянных стеклянных сосудах, и вследствие прироста веса было установлено становление субстанции, а также вследствие
убывания веса в определенные промежутки времени было установлено прехождение материи в невесомую форму бытия. Это становление и прехождение материи следует космическим ритмам движения Солнца и Луны. Также полный анализ семян и выросших из них в дистиллированной воде растений показывает ритмическое изменение возникающих и снова растворяющихся минеральных веществ, таких как фосфор, калий, магний, кальций, кремний, сера и т. д. Мнению, что всякое бытие возникло из вещественности, должно быть противо-поставлено воззрение, что творящий духовный космос ступенчато создает видимый мир, который затем снова принимает нематериальные формы бытия. Прежде чем существовала материя, существовала жизнь как результат существовавшего до этого духовного космоса. Догме преэкзистенции вещества должна быть противопоставлена идея преэкзистенции духа.

Материя - это последний осадок творения, и только там, где она выпадает из жизни, она
подчиняется механическим и химическим законам минеральной природы. Эти законы природы мы охотно проецируем в жизнь, в звездные миры и в космос, создавая тем самым на столетия ложный образ мира. Наши современные физико-химические законы природы справедливы только для мертвого вещества. Но там, где жизнь захватывает мертвое вещество, господствуют уже не мера, число и вес, но законы космоса, метаморфоза, полярность и восхождение. (Гёте). В растении, где «небесные силы движутся вверх и вниз, наполняя золотые ведра», космос организует по своим собственным законам и ритмам и преобразует вещественность через все ступени бытия вплоть до нематериальной «небесной силы», и обратно низводит небесные силы до плотного, весомого и анализируемого вещества.

«Не почва создает растение, но растение - почву», — говорит Герцеле («Становление
неорганических веществ», Берлин, 1876). «Где мы находим кальций и магний, там было растение, которому обязаны своим происхождением его составные части».

Из света, воздуха и воды возникает радуга, и из света, воздуха (углекислоты) и воды
создается в зеленом листе посредством так называемой ассимиляции (см. «Учение о субстанции», гл. 4) субстанция растения.
Формула, которую предлагает нам химия для этого грандиозного процесса, подобна сухому скелету, из которого выжата вся жизнь:
6СО2 + 5Н2О = С2Н10О5 + 6О2
В образе этой формулы уже не хватает света, о котором мы знаем, что только при нем возможна ассимиляция. Только в основе радуги существо ассимиляции приобретает облик и жизнь.
От зеленой середины крахмал под действием сил Земли сгущается к целлюлозе, к твердым, одеревеневшим, застывшим формам, вверх же он посредством силы солнца растворяется в сахар. Распад субстанции в направлении солнца идет дальше через нектар к аромату эфирных масел, пыльце, к силам легкости окраски цветка. Со сменой времен года растение отцветает, улетучивается в аромате, распыляется; оно, так сказать, дематериализуется во Вселенной. Говоря в смысле Гёте: по мере веществен-ного прехождения растения его существо - идея растения - достигает мировой периферии. Оставшееся почти минеральное семя - это только якорь, зацепившись за который, при подходящих условиях его существо снова может вступить в явление. Когда весной в природе все прорастает, идея растения начинает воплощаться и в середине года достигает высшей точки своего видимого бытия. Когда в разгар лета растение отцветает, преходит, высыхает, и осенью от него остается почти только семя, это существо растения оставляет видимое бытие, чтобы следующей весной посредством семени снова вступить в явление.

Этот грандиозный ритм чередования существа и явления охватывает малые ритмы растения,
сжатия и расширения в метаморфозе листа. Эти ритмы всегда связаны с метаморфозой вещества и формы.

Так растение учит нас — если мы изучаем его посредством созерцательной силы суждения,
— что мы должны отказаться от современного ортодоксального понятия субстанции, связан-ного с представлением о вечной, охваченной механикой атомной и молекулярной химии материи. Оно скорее показывает нам, что вещество - это не что иное, как фиксированная ступень бытия макрокосмических процессов. То, что мы на Земле называем веществом - это мировая деятельность в застывшей, фиксированной форме. Земная вещественность и мировое существо — это два полюса, между которыми лежит бесконечное множество ступеней природного бытия. Между двумя этими полярностями вписано растение как живой член в мировом организме.

Теперь вернемся к пищеварению. Какова судьба растворившейся питательной кашицы по ту
сторону стенок кишечника? Не правда ли, нам показалась бы абсурдной мысль, что растворившееся, распылившееся, излучившееся
растение снова синтезируется по ту сторону атмосферы во Вселенной. Скорее бытие растения в космосе суть чисто духовное. Когда это растение при проращивании снова вступает в бытие, то в этом участвует весь космос; макрокосмические процессы сгуща-ются до растительной субстанции. Подобным же образом происходит растворение пита-тельной кашицы; при переходе через стенки
кишечника она переходит в полностью нематериальное бытие (Рудольф Штейнер). Питательные субстанции «отцветают», так
сказать, источаются во внутренний организм обмена веществ. И также, как космос, зацепившись за якорь семени, снова заставля-ет возникнуть растение, так и человек создает свою вещественность, т. е. готовый челове-ческий белок, зацепившись за якорь своих органов, из нематериальной ступени бытия.

Является ли человек действительно микрокосмосом со всеми духовными силами, которые
мы познаем во внешней природе как творящие силы макрокосмоса? Чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, нам нужно рассмотреть развитие животного существа.

Если растение из космической ткани прямо вступает в физическое явление, то уже при
образовании животного вступает в силу импульс, который отграничивает от внешнего космоса своего рода анклав, и в этом анклаве начинается собственное внутреннее развитие органов («Учение о субстанции», гл. 13).
Развитие животного из яйцеклетки происходит
так, что вначале совершенно вегетативным образом посредством клеточного деления образуется совокупность клеток (морула), которая затем принимает сферический вид
(бластула). Теперь начинается нечто совершенно новое: бластула выворачивается, вначале принимая форму чаши, затем углубляется, пока не образуется полость, которая отделяет внутреннее от внешнего мира (гаструла). Это решающий момент. Развитие животного идет по растительному типу вплоть до образования гаструлы; только образование гаструлы является новым вкладом в растительное развитие, и она является основной формой животного развития и первичной производящей формой всех многочисленных животных.

Возникший вследствие выворачивания внутренний зародышевый слой (внутренний лист
или энтодерма) - это праобразование, из которого развиваются все внутренние органы животного. Из внешнего клеточного слоя (внешний лист или эктодерма) развиваются зачатки нервной системы и органов чувств. Таким образом возникает внутреннее и внешнее, и это представляет собой совершенно новый принцип в отношении к растению.

Растение вплетено в космический свет. Оно воспринимает свои образующие импульсы из
Вселенной и достигает своим существом звездного мира. Оно строится целиком извне. Всё его существо предназначено только быть носителем жизни (кислород), формирующейся посредством земного вещества (углерод) и снова преходящей посредством ближе всего стоящего к космосу огненного вещества (водород); итак, углеводы являются его собственной субстанцией.

Совершенно иначе происходит построение тела животного, ибо животное становится
носителем собственного движения и ощущения, того, что мы называем душой. Ощущение в этом смысле является движением на более высокой плоскости, душевным движением. Т. е.
недостаточно, чтобы воздушное вещество (азот) действовало только извне, нужно, чтобы оно
целиком было усвоено внутрь, чтобы животное, как целостный облик, могло представлять
независимое от космоса, свободное движение. Итак, животное усваивает внутрь кусок творящего, творческого космоса, оно строит внутреннюю систему органов, образует зачатки сердца, легких, печени и т. д. То, что растение строит как свою субстанцию, углеводы, подвергается прямому воздействию космических сил, связано с внешним светом. Однако белковое образование животного, которое происходит внутри, воспринимает образующие импульсы из «вывернутого космоса». Внутренняя система органов - это не что иное, как повторение внеземных процессов и сил. Они суть силовые центры внутренней вселенной.

Различие и многообразие животных форм основано на том, что они всегда являются
представителями только одной части космических образующих сил, которую они принимают
внутрь себя. Животные - это односторонние образования, им
не хватает гармонизирующей силы, которую в макрокосмосе
имеет Солнце. Зато они односторонне могут развить свои
телесные способности до такого совершенства, которым не
обладает человек. Кто мог бы соперничать в плавании с
рыбой? Или конкурировать со львом в силе и упругости
прыжка? Не случайно древняя мудрость созвездия небесного
свода назвала «животным кругом», от которого исходят
импульсы животного образования. Каждое созвездие Зодиака -
вывернутое и воспринятое внутрь — дает животному
образованию определенное направление, благодаря чему
можно понять многообразие семейств животных.

Но в человеческое образование вступает новый элемент:
сила гармонии. Микрокосмос человека всеобъемлющ. Он
несет в себе все животные образующие импульсы, но
гармонизированные в человеческую форму. Он сформирован
не посредством какого-то одного знака Зодиака, но он несет в
себе весь Зодиак и к тому же планетарное небо с Солнцем.
Вследствие этого он становится не просто носителем дви-жения и ощущения, как животное, но носителем некой личности. Как Солнце в
макрокосмосе является организующим и центральным существом, так и человеческое «Я» некоторым образом играет роль духовного Солнца, как носитель взвешивающего рассудка и силы суждения; «Я» выражает себя как сила, которая действительно представляет центр человеческого существа, как на телесной, так и на душевно-духовной плоскости.

Посредством своего «Я» человек включен в поток духовного развития.

Что происходит, когда человек переваривает пищу? Можно сказать, что питательные
вещества, отцветая в кишечнике, распространяются в микрокосмическом пространстве человека. Как Солнце приводит растение к отцветанию, распылению, излиянию в аромате, так и личностные силы человека осуществляют распад и постепенное растворение питательного потока в надматериальном силовом поле, которое наполняет микрокосмос человека. И как Солнце, будучи представителем космоса, создает всякий раз новое растение со всеми его веществами, так «Я», будучи носителем микроорганической силовой связи в телесной субстанции, создает человеческий белок. Как на голубом летнем небе внезапно появляются облака, и с неба, ставшего тяжелым и плотным, начинает идти дождь, так из прошедшей силовую обработку субстанции человеческого микрокосма выпадает, подобно дождю, готовый человеческий белок. Как это происходит в частностях, об этом мы будем говорить дальше.

Таким образом, пищеварение означает одухотворение вещества и возбуждение личностных
сил для создания новой человеческой субстанции.

В то же время это означает, что пищеварение - это способность личности. В силу этого
всякое пищеварение индивидуально, как индивидуальна и всякая телесная субстанция, результат пищеварения. Нет двух индивидуумов, имеющих идентичную, например, субстанцию крови. Каждый знает, что два человека, совершенно одинаково питающихся, могут развиваться совершенно различно. Один будет сыт - другой голоден, один будет здоров - другой болен, один будет полным -другой худым, один будет умным - другой глупым. Отсюда следует также, что всякая догма в питании - это нездоровое явление.

В прежние времена люди ещё имели здоровый инстинкт для того, чем им питаться. В пра-времена, когда люди еще были связаны друг с другом групповой душой, они находились под
руководством жрецов и вождей мистерий также и в отношении питания. Руководство и инстинкт сегодня должны быть постепенно заменены знанием. Но там, где человек стремится к знанию, он, с одной стороны, впадает в догму. Поэтому такой хаос царит сегодня в области познания и также в науке о питании. Поэтому в дальнейшем мы должны так охарактеризовать питательные вещества, чтобы каждый мог познать те силы окружающего мира, с которыми он имеет дело в процессе питания. В соответствии с изложенным, в зависимости от индиви-дуальных задатков каждый сможет выбрать питание согласно индивидуальным потреб-ностям. Тем самым будет лишен почвы всякий фанатизм в вопросах питания. Фанатизм только там имеет место, где взгляду препятствует узкий горизонт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий