четверг, 26 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. V. ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛКА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ 2

Когда мы имеем животный белок, то мы должны уже говорить не о силах мирового формиро-вания, силах мирового огня, мировой жизни и мирового ритма как об образующих импульсах этой субстанции, но о силах формирования органов, о силах огня органов, о жизни органов и ритма органов. Химически-силовой символ животного белка примет следующий вид:



Если мы о животном организме говорим как о вывернутом космосе и рассматриваем органы
как источники-заместители космических сил, то мы должны видеть в них отражение звёзд-ных сил. В самом деле, в античном мире жрецы с органов жертвенных животных считывали волю богов, так же как в других культурных кругах жрецы черпали божественные указания из движения звёзд.

В человеческой организации снова вступает в силу новый элемент: ν животных групповая
душа отдельного семейства и порядка является все формирующим принципом. Можно гово-рить о групповой душе, вылившейся в отдельные животные формы, как это понимали в античном мире, исходя из действующих сил знаков Зодиака. Но у человека в центре челове-ческого формообразования выступает само Солнце, собирая все внеземные силы. Это направ-ленное упорядочение, которое вливает разум как в форму человека, так и в его сознание. Поверхностный способ рассмотрения может быть склонен рассматривать отличие от живот-ного как вопрос о качестве нервной субстанции и мозга. Но, в противоположность этому, нужно понять, что в человеческом образовании выступает нечто новое, что человеческая духовность связана не только с нервами и мозгом, но что весь человеческий организм, весь человеческий облик является носителем этого душевно-духовного ядра. Животное действует из природного инстинкта, из заданной телесной формой связанности, человек же из личност-ной внутренней уверенности, которую он также может образовать только на основе своего универсального телесного облика. Разумна не отдельная пчела; но весь пчелиный народец в своем улье обладает мудростью благодаря групповой душе, которая охватывает рой. Только человек сам по себе представляет род и несет в самом себе солнечный порядок.

Растение- это носитель жизни; животное - носитель души; человек- это носитель духа.

Но какие вещественные основы находятся в распоряжении человека? И снова поверхностный способ рассмотрения может указать на подобие животного белка и человеческого белка; и отсюда черпать поддержку для воззрения, что человек — это высшее животное. Но как расти-тельный белок отличается от животного, так и животный белок отличается от человеческого.

Прежде всего нужно уяснить себе следующее: животное, как носитель души, поскольку оно
суть живое существо, содержит в себе существо растения. В самом деле, там, где в животном
организме на передний план выступают вегетативные процессы, мы находим вещества,
напоминающие растительную субстанцию. Так и человек, будучи живым существом, в своих
вегетативных процессах несет в себе растительное существо. Также в печени человека и в его
крови мы находим углеводы. Но человек несет в себе не только растительное; поскольку он — одушевленное существо, то он несет в себе также и животное. Так вещественной основой того, что он является носителем души, является человеческий белок. Собственно же челове-ческая субстанция также характеризуется новым элементом: существенной субстанцией в человеческом организме является железо. Изучение железа приводит нас к воззрению, что мы в нем имеем очень важное вещество. Железо в своих феноменах показывает, что оно способно то, что распространено в макрокосмосе, свести в точечный центр микрокосмоса. В «Учении о субстанции» мы познакомились с железом, как носителем личностных сил; при исчезновении железного содержания личность, так сказать, больше не имеет под ногами почвы, как это можно наблюдать при патологических состояниях. Это железо преобразует белок в кровь. «Кровь -это совсем особый сок», субстанция, носительница тела, души и духа. Эта субстанция обусловливает индивидуальные ритмы человеческого организма.

Конечно, высшие животные также имеют в крови железо, но как белок образуется уже в
растении при соприкосновении с животной сферой, так и содержащая железо красная кровь
высших животных является результатом соприкосновения с человеческой сферой. Это не
означает, что только соприкасающиеся с человеком домашние животные имеют в крови железо, это относится также к диким животным. Мы ведь видели, что животное при опыле-нии цветка физически отступает по отношению к животному образованию как мировому процессу, который в движении воздуха способствует созданию белка в семени. Так и процесс человеческого образования в железном содержании крови высвечивается уже у высших животных.

Тем не менее, человеческая кровь отличается от крови животного как по составу, так и по
существу. Это выражается в облике кровяных телец, а также по многим физиологическим
признакам. Например, температура крови только у человека поддерживается постоянной. Эта
температура человеческой крови в 37° создает основу человеческой личности. Там, где ритм
дыхания вступает в соприкосновение с кровью, проявляется в человеке космическая законо-мерность. Ритм человеческого дыхания вчленен в солнечный ритм Платонова года. Также
как точка весеннего равноденствия Солнца за 25920 лет обходит весь Зодиак, так и человек за
время от восхода до восхода Солнца совершает 25920 вдохов и выдохов (за сутки). Один вдох и выдох соответствуют одному солнечному году. За время одного вдоха и выдоха у здорового человека следует четыре удара пульса. Эта совместно с солнечным ритмом пульсирующая кровь также является свойством человеческой личности.

Как кровь в человеческом организме течёт по космическим законам, имея в сердце свой центральный орган, так в сердце мы можем увидеть центр человеческой личности - солнце нашего микрокосмоса. И как солнечное тепло во внешнем мире приводит растение к цветению, развертыванию, отцветанию, распылению и истечению в аромате, так и в сердце, в теплоте сердечной крови мы можем познавать те качества, которые мы приписывали мировому огню.

В сердце действуют огненные подъемные силы, которые формируют индивидуальность
человека. В нем также действуют силы одухотворения, создающие пространство для духовного мира. Здесь мы также имеем действие элемента белка крови, родственного огненному веществу.

Сердце охватывается легкими. Вместе с вдыхаемым воздухом они воспринимают формо-образующие силы космоса. Для легких характерно то, что существенным для них является
не столько кислород или азот, сколько углерод, который не выдыхается во всей полноте как
окисел углерода, но его действие, как формообразующего земного элемента, распространяется
вплоть до костного образования. На это сегодня еще мало обращают внимания и не видят последствий этого процесса. Земное вещество углерод - это та субстанция, которая посред-ством деятельности легких создает костный остов как отражение личности и которая в своих
формообразующих силах, когда они освобождаются от своей связанности с органическими
явлениями, делает возможным полёт мысли и обеспечивает мыслительные формы созна-тельной деятельности. Об углероде мы знаем, что он является выражением формообразующих мировых сил, носителем мировых мыслей. В Я-сфере человека он обеспечивает формирова-ние его мыслей, а также его индивидуального облика.

Печень вчленяет человеческую субстанцию в жизнь. От неё исходят те силы, которые в
человеческий белок вчленяют элемент жизни. Рудольф Штейнер называет печень химика-тором человеческого организма. Соответственно этому все печеночные процессы разыгры-ваются, так же как и все химические реакции, в водном элементе. Приготовление телесных жидкостей происходит в чередовании всасывания и выделения, в формообразовании вну-треннего химизма. Хилус и лимфа находятся в области печеночной организации, и обрабо-танная в печени кровь воротной вены устремляется от печени к сердцу.

Почки, напротив, это всасывающий орган. (Рудольф Штейнер). Совместно с мочевым
пузырем они высасывают воздух из всего организма. То, что в жидком виде выделяется как вода и моча, это, в принципе, воспринятый воздух. Мы только тогда поймем это выска-зывание, если снова сможем оживить в себе древние аристотелевы элементы, которые не сводятся к элементам физиков и химиков, но несут в себе существо, в данном случае это существо воздушного, газообразного. Осветить тотальность жизни органов всегда можно только с определенной точки зрения. Автор вполне сознает, что нужно на протяжении дол-гого времени жить с указаниями Рудольфа Штейнера относительно постижения жизненных процессов, чтобы понять совсем другую значимость его понятий, для которых ведь не всегда даются новые слова. В этом смысле почки являются первичной причиной для вдоха, легкие же - это исполнительный орган почек. В почках мы видим орган движения, движения воздуха через человеческий организм, что на более высокой плоскости означает душевное движение, ощущение и деятельность представлений.
Нервная система, как носительница этих высших функций, лежит в области действия почек.

Итак, в этих четырех системах органов мы видим излучение сил для образования полной
человеческой субстанции. Как у растения углевод для того проявляется в крахмале, сахаре и
целлюлозе, чтобы мировая жизнь, мировой огонь и мировые силы формообразования смогли
соответственно проявить свои образующие импульсы, так и человеческая субстанция дифференцирована на кровь, нервы, кости и лимфу в зависимости от того, действие какой из
систем преобладает: сердечный огонь или почки как орган воздушных процессов; легкие как
орган-носитель формообразующих сил или печень как орган-инспиратор живого химизма.
Побуждение для образующей деятельности получают эти органы с двух сторон. С одной
стороны, посредством принятия пищи, с другой стороны, посредством духовного потока питания, который был описан как космическое питание посредством чувственных восприятий и мышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий