пятница, 27 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ.VI. ЧЕЛОВЕК КАК ТРЕХЧЛЕННОЕ СУЩЕСТВО 2

При зачатии тело предоставляется в распоряжение инкарнирующему духовно-душевному. В эмбриональном периоде, а также в
детстве и юности духовно-душевное должно преобразовать это тело в
пригодный для своих целей инструмент. Это не всегда легко. Данную форму тела не всегда удается без труда преобразовать правильным образом; так возникают
расстройства развития и болезни развития (корь, скарлатина, дифтерит и т. д. ). Их можно рассматривать как необходимую борьбу индивидуального духовно-душевного по преодолению унаследован-ного тела. Если же возникают трудно преодолимые препятствия, деформации органов, унаследованные или приобре-тённые вследствие повреждений, то индивидуальность не может правильно
воплотиться. Как кривое зеркало отражает искаженный образ, так и деформированное тело отражает искаженный душевный мир. Таким образом возникают так называемые душевные болезни. Так в смысле современной науки о человеке можно понять фразу: «Mens sana in corpore sana».

Все представленное выше имеет колоссальное значение для педагогики, а также духовно-научно ориентированной гигиены питания, целью которых является поставить в социаль-ную жизнь цельного человека.

Представленное выше членение человеческого существа на тело, душу и дух, и их
органическое взаимодействие даёт телесную Трехчленность организма: обмен веществ, дыхание и кровообращение, чувственно-нервная система. При этом под телом нужно понимать живое тело, как мы его чисто феноменологически можем наблюдать и изучать в растении. Рассмотрение растения показывает, как оно строится, формируется, оживляется из космоса и предстает как физическое явление. Но его существо, лежащее в основе этого явления, суть силовое тело, которое стягивает космические потоки в праобраз, уплотняет в вещества, упорядочивает и обеспечивает движение этих веществ и образует их в живой организм. Мы также узнали, что человек это силовое тело носит внутри своей организа-ции; и каким образом то, что растение непосредственно воспринимает от Солнца, Луны и звезд как образующие силы, происходит у человека от систем его органов. Это тело обра-зующих сил, несущее физическое тело, будучи импульсировано духовно-душевным, живо образующее его по своему духовному образу, можно назвать жизненным телом.

Итак, если мы полностью перечислим члены существа человека, то мы должны тело
дифференцировать на физическое тело и жизненное тело. Из вышеприведенных соображений ясно, что связь между обоими наиболее интенсивная в крови, и что нерв не только освобождает душу и дух, но ещё частично отделяет от себя жизнь.

Плодотворнейшим открытием Рудольфа Штейнера было то, что он показал действие
четырёх членов существа человека в четырёх элементах человеческого тела. Как Аристо-тель во всеобъемлющем смысле представил четыре элемента как отражение четырёх земных состояний со всеми их силами, так кости, кровь, дыхание и телесное тепло мы можем рассматривать и изучать как места действия членов существа.

Физическое тело, естественно, охватывает не только кости, но начиная с физически изме-римой теплоты через воздухообразное, через телесные жидкости, до мышц, органов и плотных образований - везде господствуют законы физического тела. Но в костном скелете его существо выражено чище всего. Образующие силы оформляют его в образ личности.

Жизненное тело противодействует физическому телу. Что было тяжелым, становится
лёгким, что хочет уплотниться - растворяется, что хочет застыть в твердой форме - приво-дится в текучее движение, что хочет отмереть - вновь оживляется. Оживляющая вода в растении - это матка, в которой посредством космических образующих сил проявляется существо. Это химические силы, силы звука, тона, которые в космической алхимии про-изводят чудо образования, преобразования и прехождения вещества. Так и жизненное тело человека действует преимущественно в телесных жидкостях: в крови, лимфе, ликворе - вообще в жидкостях телесных тканей; тайны пищеварения, обмена веществ прежде всего принадлежат этой области.

Душа живет в элементе движения. Дыхание и кровообращение переносят ее через телес-ность. Носителем душевных сил в крови является воздушный элемент — кислород и угле-кислота, которые ритмически движутся то к сердцу, то от сердца. То, что на телесной
плоскости является движением, то на душевной плоскости является как ощущение, свет.

Но духовное, «Я», живет в теплоте. Теплота крови - это телесная носительница духа, из огня крови восходит наша воля и наши деяния, которые нас как личность запечатлели в бытии. И где «Я» освобождается от тела, как это видно в случае нерва, там оно изживается как огонь «вдохновения», в котором оно переживает себя.


Комментариев нет:

Отправить комментарий