вторник, 24 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. IV. КОСМИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ. 1


Человек посредством процессов обмена веществ и органами чувств внешне связан с окружающим его пространственным миром: этими - духовным образом, теми - физическим.

Связь человека с окружающим миром посредством обмена веществ мы описали - следуя
обычной терминологии - как питание; и вещества, которые преобразуются таким образом и через пищеварение способствуют созданию человеческой субстанции, мы называем питатель-ными средствами. В ходе желудочно-кишечного пищеварения они растворяются на низшие структурные элементы и источаются сквозь стенки кишечника в духовное состояние, чтобы затем из этого духовного состояния сгуститься в человеческий белок. Это земной поток питания.

К этому потоку питания относится также выделение. В современной физиологии ему припи- сывается только лишь функция удаления ненужного. Но соответствующее действительности
рассмотрение процесса позволяет обнаружить и другие существенные аспекты. Поясним это опять же на процессе во внешней природе.

Можно, например, изготовить коллоидное серебро - черно-коричневую жидкость, — очис-тить его посредством диализа и затем вызвать коагуляцию. Темный раствор свертывается, и после осаждения черного коагулянта вверху становится видна прозрачная светлая жидкость,
которая может быть профильтрована. Эта прозрачная жидкость суть чистая вода; никакие
химические методы не устанавливают ни малейшего следа серебра. Биологически же можно
доказать, что она обладает качеством потенций серебра. Мы знаем, что высшие гомеопати-ческие потенции не имеют вещественной базы, что они скорее представляют силовое воздей-ствие, которое приписывается субстанции на высшей, нематериальной ступени. Такие растворы получают посредством ритмического разбавления и встряхивания субстанции, так что субстанция постепенно исчезает, зато в растворе выступает «потенция» как нематериаль-ная духовная сила. В нашем примере серебро отделяется лишь однократно, а именно, посред-ством осаждения. Это подобно тому, как если бы к колбе подвели насос, посредством кото-рого с другой стороны будет создаваться всасывающий вакуум, в который могут втекать другие качества.

Нечто адекватное разыгрывается также в организме, когда происходит выделение в обмене
веществ. Кто не замечал, как оживляются сознательные функции, когда выделительная
деятельность в порядке. А какими парализованными чувствуем мы себя в нашем мышлении,
чувствах, воле, когда у нас «запор» в широком смысле слова. Сознательные процессы и
восприятие становятся притуплёнными. Вялость обмена веществ вызывает нарушения в нервно-чувственной системе. Это открывается во взаимодействии верхней и нижней организаций, которое, как это мы покажем позже, имеет также и обратное действие.

Посредством наших чувств мы живем во взаимодействии с окружающим нас внешним
миром. То, что мы видим, слышим, обоняем, вкушаем, ощупываем, мы перерабатываем в
представления и понятия. В мышлении мы упорядочиваем понятия и делаем их содержанием идей и идеалов. Мы пытаемся реализовать свои идеалы посредством собственной воли, используя художественные, научные, ремесленные формы выражения. Тем самым мы вчеканиваем себя в бытие.

Все это значительно больше связано с внечеловеческим мирозданием, чем обычно думают.

Мы изучили жизнь растений и видели, как в ритмической смене существа и явления летом
они радуют нас своей видимой красотой, осенью же, когда они изливаются в аромате,
распыляются, излучаются, они возвращаются в царство существ. Мы знаем, как идея растения
следующей весной, зацепившись за семя, снова выступает как видимое явление. Вначале можно это рассматривать только как образ, но если вжиться в этот образ, то его можно, подоб-но Гёте, созерцать как реальное существо пра-растения, которое не мог понять Шиллер, назвав его «только идеей». Мироздание исполнено такими сущими идеями, каждое из этих существ суть божественная мысль. Так Божественные идеи становятся внешней природой, видимым миром. Как можем мы внутри себя понять и пережить это?

Часто на протяжении лет мы носим в себе какую-нибудь мысль, ещё непонятную и не выраженную; постепенно она обретает контуры, становится ясной и прозрачной; наконец, она начинает уплотняться, так что мы можем её высказать, написать или представить как зримую реальность в художественном произведении. Так мы становимся творцами видимого царства - культуры. Разве творение природы, видимого мироздания, не следует мыслить таким же образом? Разве в макрокосмосе не развертывается аналогичная человеческому мышлению деятельность, но на более высокой ступени, которая создает вокруг нас природ-ные формы? Природа и культура относятся друг к другу как предмет и отраженный образ; и художественное произведение истинно, если в нем отражается мировая мысль; культура выполняет свою задачу тогда, когда в ней через деятельность человека высвечиваются мировые мысли.

Как человеческие мысли, находящие в художественных произведениях видимое выражение,
воскресают в понимающих человеческих душах; так и мировые мысли празднуют в нас своё
воскресение, когда мы с открытыми чувствами подходим к природе и её творениям. И это суть космический поток питания. Через все наши чувства в нас постоянно вливаются образы мира, восприятия мира. Это поток образующих сил, это те же образующие силы, которые с мировой периферии действуют на растения и строят их, каждая в соответствии со своим существом. Эти образующие силы заняты также строительством человеческого организма и сгущаются в кровь и плоть. Посредством нашей жизни восприятий мы воспринимаем в себя часть мировой жизни, только мы об этом не знаем. В сотворенном окружающем нас мире мы видим созданный божественными силами мир, из которого произошло также наше тело. Оно, как микрокосмос, является отражением мира. В истории питания мы уже указывали на то, как человек постепенно отделяется от космоса, он приходит к образованию своей свободной индивидуальности за счет своих духовных связей с миром. Так тело все более впадает в состояние отвердевания; что ранее вливалось в него посредством переживания божественно-наполненного мира, сохраняло его тело мягким и пластичным; сегодня оно предоставлено самому себе в лишенном божества мире. В мышлении, чувствах и воле нащупывает он, как свободное "Я", обратный путь к творящим силам.

Насколько человеческие мышление, чувства и воля снова найдут гармонию с мировым
мышлением, настолько мы сможем воспроизводить в мыслях, чувствах и творчестве боже-ственные мысли, настолько они будут созидательно-деятельны в организме. Если это созву-чие не будет достигнуто, то человеческое мышление станет абстрактным, нереальным,
разрушительным, будет создавать мыслительные призраки; космические образующие силы
перестанут питать тело. Ставшие таковыми люди вместо еды будут охотнее глотать хими-чески изготовленные пилюли. Они пожелают быть пассивными, будут экономить время, избегать обсуждений — что требуется "Я» как в земном, так и в космическом питании. След-ствием этого является высыхание тела и души: тело становится склеротическим, душа - без-радостной и лишенной любви. Дух немецкого языка ясно выражает то, о чем здесь идет речь, в слове Erbauung (созидание). Каждый хорошо испытывал на собственном опыте, как он себя «созидает», как он чувствует насыщение при размышлении над значительными мировыми идеями, при восприятии истинных произведений искусства или при переживании красоты и мудрости природы. Быть может, некоторые люди заметили, что потребность в материальной пище заметно снижается во время путешествия по горам, особенно в высокогорных районах.

Австрийский писатель Рудольф Ханс Барч описывает в своем романе обед одного человека,
который художественным образом относится к явлениям природы. Он дает прелестные описания того, как он переживает воздушные силы, когда он преломляет хлеб и ест овощи, как он ощущает плодотворные потоки дождя, терпкость почвы, солнечную силу созревания; как он радуется скругленной форме яблока, цветовому великолепию фруктов, изяществу посуды и белизне скатерти. Эти радостные мысли пробуждают в нем силу любви и глубокую благодарность. Праздничная серьезность наполняет всю сцену, и поэт называет это «праздником воплощения». Но сюда еще следует добавить понимание того, что питание - это физически-духовный процесс, общение Неба и Земли, которое устанавливается в человеке и посредством человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий