четверг, 25 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XXIII. ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ. 2

3. Художественная терапия

Уже Гёте своим понятием чувственно-морального действия цвета дал толчок для развития цветовой терапии. Тот, кто переживал, как «красный» подступает к нам и атакует нас, и как «синий» удаляется от нас, вызывая в душе чувство грусти, тот не удивится тому, что использование этих чувственно-моральных сил может оказать неоценимую помощь в терапии.
Опыты автора в Клинико-терапевтическом институте в Арлесхайме уже в тридцатых годах
показали, что созерцание красной поверхности вызывает совсем другие физиологические процессы, чем созерцание синей поверхности, и удалось показать, что это выражается, например, в процентном содержании сахара в крови. Кроме того, удалось показать, что содержание сахара в крови ещё сильнее изменяется при смене красного на синий и обратно, с синего на красный.

Отсюда становится понятным, что целью художественной терапии, — если идёт речь о живописи, — является выбор определенной цветовой диеты. Рудольф Штейнер из искусства движения, эвритмии, разработал терапевтически действенную лечебную эвритмию; таким же образом можно, в соответствии с законами отношения человеческого организма к различным искусствам, развить лечебное искусство в любой области.

Сегодня уже есть школы деятельной терапии, но они, главным образом, ограничены ручным трудом. Кроме этого, есть возможность художественный процесс как таковой поставить в отношение к человеку так, что станет видно, какие более глубокие силы могут быть активизированы в смысле лечения посредством качеств искусства в цвете, форме, звуке и движении и их закономерностях.122

Три большие функциональные области человеческого организма — нервно-чувственная система, ритмическая система и система конечностей и обмена веществ — образуют необходимую физиологическую основу для наших душевных способностей: представлений, чувств и воли. Жизнь восприятия и представлений развивается на основе чувственно-нервной системы, чувства — на основе ритмической деятельности, а в основе воли лежит процесс обмена веществ.

Художественная деятельность не так сильно связана с головными силами, но более с чувствующим центром человека, который должен осуществлять гармоническое сглаживание между представлениями и волей (в повседневной жизни мы называем его сердцем). Его формирование и укрепление — это требование времени, поскольку он собой представляет оздоровляющие силы, которые описаны уже для массажа.123

Достаточно только увидеть, как односторонне перегружена нервно-чувственная система сегодня, поскольку нездоровым образом перевешивает деятельность представлений и мыслительная деятельность. Всё находится под властью интеллекта; абстрактный дух науки оттесняет художественное чувство, и творческая собственная деятельность парализуется и полностью подавляется. Именно художественная деятельность обращается непосредственно к центру человека; эстетические суждения — это суждения чувств, за ними следует творческий акт в какой-нибудь области искусства. Во всяком художественном деянии восприятие, чувства и воля объединяются в дышащее, оживляющее взаимодействие. Там, где господствовал холод рассудка, возникает тепло; там, где замкнутость в себе и жизненные затруднения не давали душе свободно вздохнуть, развертывается счастливый душевный настрой и самочувствие. Исполненное любви отношение к материалу требует всего человека. Без любви к материи, — будь она духовна или вещественна, выражена цветом или звуком, состоит из дерева или мрамора, — никто не сможет действовать действительно творчески. Дыхание становится глубоким, кровообращение оживляется, повышается аппетит, — не только к еде, но также и к жизни, — и чаша весов всё более склоняется к позитивному жизнеощущению. Красота, к которой зачастую нужно опять создавать новое, углубленное, созвучное времени отношение, — она такая же носительница жизни, как дыхание; не думайте, что без нее долго можно оставаться здоровым. В красоте, правильно понятой, мы видим пронизывающий материю дух, отвечающий нашему собственному духу. Подобно растению, лишенному света, человек угасает, если он не может активно жить в художественном. Его организация, склонная к отвердению вследствие преобладания холодных головных процессов, нуждается в оживляющих и освобождающих силах середины. Чувства человека высыхают, если он использует их только для регистрации фактов, вместо того чтобы в духе Гёте каждое чувственное суждение дополнить нравственным, суждением-переживанием; только так он может внутренне пережить воспринятый мир, т. е. сделать его своим собственным, из которого прольются обратно в мир новые, индивидуальные, полные
силы деяния.

Уже из этих объяснений видно, как важна художественная деятельность для современного человека 20-го столетия, какой простой бы она ни была. Не зря Рудольф Штейнер свою вальдорфскую педагогику, как колоссальное терапевтически-гигиеническое творение, от первого до последнего класса пронизал художественным импульсом. Конечно, все художественное приобретает терапевтический характер в наше время господствующего интеллекта; однако не следует забывать, что должна быть построена специальная художественная терапия, которая лечение различных заболеваний сопровождает воздействием совершенно определённых художественных видов деятельности. Как Рудольф Штейнер из искусства движения, эвритмии, разработал специальную лечебную эвритмию, так из любого искусства можно создать целенаправленную и специальную терапию, плодотворную для всяких болезненных процессов, и в каждом искусстве — совершенно особым образом.

Нетрудно себе представить, что при всех процессах отвердения или судорожных явлениях можно использовать освобождающую силу жидких акварельных красок, тогда как, напротив, при недостатке формирующих сил следует обращаться к карандашу или к ваянию. Что касается музыки, то каждый знает её воодушевляющие силы. Но это только самые внешние и примитивные отношения. Каждое искусство и художественная техника приобретают особое значение в руках терапевтов.

Художественный терапевт должен пройти особое обучение, чтобы он мог оказывать помощь врачу. Его интересует, прежде всего, сама деятельность и здоровье или исцеление пациентов. Он обращает взгляд не на художественный результат; усилия — это всё, деяние противопоставляется заболеванию.

Всякая, хотя бы даже неловкая попытка со стороны пациента приносит свой плод, ибо как всякий человек может дышать, так и у любого есть возможность художественно обрабатывать материал. Личность пациента в этой работе будет раскрываться незатронутой; поэтому с этим не связаны никакие психоаналитические тенденции; напротив, упражняющийся должен восстановить душевные силы и приобрести новые из своей творческой деятельности. Эту терапию можно было бы назвать психосинтезом.

Поэтому художественный терапевт должен приобрести те знания, которые могут создать ему
свободную основу для суждения о связи художественного с больным и здоровым человеком. С другой стороны, он сам настолько должен быть сведущим в искусстве, чтобы в любой момент времени он мог прийти на помощь пациенту и, ободряя его, находиться рядом с ним.

В наше время широко распространённого материализма и изоляции личности, полностью
предоставленной самой себе, в душах живёт много неуверенности и скрытого страха. Они больше не чувствуют себя внутри мировоззрения, которое постигает импондерабильное и создаёт основу бытия и смысл жизни. Здесь следует призвать художественные силы и почувствовать «тайные законы природы», которые, по словам Гёте, открываются в искусстве; это новый путь, приводящий душу к космическим силам, господствующим за сотворённым миром и любовно объединяющим в одно целое мир и человека. — Свойства мира, цвет, звук и форма — это врата, ведущие душу в переживании на пути, чтобы найти мост от чувственного к нравственному; это путь, намеченный Гёте в последней главе его учения о цвете, который был более ясно и подробно описан Рудольфом Штейнером.

Более глубокий аспект целебной силы художественной терапии полностью согласуется с тем, что в этой книге сказано вообще о сущности лечения.

То, что бессознательно происходит при медикаментозном лечении, а именно, действие духа
вещества, действует по-настоящему при активной художественной работе по описанной методологии. Качества мира действительно являются мостами к эфирным образующим силам, действующим позади всего сотворенного. Из этого мира произошло также жизненное тело человека. — Оно открывается, например, в образовании нежных, эфирных контрастных цветов в глазу. Если, например, мы рассматриваем красное, он отвечает нежным зеленым и т. д. — Но это явление не представляет собой процесса разрушения, как при внешнем восприятии, но сопровождает легкую регенерацию в глазу. Этот процесс прокладывает мост к оживляющим силам. Вовсе не безразлично, воспринимает ли человек днём с открытой душой красоту. Это действие продолжается ночью, и когда физические чувства молчат, этот
процесс восстановления развивается гораздо мощнее; он пронизывает всё существо, он, так сказать, питает его «космическим». И опять за чувственным развёртывается деятельность элементарных духов, которые помогают ему достичь целительной связи с творящим существом, принадлежащим к нему. Он идёт навстречу мировым целебным силам, которые происходят «не из этого мира».

Тот, кто по ту сторону всяких серых теорий наблюдал результаты воздействия на пациентов
художественно-терапевтических упражнений, тот ни на одно мгновение не усомнится, что
художественной терапии обеспечено большое будущее в нашей культуре.


4. Лечебная педагогика


Ориентированная на духовную науку педагогика, которая практикуется в Вальдорфской школе, учитывает постепенную инкарнацию человеческого существа. В главе: «Растения и их отношение к душевному развитию человека» описаны стадии развития. Было показано, что развитие подрастающего человека делится на периоды по семь лет. От момента рождения до смены зубов формируется собственное жизненное тело и добавляется к физическому телу, полученному от родителей; можно сказать, что рождение собственного жизненного тела происходит со сменой зубов. Во втором семилетии взрослеющий человек образует своё душевное тело, рождающееся с половой зрелостью; и в третьем семилетии человек развивает свои личностные силы, так что на 21-м году жизни, в год совершеннолетия, мы можем
праздновать рождение Я.

Как в художественной терапии происходит метаморфоза обычных законов искусства в законы лечебные, так и в лечебной педагогике законы нормального развития сознанием лечащего преобразуются в педагогические мероприятия терапии.

У некоторых молодых человеческих существ возникают трудности воплощения, которые
начинаются часто с телесного рождения и могут в последующие периоды развития возрастать вплоть до идиотии. Это резкое выражение для отсталости человеческого существа не совсем обосновано, ибо при виде такого существа и при обращении с ним всегда нужно иметь в сознании, что за этим жалким физическим явлением может стоять высокая индивидуальность. Такая личность не может правильным образом связать себя с предоставленным ей физическим телом. Во многих случаях вследствие травматических или каких-либо других обстоятельств физический инструмент души бывает повреждён, так что духовно-душевное испытывает трудности при воплощении в таком теле.

Поэтому задачей лечебной педагогики является освобождение остановившихся и застоявшихся импульсов развития. Справиться с этой задачей можно посредством лечебно-педагогических мероприятий, прежде всего, посредством введения пациента в ритмический элемент. Сюда относятся: строго регулируемый ритм дня, обусловленный космически-земным ритм праздников и жизненный ритм, приспособленный к индивидуальности.

В институтах лечебной педагогики, основанных Рудольфом Штейнером и Итой Вегман, наряду с медикаментозным лечением большое внимание уделяется ритмической и художественной повседневной домашней жизни.124


5.Социальная гигиена


Посредством социальной гигиены человек побуждается к тому, чтобы сознательно прокладывать свой путь от отдельной индивидуальности к человечеству. В древние времена социальная жизнь людей регулировалась божественными законами. Кастовая система древней Индии через многие ступени развития, через господство феодалов выросла до сегодняшнего пробуждения сознания человечества. Сегодня мы можем говорить о социальном организме. Этот социальный организм — суть тело человечества. Нынешнее время требует такой структуры социального организма, чтобы сохранялось достоинство отдельной индивидуальности. Мы видим некоторые начала в борьбе вокруг такого
социального организма, и с удовлетворением можно отметить, что в Конституции Федеративной Республики Германии имеется параграф: «Достоинство человека неприкосновенно». Это основное положение, которому пока не соответствуют ни повседневная практика, ни законодательные учреждения.

«Тело человечества», т. е. социальный организм, хотело бы повиноваться закономерностям, которые заложены в индивидуальном человеческом теле и развиты в ходе мировых времён. Дух, душа и тело так укоренились в трёхчленном организме, что в нервно-чувственной системе лежит физиологическая основа мышления, в обмене веществ функционирует воля, и обе функциональные области уравновешиваются посредством ритмической системы — как собственной сферы душевного (смотрите главу VI «Тело как инструмент души»).

Очевидно, что социальный организм должен быть расчленён подобным же образом. Три области социального организма, — культура, политика, экономика, — должны быть сплетены между собой, также как в человеческом организме воля, чувства и мышление. Под этим понимается не тройственное разделение, но Трёхчленность; как каждый орган в человеческом теле участвует одновременно как в нервно-чувственной, так и в системе обмена веществ, и в то же время в дышащей пульсирующей жизни, так каждый человек одновременно является носителем культурной, хозяйственной и государственно-политической деятельности. Нет органа в человеческом организме, который не был бы пронизан нервами, и нет органа, в котором не разыгрывались бы процессы обмена веществ. Даже самый мёртвый нерв, — в том числе и мозг, — имеет обмен веществ, и всё же эти три деятельности характерным образом
отличаются друг от друга. Также нет органа, в котором не имели бы места ритмические процессы дыхания и кровообращения.

В мышлении мы свободны: мысли свободны, говорит поэт. В воле мы не свободны; мы даже не знаем, как происходит волевой акт. Хотя мы имеем представления о том, чего мы хотим, но мы не имеем представления о том, что должно происходить в наших руках и ногах, чтобы они двигались. Мы можем только верить, что воля, лежащая в основе наших деяний, действует так, что наше положение в пространстве целесообразно и плодотворно. В чувствах же мы связываем мышление с волей в ритмическую гармонию. Разве это не праобраз того, как должен выглядеть правильно функционирующий социальный организм?

Сегодня во всех культурных странах мы наблюдаем преобладание государственной и политической жизни. Ни о какой свободе культурной жизни не может быть и речи, ибо государство уже наложило руку на школы; оно определяет, что является образованием; даже свободе обучения в университетах во многих странах наносится большой ущерб. Государство вторгается и в частную сферу — оно хотело бы диктовать, какой вид лечения полезен для пациента. Свободный выбор врача и свободный выбор способа лечения во многих странах сильно стеснён. Таким же образом государство хотело бы дирижировать хозяйственной
жизнью. Так называемая плановая экономика, которая уже терпит фиаско в восточных странах, является целью и на Западе, хотя и с обратным знаком. Социальный организм насквозь болен, поскольку авторитет государства вторгается в те области, которые хотят развиваться по совершенно другим принципам.

Культурная жизнь не может развиваться под государственным опекунством, экономика при
государственном планировании не может развиваться по своим собственным законам. Также неуместно, чтобы экономика вторгалась в области, где ей нечего делать. Хозяйственные объединения претендуют на деятельность в тех областях, где господствуют совершенно другие законы развития. Экономические интересы наносят вред политической жизни, и также разрушительно действуют экономические интересы на культурную жизнь. Каждый из трёх членов социального организма имеет свои законы развития, и поэтому централизованному государству приходится страдать от тяжелых потерь в области культуры и экономическом развитии. Сегодня экономика более или менее зависит от государства, ибо оно нуждается в ней, чтобы преследовать свои национальные цели (расширение власти).

Французская революция проходила в своё время под чудесным девизом: «Свобода, равенство,
братство». Этот девиз мог бы стать лечебным средством для оздоровления социального организма. К сожалению, эти идеалы были не поняты и потоплены в крови, поскольку они не могут быть реализованы централизованным государством.

Свобода должна господствовать в культурной жизни; наука, искусство и религия должны иметь возможность развиваться свободно, без опеки государства. Сюда относятся: система воспитания, здравоохранение и некоторые другие области, которыми сегодня управляет государство.

Равенство должно господствовать в сфере права; в обязанности государства входит отправление правовой жизни и исполнительной власти.

Братство должно господствовать в экономической жизни. Из этой области государство должно увести свои интересы, иначе экономика станет эгоистичной. Если бы государство не могло распространять свои властные интересы на экономику, тогда стали бы невозможны войны, тогда не обострялся бы больше национальный эгоизм, защитником которого выступает государство.

Эти взаимосвязи должны быть осознаны в ближайшем будущем.125

Первым шагом к исцелению является знание; в дальнейшем оно ведёт к любви, и далее следует исполнение деяния на основе знания и любви. Действующий на основе знания в любви находится на пути, чтобы стать в истинном смысле слова человеком; тем самым будет достигнута цель человеческого развития — достигнуть ступени десятой иерархии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий