вторник, 9 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ.

Спутниками Тельца являются Овен и Близнецы.



В начале нашего летоисчисления это созвездие играло особую роль, поскольку в начале весны в нём всходило Солнце; эту точку восхода на горизонте называют точкой весеннего равноденствия. В течении Платонова мирового года (25 920 земных лет) эта точка обходит весь Зодиак и сегодня находится в созвездии Рыб, но, несмотря на это, астрономия точку равноденствия считает совмещенной с началом созвездия ОВНА. При таком способе рассмотрения точка весеннего равноденствия представляет собой не что иное, как возникновение системы координат. Базирующаяся на этом принципе математическая 
двенадцатиричность, для которой по традиции сохранены названия созвездий, сдвинута относительно действительных созвездий и будет далее сдвигаться по мере того, как начало координат будет удаляться от действительного положения Овна (смотрите «Учение о субстанции», гл. XII).

Итак, Овен означает поворот времён. В древних книгах Овен представлен лежащим, с повернутой назад головой с рогами, как бы оглядывающимся на прошедшее. Можно сказать также, что он является небесным предводителем целого хоровода созвездий и оглядывается на всех, кто следует за ним. Этому соответствует эвритмический жест Овна: стоят прямо, с сильным ощущением головы вся осанка выражает собранность, внутренний взгляд назад. Правый указательный палец касается подбородка, что и в повседневной жизни является жестом, выражающим собранность. Рудольф Штейнер называет этот жест «событие», указывая тем самым на рассмотрение чего-то, прошедшего становление. Этот жест переходит
затем в движения звука «W», чрезвычайно подвижное волновое движение сзади вперёд, спереди назад. В этом движении можно почувствовать вечно волнующуюся воду, которая, однако, в этом вечно повторяющемся движении передает свою форму даже самому твёрдому камню. Движение скругляет, ограничивает, придает форму.

В организме человека мы повсюду находим эту формирующую ограничивающую силу на
поверхности наших органов. Космические образующие силы, участвующие в скруглении нашей головы, находим мы повсюду, во всех органах, они скруглены и ограничены сверху. Легкие, печень, сердце и  почка имеют на своей поверхности эти сглаженные скругления, как будто их формировала единая сглаживающая сила. Это и есть волнообразная сила «W», единообразно скругляющая поверхности всех органов.

Эту формирующую органы силу «W» мы не можем отделить от жеста оглядывающегося назад Овна. Это звуковое движение несет в себе то, что приходит из прошлого, и это оказывает определяющее влияние на облик человека. Если мы внесем эту осознанность жеста Овна в звуковое движение «W», то до границ тела разовьется в нас сознательное восприятие, тесно связанное с формированием звука.

Описанные процессы лежат также в существе кремния. Образование поверхности органов в
организме - это в большой степени обязанность кремниевой кислоты (SiO2).

В книге «Основы развития врачебного искусства»50 сказано: «Кремниевая кислота выполняет двойную задачу. Она устанавливает внутри границы простым процессам роста, питания и тому подобному и замыкает снаружи чисто природные воздействия изнутри организма». Итак, кремниевый процесс мы должны представлять себе действующим от головы вниз в нижнюю организацию, как бы скругляющим жестом защищаясь от идущих снизу вверх процессов роста. Таким образом кремниевая кислота создаёт поверхность тела всего человека, поверхности отдельных органов, и делает их как бы способными к
тонким чувственным восприятиям. Это Я-организация, которая на пути кремния от головы противостоит поднимающимся вверх процессам роста и противопоставляет им действующие из прошлого космические формирующие силы.

Так же как Овен означает для нас поворот времен, так и кремний развертывает своё особенное влияние там, где человек, рождаясь, начинает свою земную жизнь. Физически это выражено в том, что пуповина является кремниевым образованием, и новорожденный окружен так называемым лануго, первичным волосяным покровом, посредством которого предродовое по путям кремния может проникать в весь организм, формируя его.

Эту монументальную формирующую силу и благородную замкнутость происходящего события находим мы как окончательный отпечаток в минеральном мире, когда рассматриваем горный хрусталь. Его облик не претерпевает никаких метаморфоз: всегда это шестигранный столб, заканчивающийся пирамидой. Только там, где кристалл приближается к водянистому, мы находим волнообразное движение «W», намеченное в формах агатов, халцедонов и опалов.



Двигаясь от Овна через Тельца к БЛИЗНЕЦАМ, МЫ замечаем, что теперь перед нами двойственность. В эвритмическом жесте это выражено следующим образом: руки скрещены на груди, обе ноги твердо стоят на земле, носки немного внутрь, и вся поза выражает самоуверенность. Руки и ноги, воспринимаемые как симметричные, доминируют в этом жесте; они дают сознание «способности к деянию».

Ему соответствует звук «Н». Когда мы произносим этот звук, мы делаем как бы легкий выдох, желая совершенно истечь в окружающую среду. Как эвритмический звуковой жест, «Н» имеет такое же действие самовыделения. Мы делаем это посредством сильного толчка, который, исходя от плеч, захватывает и разводит в стороны обе руки; при этом одновременно мы чувствуем веяние приближающегося воздушного потока, который может затем влиться в нас.

Если один жест показывает укрепление и утверждение в земных делах, то другой означает
выхождение и активное становление воздушного элемента душевного. С одной стороны, чувствуют себя телесно укрепленным, с другой, активно выходящим наружу. В языке «Н» проявляет похожую двойную натуру: это согласный звук, но он может заменять гласный; подумайте, например, о «Н» как знаке долготы гласного в немецком языке.

Из описанного видно, что сила зодиакального созвездия Близнецов и терапевтическое применение «Н»-движения должно действовать так, что с одной стороны, усиливается эфирно-физическое, с другой, выделяется душевное. То же происходит, когда мы смеемся: ха-ха, при этом мы выталкиваем и расширяем астральное тело. В определенной области нашего организма физиологически этот процесс должен происходить всегда. В пищеварении первая часть, разыгрывающаяся во рту - это чувственный процесс ощущения вкуса, в котором больше всего участвует Я. Затем пищеварение переходит в область, где более господствует душевное, что особенно видно в области желудка, это показывает имеющаяся там кислота.
Затем пищеварение протекает в щелочном кишечнике, это значит, что оно должно полностью совершаться в области эфирного, для того чтобы чуждое эфирное могло перейти в собственно-человеческое эфирное. Последнее переходит в неорганическое физическое, и здесь эфирное тело должно работать в тесной связи с физическим телом. Если здесь слишком глубоко проникает душевное, то следствием этого могут быть расстройства пищеварения; тогда в качестве мероприятия лечебной эвритмии прописывают «Н», чтобы выделить астральное из органических процессов.

Если мы хотим действовать медикаментозно в том же направлении, то мы даем серу. Она
поддерживает пищеварение так, что пища, особенно белковая, может правильным образом войти в эфирное тело. Область её действия лежит в верхних отделах пищеварения в тонком кишечнике; и вообще повсюду, где мы хотим избежать слишком тесной связи между астральным и эфирным телом и эфирное тело склонить более к физическому. Вследствие этого астральное тело больше подводится к Я. Из-за этого действия сера становится прямо-таки снотворным. В книге «Основы развития врачебного искусства»51 сказано: «Сера развертывает свою деятельность в области физического и эфирного тела. Это проявляется
также в том, что чрезмерное введение в организм серы вызывает чувство головокружения, помутнения сознания. Сон, то есть состояние тела, в котором астральное тело и Я-организация не действуют как душевные существа, благодаря увеличению употребления серы становится более интенсивным». Это же мы испытываем при жесте «Н»; при чрезмерном усилении он может привести также к потере сознания и обмороку. Здесь особенно отчетливо в звуковом жесте мы можем прочесть проявление действенности вещества.

Итак, сера оказывает двойное влияние: первое, она теснее связывает эфирное тело с физическим, следовательно, укрепляет нас в физическом, и с другой стороны, больше смещает астральное тело в область Я.

Еще другое действие мы должны приписать сере: также как «Н» качается между звуками и
соединяет их, так и задачей серы является связывать вещества между собой. Это происходит прежде всего при образовании белка, который образуется потому, что сера склоняет к объединению углерод, водород, кислород и азот. Эту задачу сера выполняет не только в организме, но и повсюду в природе вне человека; едва ли какое-нибудь другое вещество так легко соединяется с другими, как сера. Особенно бросается в глаза сродство серы с металлами, как и у «Н» с гласными. Даже с обычно недружелюбным золотом сера соединяется, образуя золотисто-коричневые или черные сульфиды. Эту многостороннюю химическую активность нам следует рассматривать как манифестацию эфирного. Если мы примем во внимание белок, образование которого может происходить только в эфирном организме, то нам станет ясна роль серы как посредницы между физическим и эфирным. В растительном царстве это образование белка происходит в семени. Когда мы в июне, т.е. в период, когда Солнце стоит в созвездии Близнецов, идём по цветущему лугу, мы чувствуем тогда, как в росте и цветении в природе распространяется, разрастаясь, сульфурический элемент. Это тот же самый элемент, который позже, к празднику св. Михаила,
укрощённый в белковом образовании семени, можно обнаружить химическим путем. Но что происходит в этой разрастающейся вегетации? Там происходит постоянное отклонение мировой души. Цветком растение касается мировой души, но оно охраняет себя от слишком глубокого её проникновения в свой организм; посредством цвета, особенно тёплых сульфурических цветов, красного и желтого, цветок защищается от проникновения мировой астральности. Итак, астральное отталкивается растущей, зеленеющей, цветущей вегетацией, чтобы потом в зимнее время на семя могла веять духовно звёздная мудрость Космоса, запечатлевая в нем образ нового растения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий