четверг, 25 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XXIII. ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ. 1


Когда Гиппократ запер врата храма на Косе и начал лечить посредством субстанций, он заложил тем самым основы сегодняшней фармакологии. Однако развитие человечества не стоит на месте, и как некогда был проделан путь от духовных высот к миру веществ, так в будущем снова должен быть найден путь к духу. Лечение посредством субстанций приспособлено к нашей современной ситуации. Однако придёт время, когда фармакология снова будет постепенно заменена терапией, корни которой лежат в духе и душе отдельного индивидуума.

Если мы обратим свой взгляд на Запад, то создаётся впечатление, что там интересы обращены более на физически-материальное. На Востоке, — под этим подразумеваются прошлые культуры Востока, — напротив, на переднем плане стоит более духовно-душевное и пренебрежение физически-земным. Поэтому становится понятным требование Рудольфа Штейнера о гигиеническом импульсе центра.

Культурный мир также организован трёхчленно, и его благо заключается в утверждении мощной середины, которая в состоянии ритмически сглаживать необходимые сами по себе противоположности и развивать знания о действии духа в материи. Эта духовная наука охватывает целебные силы для культурного мира, также как наша ритмическая система представляет собой целительную середину между головой и обменом веществ.

Так в Центральной Европе должны быть разработаны дисциплины, которые несут в себе широкий терапевтический характер. Сюда относится не только духовнонаучно ориентированная медицина в более узком смысле, но и более далеко простирающиеся области, такие как биологически-динамическое земледелие, соответствующее времени лечение при помощи питания, лечебная педагогика, художественная терапия и, не в последнюю очередь, социальная гигиена. Начатки этого уже есть; ниже приведены рассуждения, которые должны дать первоначальное представление об этом.

1. Питание и лечение

В «Учении о питании» представлено здоровое нормальное питание и сделана попытка пробудить понимание процессов питания.119 Поэтому в данном разделе я могу изложить всё сокращенно и только наметить ещё кое-что.

В особенности основополагающими являются данные там практические указания по диете для больных и здоровых, питанию в детстве и юношестве, по диете при лихорадке, ревматизме, туберкулезе, при раке и экземе, склерозе и диете в старости. Во многих случаях причиной болезней является неправильное питание, поэтому приводимые там указания следовало бы принять во внимание. Также получение здоровых пищевых продуктов в сельском хозяйстве относится к числу самых важных факторов здорового питания. К сожалению, сегодня дело обстоит так, что вследствие применения удобрений и пестицидов наше питание повреждено уже на корню; и поскольку работающие домашние хозяйки сегодня уже больше не уделяют достаточно времени тщательному приготовлению пищи, всё большее
распространение получают консервированные продукты.120

Уже в главе «Формы применения лекарств» мы говорили о том, как следует отличать пищевые продукты от лекарственных средств; лекарственное средство, по возможности, должно обойти обычный для пищевых продуктов процесс пищеварения и непосредственно войти в кровообращение. Но существует определённая связь между питанием и лечением, поскольку действие лекарства может быть затруднено вследствие ставшего в результате неправильного питания слишком плотным и непроницаемым физического тела. Тогда появляется необходимость в диете и голодании для удаления из организма шлаков. Речь идёт, следовательно, об очищении обмена веществ для проведения курса лечения; только при
этих условиях могут оказать правильное воздействие соответствующие лекарственные средства.

Само собой разумеется, что такие курсы диетического питания должны проводиться под
наблюдением врача. Чрезмерное усердие в этом направлении может повредить — особенно, если речь идёт о так называемых курсах похудения.

Следует учесть, что такие курсы должны быть ограничены по времени и затем необходимо
возвращение к разумному нормальному питанию. Такие диетические курсы зачастую — это своеобразный пост, это означает, что они состоят в том, что пациент определённое время питается односторонне. Вообще человек не может долго выдержать одностороннего питания. Желудок отказывается принимать все время одну и ту же пищу и ограничивает этот приём лишь самым необходимым. Так следует понимать известные курсы молочных булочек, при которых в распоряжении желающих находятся в любое время черствые булочки, но этим мало пользуются. Таким образом, явления голода не наступают, напротив, пациент чувствует себя сытым.
Подобным образом следует понимать «зерновую диету» по методу Ошава. Во всех этих курсах предупреждается избыток питания и вызываются определённые односторонние процессы.

Само собой разумеется, что такие мероприятия должны проводиться по согласию и по воле
пациента, успех во многом зависит от того, привыкнет ли пациент в это время получать радость от умеренного и здорового нормального питания. В очищенном таким образом теле лекарства легко могут оказать благодатное воздействие на острые и хронические нарушения, которые не все происходят из обмена веществ.


2. Современный массаж как существенный лечебный фактор

Духовнонаучная медицина, у истоков которой стояли Рудольф Штейнер и Ита Вегман, содержит новые оплодотворяющие идеи для всех областей лечебного дела. Духовнонаучный образ человека, который Рудольф Штейнер представил в общем и в частностях, даёт врачу не только перспективы для терапевтического мышления, но и требует нового подхода ко всем лечебным профессиям, таким как, например, массажист. Практикуемый в школе для художественной терапии и массажа в Болле метод «ритмический массаж Иты Вегман» работает с учетом понимания всего человека в целом, т. е. взаимодействия детально описанных Рудольфом Штейнером членов его существа.

Уже Гиппократ говорил о связывании и освобождении в области массажа. Его основные положения звучат так:

                                       сильное растирание связывает;
                                       лёгкое растирание освобождает;
                                       долгое растирание приводит части к уменьшению;
                                       умеренное растирание способствует росту частей.

Связывание и освобождение телесно-душевных взаимосвязей — и в этом заключается любая
истинная терапия — для древних культур были сами собой разумеющиеся понятия. Гиппократ придерживался воззрения, что нет лучшего средства, чтобы помочь душе хорошо чувствовать себя в теле, как гимнастика и массаж, т. е. активное и пассивное движение. То, что греки знали ещё из традиции мистерий, сегодня мы можем обосновать при помощи духовной науки.

Душа — говоря точнее, астральное тело — втягивается в человека посредством дыхания. Вверху она освобождается от вещественных процессов и служит развёртыванию сознания на основе чувственно-нервной системы. Внизу она, импульсируя, погружается в жидкостный организм и овладевает обменом веществ и процессами движения. Между этими полюсами лежат все ритмические процессы, которые следует понимать как метаморфозы дыхания. Они повсюду представляют процесс выравнивания; они повсюду создают равновесие между суммой разрушающих нервных процессов и синтезирующих процессов обмена веществ. Это равновесие и есть наше здоровье, все болезненные процессы — это нарушение равновесия, а все лечебные процессы скрыты в тайнах дыхания. Ритмическая система, сумма дыхательных процессов, которая вверх метаморфозирована в чувственно-нервную систему, а вниз — в
систему обмена веществ, должна рассматриваться как прототип для здоровья. Человека нужно развёртывать и понимать от середины, если хотим с помощью массажа, т.е. посредством связывания и освобождения, поддержать процессы исцеления.

Когда исчезли остатки гиппократовского знания и в Европу пришло христианство, всякая забота о теле отступила на второй план; только в новейшее время в Швеции появился Пер Хенрик Линг, который снова придал гимнастике и массажу мировую известность.

В его институте в Стокгольме обучались, можно сказать, все нации. Наряду со своей обычной работой, — кстати, он был не врачом, а теологом, офицером, разъездным учителем, университетским учителем фехтования, читал лекции о скандинавской мифологии и только после этого основал свой институт, — он был своего рода натурфилософом. Он мыслил жизненные явления сотканными из трёх компонентов: механического, химического и динамического. В этом можно рассмотреть слабое припоминание о реальности физического, эфирного и астрального тел, взаимодействие которых у высокоорганизованных существ вызывает все жизненные проявления.

Продолжая его метод, в середине прошлого столетия работал в Амстердаме д-р Метцгер, к которому восходит, главным образом, то, что сегодня известно как "шведский массаж".

Госпожа д-р мед. Ита Вегман, сама прошедшая курс обучения шведскому массажу, при проработке этой области с духовнонаучной позиции вернулась к чистым основным приёмам этого живого шведского массажа и развила его дальше. Всё, что было внесено в него в подражание механическим процессам, было исключено, и применялись только такие движения, которые находятся в связи с живыми элементами тепла, света, воды и т. д., ибо эти элементы, в прежнем аристотелевом смысле, являются носителями сил высших членов существа. Посредством тепла можно вызвать деятельность Я, посредством воздуха —
астрального тела, посредством воды — эфирного тела. Цель массажа заключается, в целом, в том, чтобы высшие члены существа либо привести к более сильному внедрению в физическое тело, либо освободить их, если они слишком глубоко с ним связаны. Это и есть то связывание и освобождение, которое имел в виду уже Гиппократ. —

Таким образом, «ритмический массаж» связан с прафеноменами этой области, и на этом построена методика, которая не допускает вмешательства техники в этот способ лечения. Она наглядно показывает, что при лечении тела мы имеем дело с живым, одушевленным и одухотворённым человеком.121 Без деятельности высших членов существа тело представляло бы собой не что иное, как труп. Жизнь, душа и дух, в соответствии с определёнными закономерностями, изнутри овладевают телом. Те же самые закономерности должны быть определяющими для разработки соответствующего человеку массажа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий