вторник, 23 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XXII. КАРТИНЫ БОЛЕЗНЕЙ И ТЕРАПИЯ. 1. Позвоночник


В задачу этой книги не входит излагать рецепты для лечения самых различных болезненных
состояний. На эту тему есть достаточно хороших книг. Этой работой закладываются основы для того, чтобы каждого врача побудить к индивидуальному использованию своего арсенала средств. Тем не менее, следует дать некоторые примеры картин болезней, исследованных с точки зрения духовной науки, вместе с соответствующей терапией.108

1. Болезни позвоночника

Общеизвестен факт, что после второй мировой войны в пугающих масштабах распространились заболевания позвоночника. Были испытаны различные пути для борьбы с этим недугом. Сегодняшний технический образ мыслей, который там, где речь идёт о костях и связках, всегда склонен рассматривать целое как механическую проблему, использовал здесь, прежде всего, операции, гипсовые кроватки и вправление; и наряду с этим, конечно, массажи и гимнастические упражнения. Но оказалось, что только тогда можно подойти к основе проблемы, когда глубже познают позвоночник как функциональную единицу в общей структуре человека в целом. Поэтому мы не намереваемся обсуждать здесь работы, которые освещают эту тему со стороны хиропрактики или ортопедии, но следует рассмотреть духовно-научную сторону, чтобы тем самым прийти к пониманию терапии.

Карл Кениг в статье «О чистой анатомии
костной основы человека» описывает позвоночник так, что отчетливо выступает его характер как центрального органа скелета, (см. рис. 53). В позвонково-рёберной системе
преобладает лемнискатная петлевидная форма, которая может рассматриваться как праобраз скелета человека. В середине груди она чище всего сформирована физически и варьируется, исходя от центра полярно в обе стороны. Вверху преобладают лёгкие силы парящего рёберного принципа, внизу — силы тяжести солевого позвонкового принципа. Между небесной легкостью и земной тяжестью протянут позвоночник, как ритмически сглаживающее образование. Также двойной S-изгиб, который образуется только благодаря функции прямостояния, т. е. активного внедрения Я, — это образ сглаживания двух силовых полюсов. Позвоночник соединяет три раздельных члена скелета — а именно, голову, грудь и конечности. Как физическое тело — это общий сосуд для жизненного принципа, души и духовного человека, так позвоночник объединяет дух, душу и жизнь в их отражении, поскольку голова является отражением духа, конечности — отражением действующей души, грудь — отображением жизни и дыхания. Все эти элементы собираются посредством позвоночника в единый действующий гештальт. И этот гештальт объединяет эти три принципа совершенно особым образом. Прежде всего, в позвоночнике живёт эфирный принцип роста, который в растении изживается в повторении однообразных форм. Сюда добавляется астральный образующий принцип, который у животного проявляется в
образовании внутреннего пространства (здесь в трубчатом образовании), а также в пространственном ориентировании и изживании принципа полярности. Целое подлежит действию Я-организации, которая осуществляет образование человеческого и в соответствии с универсально-космическими отношениями мер создаёт гармоническое функциональное единство из неравнозначных элементов. Тем самым в строении позвоночника Я работает через все плоскости и выстраивает их. Изучение отдельных закономерностей показывает, что функции позвоночника представляют собой удивительное взаимодействие всех развертывающихся в человеке сил. Его физическая форма — это осадок ритмов всех членов существа человека. Если эта формирующая идея оставляет орган, то он распадается. Эта
формирующая энергия лежит в высших членах существа, и когда тело образующих сил в этой области больше не в состоянии быть посредником для построения ритмического синтеза из формирующих сил и веществ, тогда происходят болезненные изменения.

Творческий принцип всегда обусловливается ритмическими процессами, когда веществу
нужно придать определённую форму. Это имеет место не только в художественных творениях, где человек сознательно осуществляет творческий принцип, но вообще при всяком живом формообразовании. Искусство здесь только раскрывает тайный закон природы. Форма позвоночника, о котором идёт здесь речь, это удивительный пример пронизывающего образующего ритма. В эмбриологии известно, что позвонок и межпозвонковый диск происходят не от одного пра-сегмента, но в ходе развития произошёл сдвиг. Образующийся из среднего зародышевого листка склеротом (образующая скелет часть прапозвонка) в середине имеет узкую поперечную щель; эти поперечные щели являются граничными знаками для развивающихся потом хрящевидных позвонков (см. рис. 54).

Не все ткани этого склеротома входят в позвонковое образование, но в ядре прапозвонка, т. е. в области этой узкой поперечной щели остается часть молодой ткани. В этой области образуются потом межпозвонковые диски. Таким образом, позвонок представляет собой межсегментное образование; если мы хотим выразить отношение прапозвонков к возникающим позднее позвонкам на языке музыки, то это образование можно рассматривать как цепь секунд, как близкое проникновение друг в друга звуковых образований. При этом хотелось бы вспомнить, что Рудольф Штейнер характеризовал музыку вообще как внедрение в астральное на полтона деятельности Я, и эта закономерность в действительности продолжается здесь в физическом, чтобы формировать его музыкально, соответственно Я. Музыка использует при этом звуковой эфир, заключенный в теле образующих сил. Ритмический переход от межпозвонкового диска к позвонку — это ритм уплотнения и разрежения, это можно сравнить, например, с поперечными полосами более мягких тканей произвольных мышц. Ритмическое уплотнение и разрежение — это одна из сигнатур звукового эфира. В области чистых звуковых феноменов в воздухе известны так называемые продольные колебания, проявляющиеся в больших измерениях как "зоны молчания". В химии это видно в феномене колец Лизеганга. Итак, по мере того как область Chorda dorsalis с окружающими её тканями преобразуется в позвоночник, астральное тело, принявшее в себя
деятельность Я, посредством звукового эфира внедряется в живую субстанцию и впечатывает в неё свои физически видимые следы. В одиночку астральное тело склонно к мумифицированию и создает в этой области спастические состояния и внушающее такой страх высыхание. Только «Я» приводит его в правильные, необходимые для человеческого организма, переменные отношения к эфирному телу.

Таким образом, межпозвонковые диски представляют собой задержавшийся остаток
прапозвонкового ядра; он состоит из кольцеобразных слоёв волокнистых хрящей и соединительной ткани и студнеобразного ядра, к которому примешаны разросшиеся остатки Chorda dorsalis. Они напоминают форму боба в области шеи и поясницы и форму сердца в области груди. Межпозвонковые диски ниже всего и ровные в области груди, в шейном и поясничном отделах с передней стороны значительно выше, чем с тыльной. Толщина всех межпозвонковых дисков, взятых вместе, составляет несколько больше четверти длины подвижной части позвоночника. В учебнике анатомии Раубера-Копша находится ещё
следующее замечание: определенная длина позвоночника у немцев достигается в 23 года, у французов и англичан только в 28 и 30 лет. Этот факт можно понять, только если его рассмотреть с точки зрения физиологии наций; у народа, у которого особенно представлено душевное и телесное проявления Я, 21-й год, с освобождением организации Я, имеет сильнее подчеркнутое значение вплоть до проникновения в физическое. Я-организация с её силами разрушения раньше завершает рост в этом особенно подчиняющемся ей органе.

Весь характер позвоночника выявится еще отчетливей, если видеть в нем вытянутое в сторону Солнца лунное образование. При этом проявляется закон, который Рудольф Штейнер старался пояснить нам в различных формах. Он может быть коротко выражен в следующей форме: когда солнечное и лунное хотят соединиться, вступает в силу меркуриальное, соединяющее оба эти мира. Позвоночник животного ориентирован в направлении Луны и зафиксирован. Человеческий позвоночник именно потому является человеческим, что в него, посредством меркуриальных сил, вплетен солнечный принцип Я. Форма двойного S-изгиба, которую имеет выпрямленный позвоночник, подобна меркуриальному символу и является последним выражением потока, который в теле образующих сил выражен ещё сильнее.
Меркуриальные силы начинаются в области Весов (область бедра) и простираются до области Тельца (шеи). Вверху присоединяется голова, как цветок к скелетному растению, которое в меркуриальной области имеет свои листовые органы, а именно, чисто растительно плоско построенные ребра. Внизу позвоночник переходит в образование таза, пространство, в котором эмбрион развивается в жидкой лунной сфере; таким образом, Меркурий соединяет лунное пространство и солнечное пространство, корень и цветок человеческого бытия.

Здесь выбрано скорее художественно-наглядное представление позвоночника, чтобы подвести к качественным характеристикам этого органа и создать основу для изучения различных индивидуальных повреждений позвоночника, которые врач может использовать в качестве стимула для терапии.

Значение позвоночника как причины всевозможных заболеваний (повреждения дисков, невралгии, артриты и артрозы) признается уже некоторыми медицинскими школами. Относительно этого имеется указание Рудольфа Штейнера, данное им в ответ на вопрос о причине болезни Рейно. Он сказал, что причиной её является деформация органов в нижней части живота, которая может быть вызвана тем, что вследствие резкого удара тазом (например, если убрать из-под человека стул) позвоночник и таз испытывают тяжелое сотрясение. Такие сотрясения так сильно выводят образующие силы от этой области, что это может привести к самым различным нарушениям в направлении отмирания и высыхания.

Приведут ли эти расстройства к полной катастрофе формы и к дезорганизации, или вначале
образуются воспалительные или дегенеративные процессы, или это приведёт к уплотнению или другим аномалиям — это вторичный вопрос. В терапии эти явления требовали, так сказать, создания основного лекарственного средства, которое как таковое укрепляет и соединяет центральную организацию самого позвоночника. Из таких соображений в 1951 году появилась идея препаратов Disci. Последующие годы вели всё дальше во взаимосвязи лекарственных воздействий, так что можно было внести свою лепту, для того чтобы понять значение заболеваний межпозвонковых дисков вообще, а также их различных влияний на обмен веществ и нервную систему.111

Препараты Disci, как главную составную часть, содержат бамбуковые стеблевые узелки, наряду с оловом, муравьями, хвощом и межпозвонковыми дисками высшего млекопитающего.

Преобладающее свойство бамбука — это сила прямостояния, опора которой в узлах стебля. Если серьёзно отнестись к импондерабельному качеству творчески организующей силы, которому растение обязано своей формой и веществом, тогда можно сказать, что этот организующий принцип — если правильно обработать растение — должен проявиться в медикаменте. Следует ожидать также, что этот принцип более или менее выражен во всех частях и веществах растения, а именно, чем ближе к атомарно-молекулярному — тем менее, а чем более подчеркнута органическая связь — тем более.

В так называемом «Стокгольмском папирусе» (13 век н.э.), опубликованном Лагеркранцем в 1913 году, неоднократно упоминается вещество tabasios или tabasis, в котором легко узнать индийское «Tabaschir» — это заключенная в междоузлиях бамбука конкреция кремневой кислоты. Этот «Tabaschir» издавна ценился в Индии как лекарственное средство. Различные его сорта образуют округлые или похожие на колотый сахар куски белесого цвета весом от 3 до 15 г, — «часто похожие на прокалённую костную массу или массу из слоновой кости»,— и при всасывании жидкости они флюоресцируют. Также Теофраст сообщает о «производящих камень трубках Индии». Здесь сигнатура опоры для силы выпрямления выступает особенно отчетливо.

Особенный свет на значение стебля и узлов стебля бамбука проливают исследования Георга
Адамса,112 в них растение представлено растущим между физическим земным пространством и эфирным солнечным пространством.

Физически растение центрируется в корнях под землей; вверху, в области прорастающего стебля, оно находится в эфирном пространстве. Над точкой роста, укутанная в почку, бесконечно удалена точка — источник эфирного пространства. Она наделяет молодой росток жизненной силой и способствует его
живому развертыванию (сравните также главу XIV «Эфирное пространство и растение»).

Это так же существенно для прорастающих, развивающихся сил растения, как и физические
составные части его тела. Высшее растение — когда оно прорастает — тотчас открывает полярность
между корнем и ростком; всякий раз, когда у растущего растения
появляется новый узел, он происходит из лежащего под ним, и полярность между корнем и ростком в определенном смысле
обновляется. Точка пересечения первоначальной лемнискаты в
процессе роста становится фокусом следующей лемнискаты, в точке пересечения которой появляется новый узел (см. рис. 55).

Довольно часто даже встречается феномен роста из узла корня. Рост вверх Гёте описывает как повышение, при котором более грубые субстанции постепенно должны уступить место более тонким. В ритмическом взаимодействии между полюсами тьмы и света растёт растение; готовя на каждой стадии земную материю к тому, чтобы становиться всё более восприимчивой к свету. Для глаза Гёте органы растения расположены вокруг невидимой оси. — Как это верно! — Он говорит о «законодательной силе в середине». Это не материальная ось, это линия, по которой следует «звезда жизни» (фокус солнечного пространства), когда
она из земли вытягивает растительную форму. Вдоль неё располагаются почки с их потенциальными силами развития. Это «ось Меркурия». Древний символ означает целебные силы середины, где у растения в ритмической последовательности зеленые листья спирально поднимаются по стеблю.

Из этого образа почек, которые являются повторением первоначальных точек пересечения
лемнискаты, между солнечным пространством и земным пространством, отчетливо видно, какие силы должны быть свойственны им. Каждая почка как подчеркнутое повторение точки, из которой растение начинает в земле свой рост; в ней сила, могущая воспроизвести снова всё растение. Связь с позвоночником возникает благодаря тому, что он, с точки зрения эфирного, вообще может рассматриваться как растительное образование, цветок которого расположен в голове, корень в тазовой области, а сам позвоночник представляет собой как бы стебель, с тесно прилегающими друг к другу почками. Каждый позвонок несёт в себе потенцию целого скелета, каждый позвонок — это новое равновесие между силами света и тяжести.

В следующей главе мы увидим, что этот способ рассмотрения привёл также к тому, что при лечении массажем позвоночника всячески применяют принцип лемнискаты, и что тем самым были получены лучшие результаты.

Таким образом, узлы бамбука вносят оживляющие и одновременно формирующие силы в
позвоночник. Субстанция межпозвонкового диска добавляется в препарат как указатель пути. (Сравните главу о препаратах из органов).

Металл, действующий здесь на Я-организацию — олово, устанавливающее равновесие между набуханием и сжатием. Кроме того, препарат содержит муравьев и хвощ, которые Рудольф Штейнер рекомендовал почти при каждом заболевании, ведущем к деформации. Муравьи возвращают отмершее вновь в жизненный процесс, а хвощ показан везде, где приходится констатировать, что физическая система становится самостоятельной и больше не подчиняется организующим импульсам высших членов существа. Кроме того, он способствует выделению связанных с этим заболеванием отложений.

Примечательно, что препараты Disci соответствуют образующей силе позвоночника действительно на всех уровнях, поскольку металл ритмизирован в одно целое с растительным и животным препаратом (ср. гл. XX: «Новые пути производства лекарственных средств»). Факт ритмизации особенно соответствует характеру позвоночника как ритмической организации.

Мы видим из представленного, как все элементы цивилизации, ослабляющие Я в его творческой силе и выдвигающие на передний план автоматические свойства системы рефлексов, проявляются в конце концов, в телесном, угрожая основе Я.

Для лечения этой болезни времени необходимо совместное действие всего, что снова вводит
закономерности Я — от мыслительной жизни через художественное до подвижно-волевого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий