вторник, 16 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XIV. ЭФИРНОЕ ПЮСТРАНСТВО И РАСТЕНИЕ


Восходя от минерала к растению, мы поднимаемся от физического пространства в сферу жизни, в которой растение развивает свои характерные свойства роста, цветения плодоношения и становления. Наша сегодняшняя наука хорошо изучила физическое пространство, но область жизни ещё остается довольно закрытой для человеческого познания. Поскольку человек познал физическое пространство, он постоянно находится в искушении попытаться объяснить жизненные процессы на основе законов физического пространства. Он проецирует химико-физические закономерности в сферу эфирного; это служит поводом для глубочайших заблуждений.

С начала эпохи естествознания, в сущности, только Гёте попытался посредством создания новых форм мышления в полярности и восхождении исследовать законы, изложенные в его учении о метаморфозе. Мы хотим далее попытаться возможно точнее исследовать ту сферу, которую вместе с Георгом Адамсом, впервые употребившим это понятие, мы будем называть эфирным пространством или противопространством.66 Не следует пугаться, если в помощь для этого мы призовём математику.

Геометрия физического пространства известна нам как Евклидова геометрия, и мы хотим на
нескольких простых примерах показать, как физическое пространство отличается от эфирного.

Мы изучали, что круг или шар — это геометрическое место всех точек, которые равноудалены от одной точки. В самом деле, если мы хотим точно нарисовать круг, мы берём циркуль и проводим вокруг центра линию, состоящую из точек, которые равноудалены от этой центральной точки. Мы можем увеличить раствор циркуля и получим второй круг, внутри которого находится первый; мы можем далее еще увеличивать радиус и получим тогда семейство концентрических окружностей, которые все представляют физическое пространство. Такие образования, знающие только свой центр, представляются нам как бы эгоистической сущностью; мы можем рассматривать их как чувственный образ низшего Я.

Уже во второй половине прошлого столетия математики развивали ветвь геометрии, которую
сегодня называют «синтетической геометрией» и которую Георг Адаме развил до образования понятий «эфирное пространство» или «противопространство». С её помощью можно найти геометрические закономерности, которые позволяют совершенно по-новому заглянуть в сущность «эфирного».

Представим себе круг, который еще ничего не знает о своей центральной точке. Возьмём любую точку внутри круга. Через эту точку проведём хорду. Хорда пересечёт окружность в двух точках. Если мы
проведём через эти две точки касательные к окружности, то они пересекутся в какой-то точке вне круга (см. рис. 26).
Через выбранную нами точку внутри круга мы можем провести множество хорд, и каждая пересечёт окружность в двух
точках. Пары касательных пересекутся также, каждая пара в одной точке вне круга. И здесь нас ждёт потрясающее открытие, что все точки пересечения пар касательных лежат на одной прямой, вне круга. Мы получим следующий результат: каждой точке внутри круга соответствует прямая, расположенная вне круга, или - если я возьму трёхмерное образование шара - каждой паре внутри шара соответствует плоскость вне шара. Для нас очень важно образовать представление: посредством каждой точки внутри шара мы структурируем пространство вне шара; я даже мог бы, следовательно, сказать: каждой точкой внутри Земли я структурирую мироздание.

Давайте обсудим возможности, открывающиеся при этом.

Если мы передвигаем точки к периферии, тогда плоскости приближаются к поверхности шара. Если мы, в конце концов, выберем точки на периферии, тогда плоскости станут касательными. Таким образом мы можем прийти к образованию, которое кругом обернуто касательными плоскостями. Эта окружность или шар Ήε будут уже геометрическим местом всех точек, равноудаленных от центра, но мы приходим к понятию обёрнутого полого пространства, выделенного из общего мирового пространства. Если, рассматривая евклидову окружность или евклидов шар, мы непосредственно думаем о пространственном наполнении, то в случае синтетического шара мы думаем о полости. Евклидов шар мы также можем представить себе наполненным субстанцией; синтетический или эфирный шар мы представляем себе полостью в субстанции - с математической точки зрения пустым.

Если мы начнём сдвигать точки внутрь шара, то плоскости будут удаляться от поверхности шара и, если мы дойдем до центра, касательные плоскости уйдут в бесконечность. Хорды, которые мы проводим через центр, становятся диаметрами, и касательные к точкам пересечения пересекаются в бесконечности. Мы имеем следующую примечательную ситуацию:

На вопрос, пересекаются ли касательные на бесконечности вверху или внизу, мы должны ответить, что они пересекаются внизу и вверху одновременно, т.е. бесконечность вверху та же, что и бесконечность внизу.
Через эту центральную точку мы можем провести также другие хорды (диаметры) - у нас есть бесконечное множество таких возможностей — и соответствующие пары касательных все пересекаются в бесконечности, безразлично, справа или слева, вверху или внизу, и всё это бесконечное число бесконечностей есть одна и та же единственная бесконечность (см. рис 27).

Мы можем также задать следующий вопрос: как ведут себя точки внутри шара, если обертывающие плоскости будут сдвигаться
в Космос, с равными интервалами, в соответствии с законом
арифметического ряда? Окажется, что тогда точки будут приближаться к центру, но закономерность будет другая, отличная от закономерности перемещения плоскостей. Интервалы будут становиться всё меньше и меньше, приближаясь всё более маленькими шагами к центру, но никогда его не достигая. Математики говорят об асимптотическом приближении к центру, а это означает не что иное, как то, что центральная точка будет достигнута только тогда, когда обертывающие плоскости достигнут бесконечности мировой периферии. И мы можем говорить о новой
бесконечности, а именно, о бесконечно далеко удаленной внутрь центральной точки круга или шара; мы должны констатировать, что бесконечность в центральной точке идентична бесконечности на периферии. Так мы получаем о построенных таким образом окружности или шаре совсем другое понятие, чем об евклидовой окружности или евклидовом шаре. В то время как последние во всем имеют отношение к своей физической центральной точке, первые образованы бесконечно далёкой мировой периферией и относятся к ней.

Если евклидовы образования, с их эгоцентрическим существом, мы примем за отражения нашего низшего Я, то образование, описанное последним, мы можем рассматривать как символ нашего высшего Я. Эти образы очень важны.

Почему мы, люди, осуждены 70 лет и более проводить в физическом теле на евклидовом земном шаре?

Земля — это место обучения свободе; Земля впоследствии должна стать Космосом любви. Но она может достичь этой своей цели только на пути через свободу, а свобода, в свою очередь, может осуществиться только в самосознании. Мы не можем, например, любить нашу руку или ногу, пока они принадлежат нам; мы можем что-то любить, только если мы, благодаря самосознанию, отступим от него на некоторое расстояние. Это несколько трудный ход мыслей, но мы можем приблизиться к нему посредством изучения «Философии свободы».67

Поэтому эгоизм — это такое состояние развития, через которое мы должны пройти на пути к
свободе и мировой любви. Низшее Я имеет свой противообраз в высшем Я, к которому в будущем мы все более и более будем приближаться, по мере того, как мы будем учиться действовать из свободы, то есть из высшего знания.

Такого состояния сегодня мы достигаем только в отдельные счастливые моменты. Если бы мы могли идентифицировать себя с бесконечно удаленной периферией мира, тогда то, что можно представить здесь
только в математическом образе, означало бы интуицию в смысле Рудольфа Штейнера. Тогда наше маленькое Я стало бы идентичным с макрокосмом; мы стали бы тогда едиными с представителем макрокосмического Я, с Христом в эфирном пространстве Земли, в котором произошло Его воскрешение. Но пока мы должны жить в нашем обычном сознании, обе окружности будут образовывать в нас некую результирующую, и мы увидим, что действуем как из эгоизма, так и из совершенства, но как земные люди.

Но также обстоит дело со всеми земными формами явлений. Повсюду там, где физическое пространство взаимодействует с эфирным пространством, — лучше всего это можно изучить на растении, - следует обращать внимание на то, как евклидов круг образуется в активном взаимодействии с действующим из бесконечности эфирным кругом; здесь образуется нечто новое, основополагающее. Предположим, что евклидов круг развивается из своего физического центра по
закону арифметической прогрессии, т.е., как уже было сказано, отодвигаясь каждый раз на одинаковые земные шаги. Эфирное пространство, напротив, приближается к земному по закону геометрической прогрессии, т.е. интервалы возрастают не равномерно, но увеличиваясь с каждым шагом. Образованные таким образом семейства окружностей пересекаются, и если мы соединим между собой точки пересечения, то получим овалы Кассини, граничный случай которых представляет лемниската (см. рис. 28).

Эта лемниската лежит в основе всех физически-эфирных взаимодействий, для взаимного
переплетения солнечного пространства и земного пространства. Если дело обстоит так, то каждое растение
должно быть вписано в закономерности лемнискаты, и оказывается, что дело обстоит именно так. В верхней части лемнискаты действует эфирное пространство с его обертывающими, образующими полости
закономерностями. Каждая почка - это оболочка, которая хранит внутри себя некую мистерию; каждая почка — это полое пространство, хотя в ней уже подготовлены свернутые будущие листья. Нижняя петля
лемнискаты представляет собой физическое пространство, и корни расходятся из полюса лемнискаты во все стороны радиально. На одной сельскохозяйственной конференции недавно сообщалось, что объём корневой системы примерно заполняет пространство, заключенное в лемнискатоиде (см. рис. 29).
В системе Птолемея Солнце вращается вокруг Земли, в системе Коперника Земля со всем планетным небом вращается вокруг Солнца. Не может ли быть, что обе системы - это всего лишь попытки объяснить ещё не открытое действительное движение солнечной системы? Новейшие исследования68 показывают, что Солнце с большой скоростью движется в
направлении созвездия Геркулеса, причем его сопровождают по лемнискате Земля и система планет. Как бы то ни было, Земля следует за
Солнцем и делает это не по прямой линии, но в ритмических интервалах.

Это взаимное сплетение Солнца и Земли отражается в росте растения.

Если мы посмотрим на рис. 29, то в сущности растения, в котором отражается взаимодействие между Солнцем и Землей, мы видим как раз то же самое: земной фокус лемнискаты следует за солнечным фокусом. Как в Космосе Земля стремится приблизиться к Солнцу, так в растении земной фокус от узла к узлу приближается к солнечному фокусу лемнискаты. Когда узловая точка достигнута, то вокруг обоих фокусов описывается новая лемниската и начинается новый рост; при этом первые оболочки почки
ложатся на Землю - они как бы выпадают из солнечного пространства в земное. Каждый, у кого есть небольшой сад, знает, что салат, когда он вырастает, становится несъедобным; листья, закрывающие салатный кочан, нежны и съедобны, пока они укутаны в солнечном пространстве. Выпавшие из солнечного пространства листья
становятся плотными в своей субстанции и жесткими (см. рис. 30).

То же повторяется в следующем узле. Так земной фокус сдвигается от узла к узлу - причём расстояния становятся всё меньше и меньше - в направлении солнечного фокуса. Здесь также
имеет место асимптотическое приближение к солнечному фокусу. Земля никогда бы не достигла Солнца, если бы Солнце не склонялось к Земле. К глубочайшим тайнам растительного существа относится то, что в него вписан великий закон развития Земли. Шиллер, очевидно, догадывался об этом, когда говорил: «Тем, чем они являются безвольно, будь ты посредством воли! В этом всё!» Каждую весну и лето наблюдаем мы эту удивительную тайну, как Солнце объединяется с Землей; в это мгновение возникает у растения цветок. Это факт, вписанный в жизнь Земли, который указывает на центральное событие нынешнего земного цикла - на мистерию Голгофы. Если какой-нибудь внешний наблюдатель во Вселенной мог во время события на Голгофе взглянуть на Землю, то он увидел бы, что когда кровь с креста пролилась на Землю, Земля засияла как звёздный цветок: солнечный дух склонился к Земле и соединился с ней.69

Это предчувствовали, чувствовали великие художники, как это выразил, например, в «Парсифале» Вагнера «Волшебник страстной пятницы» словами: «Ты плачешь - смотри, смеется Ау!» — тогда нельзя не проникнуться реальностью этой сцены.

Теперь растение развивается по направлению
к семени. Солнце и Земля стали единым целым; солнечное пространство и земное пространство больше не образуют точек пересечения, рост прекратился и семя идет к состоянию покоя (см. рис. 31). Земные окружности и
солнечные окружности концентрически вложены друг в друга. Всеобщий мировой закон гласит, что развитие может проходить только там, где встречаются друг с другом силовые влияния. Семя как бы покоится в мировом сне - не удивительно, что в гробницах фараонов находили зерна пшеницы, которые спустя тысячелетия оказались ещё способными к прорастанию.

Но что же происходит, когда мы проращиваем семя, помещая его во влажную почву?
Мы делаем активными лунные влияния в водной Земле. Луна помещается между Солнцем и Землёй. Солнечное пространство
отделяется от земного, оба встречаются снова лишь при образовании лемнискаты роста, и это есть процесс роста, который мы каждой весной воспринимаем по-новому как результат встречи Солнца, Луны и Земли.

Лемниската играет большую роль также в человеческом организме. Она отображает великие эфирно-физические закономерности в функциональных взаимосвязях человека. То, что в человеке является процессом земного пространства, концентрируется в чувственно-нервной системе головы. Напротив, система обмена веществ со своими таинственными процессами,
которые диаметрально противоположны процессам чувственно-нервной системы, родственна солнечному пространству. Уже в предыдущих книгах70 указывалось на то, что существо растения должно быть расположено в человеческом организме перевёрнутым, чтобы такой образ показал родство процессов. Так корень растения сродни голове, цветок растения соответствует обмену веществ, а семя сродни человеческому сердцу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий