среда, 17 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XV. РАСТЕНИЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ДУШЕВНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА 2.

Душа подрастающего молодого человека идет теперь сложным путем развития. Через множество этапов и возможностей каждая индивидуальность ищет свой путь.

Прежде всего пробуждается самосознание. В зависимости от темперамента, это выражается в
действительных делах, или в планируемых, или делах, о которых мы мечтаем. Во всяком случае, в этом возрасте человек очень занят собой и думает, что мир ждёт его. Человек становится тщеславным; девушки проводят у зеркала времени больше, чем необходимо, юноши начинают бриться, хотя ещё нечего брить; словом, эта нота переживания себя также находит в природе отражение в семействе растений. Рассмотрите, например, в июле красный мак-самосейку. Исполненный самосознания, стоит он там, хотя и на качающемся стебле, и показная самоуверенность может удерживаться только между прямых стеблей злака.

Родственником мака-самосейки (Papaver Rhoeas) является мак снотворный (Papaver somniferum) со своими сияющими всеми цветами лепестками. Также цветущий жёлтыми цветочками чистотел (Chelidonium) принадлежит этому же семейству. Все три названных растения из семейства маковых обладают ценными терапевтическими свойствами. В то время как мак-самосейка и мак снотворный являются известными успокаивающими нервную систему средствами, чистотел ценится как средство для печени.

В ходе дальнейшего развития на третьем семилетнем этапе большинство молодых людей проходят фазу, в которой чувствуют сильные интеллектуальные побуждения; их мышление, чувства и воля покрываются желанием быть разумными; тогда голова стоит на переднем плане развития.

В мире растений это состояние отражается в семействе крестоцветных. Своеобразие этого семейства заключается в том, что оно везде выставляет на передний план голову. У брюквы мы имеем голову корнеплода, у кольраби - стеблевую головку, у белокочанной - листовую голову, у брюссельской - головку почки, у цветной капусты - головку цветочную. Крестоцветные получили своё название по крестовидной форме цветка, образованного четырьмя лепестками. Интересно, что на юге Германии, особенно в Баварии, а также в Австрии, таких умных молодых людей называют «крестоголовыми».

Семена крестоцветных содержат много масла. Лучшие поставщики масла относятся к
крестоцветным, например, рапс. Все семена содержат масла, но семена рапса- до 40 %. Для сравнения: семена пшеницы содержат только 1 % масла. Большое содержание масла может служить утешением за то, что интеллект ещё не окончательно установился. Только у некоторых крестоцветных находим мы масло метаморфозированное, до появления острых эфирных масел горчицы, хрена или редиса. Тогда, если употребить сравнение, интеллект как бы приобретает оттенок сарказма и иронии.

В этой плоскости лежит и их терапевтическое применение; в особенности горчица и хрен втягивают силы индивидуальности глубже в обмен веществ, воспламеняют его и, благодаря этому -также и при наружном применении — освобождают его от застоев, они притягивают кровь туда, где применяются, вызывая гиперемию.

***

Другую фазу проходит молодой человек, когда его привлекают к себе оккультные и атавистические наклонности. Автор вспоминает некоторых школьных товарищей, которые сильно увлекались спиритизмом и прочими атавистическими способностями. Они действительно имели оккультный опыт, но не умели овладеть им посредством своего Я. Они испытывали трудности при взаимоотношениях с современной цивилизацией. Каждый из нас, вероятно, временами испытывал такие наклонности.

На растительном уровне это душевное состояние отражается в семействе мотыльковых
(Leguminosen); сюда относятся фасоль, горох, чечевица и многие дикорастущие виды вики и клевера.

Когда мы видим растение фасоли, обвитое вокруг шеста, мы отчетливо ощущаем присутствие в этом растении животного элемента, и когда открываются цветочные почки и показываются мотыльковые цветы, напоминающие по форме насекомых, и когда позднее мы рассматриваем стручки, тогда у нас усиливается впечатление, что мы имеем дело с зверо-растением, каковые существовали, хотя и в другой форме, но такие же по сущности, в далеком прошлом. Рудольф Штейнер описывает, как в этом далёком прошлом граница между природными царствами ещё не была так резко очерчена, как сегодня. Земная кора была ещё не настолько минерализирована, но состояла из полуживой роговидной массы, которую можно было бы
назвать минеральным растением. С другой стороны, были существа, которые можно назвать зверо-растениями, и атмосфера была, как уже говорилось, живой белковой атмосферой, которая непосредственно ассимилировалась живыми существами. Только в атлантическую эпоху эта белковая атмосфера отмерла, она распалась на свои элементы; углекислый газ, водород, кислород, азот - это остатки некогда космического белка. Но азот, известный как характерная субстанция, носительница белка, ещё сегодня непосредственно ассимилируется бобовыми; т. е. они несут в себе атавистические способности, которые более не соответствуют сегодняшнему состоянию растительного царства. Хотя сегодняшняя физиология растений и придерживается мнения, что бобовые воспринимают азот из почвы посредством клубеньковых бактерий; однако, новые исследования показывают, что на самом деле процесс обратный: растение ассимилирует из воздуха азот и отдает его посредством клубеньковых бактерий в почву. Поэтому в сельском хозяйстве они являются ценными аккумуляторами азота, которые пронизывают почву определенной чувствительностью.

Эти процессы вызывают также то, что семена мотыльковых: бобы, горох, чечевица - представляют и для человека высокоценный белковый продукт питания, поскольку содержат до 25% белка; сравните: рожь содержит 10 % белка. Эти факты накопления белка в бобовых культурах действуют так, что они не способствуют высшему и созвучному времени спиритуальному развитию. Поэтому уже в древних школах мудрости, например, в школе Пифагора, ученикам запрещалось есть бобы. В Библии в истории об Исаве, который за чечевичную похлебку продал Иакову право первородства, указывается на замутнение ясного
сознания, которое не соответствовало направлению развития тогдашнего человечества.

В области терапии мы используем бобы в гомеопатических дозах там, где нарушенные состояния сознания нуждаются в просветлении.

***

Взрослеющий молодой человек может иначе соприкоснуться с высшими сферами; он может быть затронут светлыми мыслями человеческой и космической природы. Здесь имеется в виду не головное знание, которое мы описываем у крестоцветных с их головным образованием (интеллект), но светоносная сфера мировых мыслей. — Мировые мысли начинают развёртывать в душе светящееся существо, молодому человеку открывается мир идей.

Подобным же образом находим мы в природе растения, которые по своей структуре кажутся
сотканными из света. Полый по большей части стебель в некой точке солнцеподобно разделяется на множество маленьких лучащихся стебельков (в ботанике это образование называется зонтиком), которые на конце снова образуют маленькие зонтики, на концах которых расположены маленькие, по большей части белые и розовые цветы; это производит такое впечатление, как будто свет растворил материю и остался только световой остов. Перед нами семейство зонтичных. Кажется чудом, что такое световое образование тем не менее мощно коренится в земле, и часто даже развивает клубневые корневища, как мы видим у сельдерея, пастернака, моркови; и именно у последней мы замечаем, как космические световые силы действуют вплоть до корня; аромат и цвет пронизывают корень.

Также семена посредством эфирных масел открывают свою световую природу в анисе, фенхеле и тмине. Они устраняют метеоризм, поскольку они воздух, как следствие непереваренной пищи, снова вводят в гармонию элементов. Ведь пищеварение – это способность "Я"77, а гармония элементов света и воздуха определяется как солнечная. Человек сегодня в развитии пищеварения достиг того, что должен иметь способность переваривать растительную пищу. Однако тяжелая для пищеварения растительная
пища вызывает метеоризм, если Я ещё недостаточно сильно для того, чтобы одухотворить (ведь это пищеварение) растительную пищу. Благодаря солнечным семенам зонтичных пища приближается к области Я. В этом направлении действуют приправы: укроп, кервель, петрушка.

***

Теперь молодой человек переходит в ту фазу своего развития, когда его существо пронизывает душевная теплота. Его мышление может наполниться индивидуальной сердечной теплотой, его мысли погружаются в огонь воли; его идеи превращаются в идеалы. Мы стоим перед чудом образа человека, которому теперь не хватает только целенаправленности и гармонии его способностей.

Для этого находим мы отражение в растительном мире в семействе губоцетных (Labiaten); на
переднем плане их существа стоит запах, ароматический огонь. Если перед нашим духовным взором пройдут члены этого семейства: мята, мелисса, майоран, тимьян, шалфей, чабер, лаванда, розмарин, это целый ряд пряностей.

Почему мы используем приправы для нашей пищи?

Выше уже было сказано, что эфирные масла улучшают пищеварение; они ароматизируют
питательную субстанцию и приближают её к области Я. Они тяжелое делают лёгким, холодное теплым, и служат посредниками между сущностью и явлением. Так члены этого семейства почти все являются в этом направлении выраженными лекарственными средствами. Розмарин, например, способствует перевариванию сахара там, где Я не в состоянии его переварить. Это случается при наличии в моче сахара (Diabetes mellitus).
Сахарная болезнь возникает оттого, что сахар при прохождении через стенки кишечника не одухотворяется, т.е. переходит в кровь, не пройдя необходимого превращения. Поскольку
речь идет о непереваренном сахаре, он представляется чуждым для организма веществом и должен быть выделен через мочу. В этом случае превращение сахара в духоподобную субстанцию, то есть переваривание сахара, происходит посредством ароматического огня розмарина; так пряность превращается в лекарственное средство.

***

Таким образом, описаны существенные пункты развития, через которые проходит душа
подрастающего человека, задерживаясь в одной фазе более, в другой менее. Упоминание и описание всех ступеней не могло бы не затруднить целостный обзор.

Душа человека в этом третьем семилетии собирает опыт. Весь этот опыт в совокупности укрепляет Я в его человеческой форме и душевных проявлениях. Молодой человек достигает гармонии своего существа, которое делает его способным выступать в мире; он становится совершеннолетним. Личность теперь полностью воплощена и в состоянии формировать свою жизнь. Это кульминация индивидуального развития.

Эта гармония способностей отражается в природе в семействе розоцветных. Лилии открывают период ученичества, розы завершают его.
Роза соединяет элементы совершенного растения в чудесной гармонии: корень, лист, цветок, плод - всё это находится друг к другу в отношении гармонии между небом и землёй. Корень твёрдо сидит в земле; лист, цветок и плод организованны соответственно числу пять. Роза напоминает пентагон-додекаэдр пирита, который своей индивидуальной гармонией двенадцати правильных пятиугольных граней принадлежит к Платоновым телам. Пифагор также уделил особенное внимание этой гармонии между числами 5 и 12.

Если бы мы захотели схематически представить человека, то лучше всего это было бы сделать в виде пентаграммы.

Многие терапевтические процедуры, такие как втирания, массажи, желательно проводить ритмически, в соответствии с пентаграммой, например:


                    понедельник                                                левая нога
                    вторник                                                        правая рука
                    среда                                                             левая рука
                    четверг                                                         правая нога
                    пятница                                                        грудь и затылок
                    суббота                                                         как бы подводя итог - спина
                    воскресение                                                 перерыв.

Этот ритм соответствует движению крови.

То, что в пентагон-додекаэдре эта закономерность отражается двенадцать раз, указывает на мировую закономерность, выраженную в этом теле. По праву это тело рассматривается как самое совершенное из всех существующих. Часть этого совершенства открывается в розе. Вообще, розоцветные подчиняются закону метаморфозы, который ведёт нас от плотного косточкового плода через семечковые плоды, шиповник, к ягодам.78 В эту четырёхступенчатую метаморфозу вчленяются и остальные розоцветные. Поскольку они, в основном, действуют гармонизирующим образом, их терапевтическое применение лежит
в области центра, системы сердца и кровообращения. Так, лапчатка, особенно лапчатка прямостоящая, и гравилат терапевтически действуют в организме на регулирование кровообращения, ускоряют или замедляют его, или разгружают кровообращение, действуя через почки, как, например, плоды шиповника.

Так в розе мы видим символ перехода через порог совершеннолетия человека, вступающего в мир.

Здесь пришлось сказать многое, чему не хватает еще научных доказательств, но поэт выражает эти факты на свой лад79:

Если бы наши цветы
Исполнили высший закон —
Розой бы все зацвели.
Если бы люди все
Исполнились силой любви —
Солнцем бы стала Земля.
Солнце, направь меня
Быть щедро, как ты,
Милосердным.
Роза, подобно тебе
Я, человек, расцвету
В замысле Божьем.

***

Молодой человек вступает в мир. Он должен найти свою позицию, он выбирает профессию, он предстаёт перед миром и его требованиями. При этом проблемы, игравшие определённую роль в его жизни, а именно, развитие собственной сущности, принимают теперь другой характер. Он теперь занят не только самим собой, но также проблемой взаимодействия и совместной жизни с другими людьми. Он замечает, - часто в тяжелой внутренней борьбе, - что потребности его современников и организация социального сообщества становятся первостепенными проблемами. За это ведется сегодня борьба в мире, за правильный социальный порядок. Молодой человек с достижением совершеннолетия преодолевает порог от человека к человеку.

И снова мы находим аналогию в царстве растений. Попытаемся внимательно рассмотреть одуванчик или маргаритку. Здесь мы находим множество цветков, объединенных в одну чашечку, и каждая категория такого общества, собранного в сложноцветное, выполняет определённую функцию. Белые язычковые цветы образуют цветочную пыльцу, жёлтые трубчатые цветы, которые образуют в середине оранжевые подушечки, развивают семена. Каждое такое сложноцветное может стать для нас символом человеческого сообщества - начиная от общинного строя до человеческого социального порядка.

И снова поэт так выразил эти мысли и ощущения, что мы их как свет можем принять в свое сердце 80:

«Если ты ищешь прекрасного, высшего,
Научить тебя могут растения;
Тем, чем они предстают невольно,
Должен ты стать в воленьи.»

Терапия, которая вытекает из этих фактов, лучше всего открывается в арнике и будет показана на этом отдельном примере. Ее действие состоит, прежде всего, в том, чтобы душу связать с эфирным телом и вообще наладить связь между членами существа. Всякая травма и всякое кровотечение означает выход душевного тела. Эссенция арники - в виде компресса - снова соединяет члены существа. Также арника является ценнейшим средством при инсульте и сердечной аритмии, действуя в описанном направлении.

В этой главе мы намеревались изложить важные положения для понимания природы, чтобы - говоря словами Парацельса - врач мог выдержать у природы экзамен. Здесь не было предусмотрено описывать подробности лечебного действия, такие описания можно найти в справочниках. 81

Комментариев нет:

Отправить комментарий