среда, 17 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XV. РАСТЕНИЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ДУШЕВНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА 1.


Шиллер и Гёте однажды слушали лекцию по ботанике, касающуюся системы Линнея. По пути домой они обсуждали мысли, затронутые в лекции, и пришли к выводу, что абстрактные классификационные понятия линнеевой системы недостаточны для живого постижения растительного существа. В этой беседе Гёте впервые изложил Шиллеру своё понимание прарастения и того, как оно развёртывает свое существо между Солнцем и Землей. Шиллер возразил, что это всего лишь идея, на что Гёте недовольно ответил: «Тогда мне нравится, что я вижу свои идеи глазами».

Гёте ещё не зашел так далеко, чтобы говорить о мировой душе, которая заботится о растущем
растении. Растение в своем физическом проявлении не имеет в себе душевного органа, но формируется душевно-астральными силами извне. Когда мы весной или летом прогуливаемся по цветущему лугу, не только бабочки, пчелы и жуки являются выражением этой мировой души, она сама невидимо веет здесь со своими силами, которые мы можем воспринимать только в обличий звёздочек цветков. Мы дарим цветы, поскольку тем самым мировая душа касается любимого человека.

Мы, люди, усвоили внутрь себя мировую душу, и таким образом установилась связь между
человеческой душой и формированием растения.

Рудольф Штейнер дал побуждение к построению систематики растений, которая имеет отношение к развитию человеческой души, и мы попытаемся ниже её наметить.

Душа новорожденного ещё не дифференцирована и находится в состоянии сна; душа грудного младенца выражает себя в требовании материнской груди. В растительном мире одноклеточные соответствуют этому состоянию. Принадлежащие к этому семейству растительные существа мало различаются между собой по своему строению; они круглые (кокки), овальные (бактерии) или вытянутые (бациллы), либо нитевидные (гифомицеты), жизненные проявления их простые — вегетативные. Они вынуждены ассимилировать готовую пищу, также как грудной младенец приспособлен усваивать материнское молоко.

Со времени Пастера и Коха эти невинные малыши подвергаются жесточайшему преследованию, поскольку в них стали видеть возбудителей болезней. В главе VII уже было указано на то, что несправедливо считать эти микроорганизмы возбудителями болезней. Там было сказано, что заболевание означает сдвиг членов существа, и в этом надо искать причину ненормальных состояний тела. Одноклеточные - это паразиты, они находят питательную среду там, где идут уже процессы распада, где разлагается более высоко организованная жизнь.

То же самое относится к области консервации органических субстанций. Ошибочно считают
одноклеточных ответственными за разрушение субстанции органов. Логически из этого следует, что их надо умертвить. На этой аксиоме основана техника консервации. В действительности же в месте с микроорганизмами убивают и то, что желательно было бы сохранить, поэтому консервированная пища — это уже частично умерщвленные вещества. В дальнейшем ещё будет идти речь о том, как можно создать созвучную времени технику консервации.

***

По прошествии нескольких недель со дня рождения мать начинает давать ребенку прикорм, даёт ему кашки, овощные соки, тертые яблоки, и малыш начинает учиться переваривать эту пищу, а это означает не что иное, как то, что младенец постепенно учится строить свою собственную телесную субстанцию. Тем самым он начинает на своем лице отображать душевное движение, он смеется, выражая чувство удовольствия, и может ясно выражать антипатию.

Соответствующее семейство растений, в котором отражается это состояние — это водоросли. От грибов они отличаются, главным образом, тем, что они зеленого цвета, т. е. в них содержится хлорофилл и они ассимилируют — из света, углекислого газа и воды они образуют свою собственную субстанцию. Как у водорослей, так и у грибов мы находим удивительное свойство защищаться от неблагоприятных условий внешней среды, они стягивают свою протоплазму, оболочка клеток утолщается, и они могут выдерживать большие перепады температур от - 30е С до + 100°С. Также плотная кожа защищает их от ядовитых воздействий. Эти образования называются спорами. У водорослей это спорообразование происходит уже в дифференцированной форме. Две нити водорослей укладываются рядом, и клеточный сок из одной переходит в другую, тогда образуется спора. Это выглядит как выражение симпатии (ботаника говорит также о половом размножении).

***

Постепенно ребёнок начинает подниматься. Вначале он сидит, затем встает, держась за станки своего манежа, и однажды он начинает ходить - удивительное, загадочное явление. Откуда приходят к ребенку силы произвести колоссальное изменение своего жизненного положения? Это силы подражания, которые сопровождают ребенка вплоть до смены зубов. Известно, что ребенка в первые семь лет можно воспитывать только примером. Ребёнок ещё не имеет разума и моральные наставления бесполезны и бессмысленны. Хороший пример — как силовое поле, в которое врастает ребёнок. Поэтому важно, чтобы ребёнок вырастал в моральном окружении, ибо он повторяет также и те душевные движения, которые мы не видим глазами, а также то, что мы думаем в присутствии ребенка, является определяющим для его телесного строения.

И в природе мы находим следующее семейство растений, мхи, которые ведут себя как полувзрослые растения. При этом мхи не имеют
сосудов, есть мхи, состоящие из одной единственной клетки, и если мы изучим их более внимательно, то окажется, к нашему удивлению, что их строение очень сильно зависит от их ближайшего окружения. Почва в хвойных лесах покрыта совсем другими мхами, чем почва лиственного леса. Мхи подражают
форме окружающей их растительности, в окружающей среде есть образующие силы, которые, так сказать, поднимают мхи в своё силовое поле. Поверхность Земли полна таких силовых полей, которые вместе с образованными ими деревьями, кустарниками, прочей растительностью формируют и мхи, подобно ледяным узорам на оконном стекле, которые внезапно заставляют проявиться обычно невидимые для нас силовые поля (см. рис. 32). Мхи не имеют корней, и они подымаются из лесной почвы, как грибы из сплетения нитей, они размножаются тоже спорами, для чего образуют особый орган (таллом). Мхи настолько уподобляются взрослым
растениям, что кажется, что маленькие образования на конце стебельков являются маленькими цветочками, но это только носители спор, которые во влажной атмосфере лесных почв рассеивают своё содержимое, чтобы после оплодотворения образовать таллом.

***

Следующий шаг в развитии души ребенка - это подражание словообразованию. Начиная с «мама» и «папа», ребенок постепенно собирает запас слов, который даёт ему возможность выражать свои желания. Однажды ребенок говорит о самом себе «Я». Это колоссальный шаг в развитии души ребенка; впервые в ней высвечивается нечто вроде сознания самого себя. Это сознание ещё смутно и неясно, но вследствие того, что душа произнесла единственное в своем роде словечко «Я», впервые загорается индивидуальность, ведущее существо на протяжении всей жизни.

Семейство растений, которое в природе существует как эфирное отображение этого события, это папоротники. У них впервые мы видим настоящие листья с сосудами. Хотя папоротники и не имеют ещё настоящих корней, но имеют что-то похожее, подземное образование, которое ботаники называют ризоиды.

Папоротники в структуре листьев обнаруживают исключительно сильное членение. Кто достаточно тщательно изучал гётевское учение о метаморфозе, согласится, что у Гёте лист для существа растения играет ту же роль, что для человека его Я. Гётевское прарастение — это листовое образование, и из метаморфозы листа получаются все возможные на Земле вариации растительного мира.

От простейших форм листовика сколопенрового (Scolopen-drium) до обильно ветвящегося орляка (Aquilinum) они в своей сигнатуре напоминают кишечные ворсинки в кишечнике человека, и эти образования становятся всё тоньше по мере того, как мы движемся в сторону тонкого кишечника; листовик соответствует толстому кишечнику. В самом деле, эти образования, ассимилирующие пищевую кашицу, родственны всему этому семейству, отсюда становится понятным, почему Рудольф Штейнер рекомендовал папоротники как лечебное средство при расстройствах кишечника.71 Эти отношения папоротников к обмену веществ представляют собой лишь образ того неоспоримого факта, что пищеварение — преодоление чуждого как на физическом, так и на душевном уровне - может осуществлять только сила индивидуальности; она заявляет о себе словом «Я» и в качестве физического инструмента использует кровь как высшую инстанцию явлений обмена веществ.

Также папоротники на нижней поверхности листьев несут споровые капсулы. Они никогда не появляются на верхней поверхности листа, повернутой к Солнцу, но всегда находятся на нижней, обращенной к влажной лесной почве, стороне. Это впервые обращает наше внимание на различие между спорами, обращенными к лунно-земному, к влажной лесной почве, и цветочной пыльцой, поднимающейся к Солнцу, являющейся, так сказать, солнечной субстанцией. Даже на многокилометровой высоте исследователь стратосферы Пиккар обнаружил облака цветочной пыльцы, движущейся вверх, к Солнцу. Это колоссальный прогресс в развитии растений, когда оно от лунно-вегетативного обращается к солнечному — от чисто душевного к духовному внедрению Я. - Папоротники, которые уже выделили из
себя так называемое половое размножение и перенесли его на особую стадию (Prothallium), дают основания для ожидания следующего шага в развитии, когда растение совершит это превращение в направлении к Солнцу.

***

В душе ребёнка, примерно на 5-м - 6-м году жизни, т. е. в дошкольном возрасте, начинают
брезжить первые проблески разума. Ребёнок уже в состоянии исполнять несложные работы - делать для матери покупки, оказывать небольшую помощь по дому. Заявляет о себе состояние, в котором душа ребёнка готовится к тому, чтобы учиться думать. В зачатках всё есть в наличии, но пока не дифференцировано; душа ребёнка живет в общности с природой, она ещё источает со всей преданностью силы доверия, если развитие не было грубо нарушено.

В растительном мире мы также находим образ этого состояния, а именно в хвойных породах. У хвойных уже произошел прорыв к образованию пыльцы. Хвойные имеют не только истинные листья и истинные корни, но так же мощно выделяющие пыльцу органы. Но где же цветы? Ещё нет цветочных лепестков, единственные листья, которые мы находим у хвойных - это узкие с параллельными прожилками иглы, но цветов или каких-нибудь подобных цветку образований, кроме цветочной пыльцы, ещё нет. Цветочная пыльца собирается под чешуйками шишек, и когда придёт время раскрыться плотно прилегающим друг к другу чешуйкам, цветочная пыльца может далеко развеяться. Однако кое-что мы замечаем у хвойных, что обычно присуще лишь цветку - это аромат. Повсюду, во всех частях хвойного
дерева - в корне, стволе, коре - присутствует этот смолистый запах, который нам не встречался до сих пор ни у одного семейства растений: создается впечатление, что все дерево- это цветок. Ароматические свойства, которые по большей части концентрируются в области цветка, здесь распространены по всему дереву. То, что обычно составляет цветок, у хвойных ещё не выделилось из общей сущности.

Ощущение этих фактов выражено в мифах и легендах; в особенности удивительным образом
описаны эти явления в сказке, родившейся в Доломитовых Альпах, в сказке о фее Мерсине.

Молодой король скачет по полям и лесам и приезжает к озеру, которое ещё сегодня называется по имени феи, обитавшей там, озером Мерсины. Король видит фею и так поражён её красотой, что в его сердце загорается любовь к ней, и он просит её стать его женой. Но фея ставит условие, что она последует за королем в качестве его жены только в том случае, если он сделает счастливыми всех людей своей страны. Король возвращается домой, призывает своих советников и мудрецов и совещается с ними, как сделать счастливыми всех людей. Они долго заседают и не могут прийти ни к какому результату, в конце концов им пришлось признать, что желание феи невыполнимо. С печальным сердцем едет молодой король к озеру и долго и горячо просит фею Мерсину смягчить условие. После долгих колебаний, она, наконец, обещает ему стать его женой, если он сможет сделать людей счастливыми в течение одного года. Снова король радостно возвращается домой и собирает советников и мудрецов, и они обдумывают все возможности выполнить это условие. Они сидели и сидели, и в этот раз снова пришли к выводу, что желание феи невыполнимо. С тяжелым сердцем едет король к озеру, к фее Мерсине, и ещё настойчивее просит смягчить её условие. Когда фея опять после долгих колебаний обещает стать его женой, если ему удастся сделать всех людей его страны счастливыми на один день, король радостно возвращается домой, призывает советников и мудрецов, и все обсуждают возможность выполнить условие феи. После долгого размышления они приходят к убеждению, что, вероятно, на этот раз условие может быть выполнено. - Стали готовиться к свадьбе, на нее были приглашены все люди страны - прежде всего дети; когда настал день свадьбы, пришли дети и каждый принес в руке ароматный букет цветов в подарок королеве. Она взяла душистые цветы и сложила из них высокий холм на свадебном лугу. Яркий цветочный холм источал аромат весь день, а когда настал вечер и люди, которые были счастливы весь день, собрались у цветочного холма, — который уже слегка начал увядать, — тогда королева набросила свое зеленое покрывало на всё ещё чудесно пахнущий цветочный холм, и в то же мгновение он превратился в лиственницу.

Так в сознании жителей Доломитовых Альп впервые было представление о том, что в лиственнице и вообще в хвойных деревьях скрытым образом содержится весь высший растительный мир с его свойствами. Только на последующих ступенях развития эти свойства постепенно дифференцировались.

У жителей Доломитовых Альп в прежние времена лиственница играла выдающуюся роль, поскольку эти деревья покрывали карстовые плоскогорья, сегодня уже пустынные, давая тень и плодородие.

Есть хвойные деревья, на которых как бы растут ягоды, как, например, можжевельник и тис, но это так называемые ложные плоды. Они возникают из-за того, что шишки покрываются кожицей. Если пожевать ягоду можжевельника, то совершенно отчетливо чувствуется древесный остов шишки.

Описанные обстоятельства дают в руки врачей субстанции неоценимой терапевтической ценности. Именно при рассмотрении хвойных деревьев ощущаются мощные усилия растения привести к физическому воплощению своё солнечное существо, но они не могут довести это до конца. Это застоявшееся стремление к Солнцу, в качестве лекарства, особенно влияет на эфирное тело. Отсюда становится понятным терапевтическое действие смолы, в особенности смолы лиственницы, при физической слабости. Там, где наблюдается замутнение органов — помутнение стекловидного тела, помутнение хрусталика, — хорошее действие оказывает применение препаратов из смолы лиственницы.72

***

Теперь ребёнок действительно созрел для обучения. Силы, которые до сих пор использовались для роста и образования внутренних органов, освобождаются и служат теперь для развития сил мышления. И мы видим, как развитие ребенка - ходьба, речь, мышление - отражается в природе, в растительном царстве, теперешнее состояние души ребёнка находит свой образ в таком семействе растений, как лилейные. Здесь высвечиваются уже настоящие цветы, но при внимательном наблюдении мы замечаем, что им ещё многого недостает до совершенства. Прежде всего, мы обнаруживаем, что лилейные не имеют чашечки или, как
говорят ботаники, лепестки отсутствуют и чашелистики превратились в окрашенные лепестки. Хотя, может быть, и нельзя употреблять здесь термин «ложный цветок», ибо здесь есть нечто цветочное, - но всё же лилейные приходится определять как нечто еще очень детское.

Особое свойство лилейных — это образование луковицы. Что такое луковица? В принципе, можно сказать: она - это подземный цветок; это упаковка лежащих друг на друге листьев, заключающих внутри ароматное, плодоносящее ядро, и когда хотят вырастить тюльпаны или гиацинты, то сажают в землю не семя, а луковицу. Таким образом, луковица несёт в себе все атрибуты цветочного или плодового, и из неё поднимается вверх раскрывающееся в форме звезды надземное растение. То, что в отношении хвойных мы говорили о запахе, у лилий соответствует форме, можно сказать, что по форме вся ЛИЛИЯ представляет собой цветок. Лилейные - сюда относятся также подснежники, нарциссы, а также наши лук и чеснок - несут в себе, как уже было сказано в отношении хвойных, скрытые свойства, которые проявляются только в последующих растительных семействах. Эти свойства лилейных — эта накопленная латентность — находят свое выражение в терапии в преодолении застоев, восстановлении текучести и охлаждении воспалений, до сил выделения, в особенности касатик безлистый. Также лук и чеснок в том же смысле применяются в терапии.73

***

Теперь душа ребенка научилась читать и писать, и находится на 3-4 году обучения, когда
проявляется новый душевный элемент. Как в середине первого семилетия силы подражания в особенности выражаются в речи, так в середине второй семилетки возникает потребность подражать на более высоких уровнях. Это годы, когда ребёнок развивает силы почитания. Он хочет иметь возможность почитать учителя, воспитателей, даже великих исторических личностей — античных героев, Парсифаля, Дитриха фон Берн, - и горе, если это почитание сменяется разочарованием. Для подрастающего ребёнка удовлетворение потребности в чувстве почитания является душевной пищей, и Рудольф Штейнер однажды сказал по этому поводу: «Тот, кто в эти годы не может почитать, тот в старости не сможет благословлять».

В растительном мире это состояние отражается в травах. Мы видим Землю, покрытую миллионами и миллионами видов трав, и если мы дадим воздействовать на нас этому факту, мы вспомним об ощущениях, которые можем испытать, когда в звёздную ночь мы поднимаем взор к небу и видим миллионы звёзд, образующих Млечный Путь. Непосредственное чувство будет переживать себя в благоговении при взгляде на звёздные миры; но мы можем также проникнуться благоговением, взирая на травы, покрывающие нашу Землю.

Травы сродни лилейным. Хотя они и не имеют луковиц, но они собирают свои ещё детские цветки в удивительные соцветия: колосья, серёжки, метёлки. Это такое же подражание, на более высоком уровне, чем то, которое мы встречали у мхов, и позднее найдём его в метаморфизированной форме у высших растений.

В древности Заратустра из диких трав создал злаковые культурные растения — пшеницу, рожь, ячмень и овес. — Он ввёл их в развитие культуры человечества как хлеб наш насущный для пропитания тела, души и духа.74

Из приобретённого таким образом понимания трав, и в особенности злаковых растений, вытекает их терапевтическое применение. К числу трав относятся, например, также и бамбук. Эта гигантская трава характеризуется тем, что она от почки к почке, в неудержимой силе восхождения, представляет сигнатуру для позвоночника. Об этом ещё будет идти подробно речь в дальнейшем, однако здесь следует указать на то, как это восхождение в благоговении может быть образом для восхождения позвоночника к человеческому бытию.75

Также проросшие зерна злаковых во многих случаях - в отношении силы восхождения в
благоговении к мыслительному процессу - могут быть в терапии рекомендованы для детей, имеющих слабость мышления.76

***

Душа ребёнка приближается к порогу между вторым и третьим семилетием. Многие читатели смогут, очевидно, вспомнить себя в этом возрасте; это принадлежит к наиболее удивительному, что можно обнаружить при таком взгляде на свои прошлые состояния. Если до сих пор мы видели, возможно, мечтательное, застенчивое, погруженное в игры существо, то теперь внезапно пробуждается интерес к самым многообразным процессам внешнего мира. Если до сих пор ребенок с трудом переходил из класса в класс и вместо того, чтобы внимательно следить за уроком, охотнее читал под партой Жюля Верна или Карла Мея (автор не имел счастья воспитываться в Вальдорфской школе), теперь его начинают интересовать грамматика, математика и, прежде всего, естествознание. Он замечает, что существует
другой пол, и, в зависимости от темперамента, он идёт по следу обнаруженной им загадки. Словом, силы личности начинают вмешиваться в душевное развитие.

В природе этот порог выражается в переходе от однодольных растений к двудольным. Однодольные растения, к которым относятся лилейные и травы, характеризуются тем, что у них листья имеют параллельные жилы, при прорастании их становление осуществляется из одной семядоли. Если поставить опыт и положить на влажную подложку из целлюлозы, например, пшеничные зерна, то можно будет видеть,
как зерно начнёт изливаться в проросток, оболочка либо будет отброшена, либо поднимется вместе с ростком. Если мы произведем такой опыт с фасолью, т.е. с двудольными растениями, то мы заметим, что на ростке висят две семядоли (см. рис. 33).

Вероятно, не лишено смысла думать, что у однодольных растений семядоля представляет собой сигнатуру для завершенного первого
семилетия, в то время как две семядоли представляют собой сигнатуру двух завершенных семилетий. Что представляет собой двудольное
растение? Мы впервые здесь сталкиваемся с совершенным растением с истинными листьями, истинным корнем, чашечкой и соцветием. Все элементы есть в наличии, чтобы растение могло достичь цели своего развития, т. е. представить эти элементы в совершенной гармонии. Листья уже не с параллельными прожилками, сосуды в листе разветвляются во все стороны; в ботанике такие листья называют сетчатожильными. Все это указывает на то, что возможности развития могут быть
самыми многообразными.

Также как у растущего молодого человека после пубертата мы можем проследить самые
многообразные интересы - ещё несдержанные и нецеленаправленные, - так и среди двудольных растений во внешней природе мы находим семейство, в котором многообразие форм и произвол образующих импульсов бросаются в глаза: это семейство лютиковых. Очень трудно у лютиковых установить общие закономерности; это семейство охватывает виды с действительно похожими на куриную ногу листовыми пластинками, как, например, у морозника и у водосбора или у жёлтого лютика, но мы находим также виды с трехчленными листами, как, например, у печёночницы. Крона цветка организована без всякой закономерности, число лепестков не определено; мы находим у одного и того же вида, например, у печеночницы, от 7 до 10 лепестков. Пион поражает нас многообразием лепестков, оригинальные своенравные формы цветка водосбора ставят нас перед загадкой, которую можно разрешить только постепенно; аконит и живокость удивляют нас своеобразием форм цветков; словом, семейство несёт в себе все возможности будущего развития.

Это многообразие возможностей можно найти и в терапии. Так, в семействе лютиковых мы находим лекарственные растения для нервной системы, например, аконит, прекрасный высокогорный цветок, но также для кровообращения и сердечных заболеваний, например, адонис (Adonis vernalis), затем пион (Paeonia) против застоя в нижней области вен и др. - вот всего несколько примеров.

***

Комментариев нет:

Отправить комментарий