среда, 24 сентября 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XXII. КАРТИНЫ БОЛЕЗНЕЙ И ТЕРАПИЯ. 2. Малярия

2. Малярия

Малярия — это заболевание, которое вследствие регулярности и периодичности, с которыми она протекает, представляет собой нечто, что может глубоко ввести нас в существо болезни вообще. Болезнь — это не просто случайная неприятность, которую нужно побороть как нечто, что не имеет никакого другого смысла; нет, в действительности болезни являются также воспитателями человека. Без создания основанных на изучении истории человеческого рода созвучных времени идей существо болезней останется скрытым и нам придётся ограничиваться лишь его описанием и более или менее успешным лечением. Однако на основе современного познания человека и мира становится очевидным, что болезнь 
— это воспитатель и корректор человеческих слабостей. Не следует слишком просто представлять себе лечение болезни, как если бы дело состояло только в удалении расстройства и других вызванных ею симптомов; истинное лечение заключается в том, чтобы процесс исцеления соответствовал более глубоким интенциям болезни. Телу нужно всеми силами возвращать здоровье, но душе и духу тоже должны полагаться соответствующие укрепление и познание.

Человеческое сознание опирается не только на чувственно-нервную систему, но на целостность функций органов. Дух и душа, которые слишком легко представляют себе расплывчатыми, так же дифференцированы, как и физическое тело. Духовно-душевные процессы имеют свою опору в физиологических процессах, и если знать их отношения во всей их сложности, — чему положил гениальное начало Рудольф Штейнер в своём антропософском учении о человеке, — тогда можно совершенно конкретно говорить о воспитании рода человеческого посредством болезней. Всякий болезненный процесс в теле оказывает действие, хотя и очень субтильное и мало изученное, на сознание, на настроение и на характер.113

Малярия — заболевание, служащее хорошим этому примером. Она глубоко внедряется в общую структуру человеческой организации. Поскольку она действует в крови, необходимо учитывать отношение процессов в крови к духовно-душевному.

Я-существо человека использует теплую красную кровь в качестве инструмента для изживания самосознания. Железосодержащие красные кровяные тельца — это, так сказать, точки кристаллизации, которые должны иметься для действия Я в физическом теле человека. Кровь со своими элементами может представлять собой телесное выражение того факта, что мы, благодаря этой крови, становимся одушевленными носителями нашего самосознания.

В малярии предпринимается серьёзная атака, направленная против этого инструмента самосознания. Паразит, который находит почву для жизни в болезненных процессах нашей крови, взламывает, в конце концов, красные кровяные тельца изнутри и таким образом разрушает инструмент эгоизма; так духовно действует малярия, производя помутнение сознания, в котором подчеркнуто «Я». Проявляющееся в ходе болезни сильное малокровие, как известно, сопровождается более мечтательным, мало активным душевным состоянием. Болезнь научает душу не терять себя целиком и тогда, когда она, кажется, хватает пустоту, ища свою телесную опору. То, что болезненный процесс, как таковой, наносит тяжелые
повреждения взаимосвязям жизненных процессов, понятно само собой, ввиду этой борьбы в крови. Итак, внутренний и более глубокий смысл малярии — это корректура слишком сознательного, ориентированного на Я ощущения; характер Я создаёт у человека предрасположенность к малярии.

Паразит подступается к индивидуальному, к крови, которая в своём химико-биологическом составе представляет индивидуальное в человеке. У заболевшего малярией человека ослабевает из-за болезни телесная основа его самосознания и, натыкаясь повсюду на пустоту, слишком сильное чувство самости доводит себя до абсурда. То, что такая болезнь ведёт себя эндемично, доказывает, что большие массы людей, сами того не сознавая, приводятся судьбой к такой корректуре. На Востоке поэтому говорят также, что только карма - судьба - может вызвать такую болезнь.

Способ лечения должен быть таким, чтобы мог быть исполненным глубокий смысл болезни. Такой путь исцеления, найденный на основе духовной науки, своей духовной стороной смыкающийся также с восточным мировоззрением, будет здесь намечен.

С 1880 года известно, что малярия — это заболевание, течение которого идет параллельно
жизненным фазам паразитов, которые переносятся в кровь человека определенным видом москитов, принадлежащих к семейству малярийных комаров (анофелес). Развитие зародышей малярии происходит так, что эти ранние стадии, маленькие шарики протоплазмы, проникают в красные кровяные тельца и растут там с разной скоростью. Они разрушают гемоглобин и образуют из него коричнево-черный пигмент, который они откладывают внутри себя. Спустя некоторое время они распадаются на споры, которые взрывают кровяные тельца и выходят наружу. Они проникают в другие кровяные тельца, и процесс начинается сначала; так, при определённых обстоятельствах, они могут размножаться бесполым образом. Наряду с этим, протекает развитие дифференцированных по полу форм, бракосочетание которых происходит в малярийных комарах. Как известно, в зависимости от длительности развития различают
трёхдневную малярию, паразит которой (Plasmodium vivax) развивается в течение 48 часов, так что каждый третий день начинается приступ. Четырехдневная малярия (более редкая) вызывается Plasmodium malariae, который развивается в продолжение 72 часов, поэтому приступ повторяется каждый четвёртый день. Однако два поколения могут так перекрещиваться, что образуются и другие ритмы. Паразит тяжелой формы Malaria tropica, по Коху, развивается в продолжении 48 часов, однако итальянские ученые предполагают существование двух подвидов, которые дают приступ ежедневно. Malaria tropica клинически
бесконечно разнообразна в своих формах, с тяжелейшими сопутствующими явлениями и нерегулярными приступами, часто сопровождается непрерывной лихорадкой. Если к фазам жизни паразитов добавить клиническую картину, так сказать, классического приступа малярии, то возникает понимание всей важности процесса, вплоть до его душевно-духовных последствий. Известно, что лихорадку вызывает не присутствие паразитов в крови, ибо они там находятся и в паузах между приступами, но она является реакцией на взламывание кровяных телец и вытекание из них спор, что действует как внезапное отравление крови. Это проливает явственный свет на существо лихорадки — как стремление Я удержать почву, уходящую из под ног.

Однако уже до приступа, т. е. пока паразиты ещё развиваются, пациент чувствует усталость,
недомогание, как при начинающемся душевном заболевании, а также головная боль и боли в конечностях проявляются как ранние симптомы, которые показывают, что приходится бороться за сохранение бодрственного сознания Я. Потягивание, зевота перед приступом — это признаки освобождающегося сознания. В нормальном случае после освобождения следует сон; но здесь, поскольку духовное существо человека насильственно выталкивается из своей органической опоры, следует мощное, начинающееся внезапно усилие самоутверждения. Начинается дрожь, переходящая в озноб, который продолжается от одного до двух часов, в то время как температура поднимается до 40, 41 градуса и выше.

При этом следует поразмыслить над следующим: в человеке, особенно в крови, происходят не только тепловые процессы, благодаря которым мы можем быть носителями Я, но также
дифференцированные повсюду световые процессы, посредством которых мы создаём основу для изживания душевного (ср. главу «Сигнатура углерода»).

Как взаимосвязаны душевные ощущения и свет, может стать понятным любому человеку, когда он окажется в полной темноте, где замирает всякое душевное. Это наполнение кровяных телец чёрным пигментом паразитов представляет собой образ потери опоры для души. Подобные же явления наблюдаются при других тяжёлых заболеваниях (расстройства надпочечников).

Когда начинается озноб, процесс почернения достигает высшей точки. В конвульсивных движениях дух-душа пытается пронизать части физического, которые отнимаются у неё в живом теле. Это и является глубокой причиной озноба, будь это сепсис, пневмония или малярия.

Лихорадка продолжается от двух до пяти часов; это фаза борьбы против сил, которые лишают
пациента активности и бодрствования: сначала в целом, затем в органах. Затем температура спадает и происходит потоотделение. Возбуждаются жизненные силы; организм предпринимает все усилия, чтобы удалить яд, пока он ещё не проник в новые кровяные тельца. Селезёнка, а также костный мозг, абсорбируют паразитов и заключают их в огромные клетки (макрофаги). Селезёнка вспухает, она подобна губке, которая хочет очистить кровь. Она как привратник, который не хотел бы пропускать вообще ничего. Однако повсюду сидят растущие паразиты. С отделением пота зачастую прекращаются и все другие симптомы (рвота, головная боль), и в среднем спустя восемь-двенадцать часов приступ полностью преодолен. Пациент чувствует себя разбитым, но состояние относительно хорошее. Затем следует пауза, которая, в зависимости от вида малярии, может продолжаться до трёх дней, и приступ повторяется, если в это время не начать соответствующую терапию. Известны случаи самопроизвольного выздоровления, но чаще всего развивается хроническая малярия со всеми скверными последствиями, такими как анемия, серо-желтая окраска кожи, апатия, истощение.

Чтобы обосновать терапию, кратко обобщим существенное:
Органически живые взаимосвязи красной крови разрушаются; происходит неслыханное разрушение кровяных телец, наступает пигментация, это означает: у существа Я и душевного существа крадут их физическую опору — всё остальное вторично.

Лекарством от малярии до сих пор был исключительно хинин. Уже в слабой концентрации он убивает паразитов; сильнее всего он действует против свободно перемещающихся паразитов. Отсюда был сделан вывод, что хинин, для того чтобы обеспечить надежное исцеление, нужно давать в достаточных дозах и достаточно долго. Но есть также противопоказания, которые значительно ограничивают употребление, например, при ряде внутренних заболеваний сердца, лёгких или желудка. Также встречаются отравления хинином, известные под именем гемоглобинурийная лихорадка. Это название дано потому, что в моче появляется кровь. Также хинин нельзя применять при беременности из-за его абортивного действия. Хотя в больших количествах хинин и умерщвляет паразитов, но вследствие побочных эффектов наступают крайне неприятные состояния. Он действует при длительном применении парализующим образом, причем ослабляются и все остальные жизненные функции. Поэтому должно быть понятно, что, исходя из другого взгляда на болезнь, мы приходим также к другим лекарственным средствам. Вопрос будет заключаться не столько в том, чтобы убить паразитов, сколько в том, чтобы их встретить во всеоружии, так прийти на помощь собственным жизненным процессам, чтобы интактность крови можно было поддержать изнутри.

Тепловые и световые процессы в крови — это, как мы видели, прежде всего основа для духовных и душевных способностей. Есть два средства, которые во многих случаях хорошо зарекомендовали себя против малярии и которые были получены в результате упомянутых вначале исследований существа человека. Одно из них — сульфат меди в гомеопатических дозах, другой — препарат эвкалипта.114

Если мы ещё раз восстановим в памяти картину болезни, то станет ясно, что нужно что-либо
предпринять против распада крови, против разрушения белковых соединений, которые в человеке представляют живое единство. Это должно быть средство, которое сохраняет силы синтеза в органическом и одновременно направляет жизненные процессы вовне, так чтобы они могли выводить яды. Нужно очищающее, которое восстанавливает световые процессы, противостоящие почернению. Всё это содержится в обеих названных субстанциях. Область действия меди в потенциях — это область крови и лимфы, т. е. самый внутренний обмен веществ; в особенности сульфурические компоненты меди придают этому средству синтезирующие силы.115

Сера в телесном белке играет роль посредника. Благодаря своим тонким согревающим силам она сохраняет способность к реакции химических белковых компонентов; она обладает также той центробежной тенденцией, желательной в терапии малярии. Образно выражаясь, как сама сера в вулканических областях выделяется из земли, подобно поту, как она сама в её тонко распылённой форме называется серным цветом, так и в качестве лекарственного средства, при определенной концентрации, она переносит силы, как цветок, на периферию. Связанная с медью, она развертывает свою деятельность как раз там, где свирепствует болезнь, в самой внутренней части обмена веществ — в крови.

С другой стороны, эвкалипт известен как лекарственное средство в регионах, где распространены лихорадочные заболевания. Эвкалипт находит применение как внутреннее и наружное средство при всякого рода катаральных заболеваниях воздушных путей, на что указывает своеобразие самого дерева. Эвкалипт — это особенно характерное дерево. Оно произрастает в болотистых низинах тропиков, но также в странах Средиземноморья; оно растет так быстро, что, так сказать, выпивает болото досуха. Поэтому его посадки используют для осушения болотистых местностей. При своей исключительной жизненности оно развивает масляный процесс, который всё дерево пронизывает сильным ароматом. Так оно произрастает в ядовитых областях болот и очищает атмосферу.

Раньше считали употребление болотной воды и вдыхание испарений от почвы ответственным за заболевания лихорадкой, и обозначали это названием «mal aria», «дурное место». Этот «mal aria» очищалось эвкалиптовым деревом.

Применение препарата, изготовленного из обоих компонентов, сульфата меди и эвкалипта, в виде подкожной инъекции в бесчисленных случаях показало, что температура понижается, спадает набухание селезенки и печени, а также постепенно исчезают плазмоиды.

Такой способ лечения соответствует упомянутому условию, что должен осуществиться глубокий смысл заболевания. Больной сам вступает в борьбу с существом малярии, и медикаменты оказали ему помощь в этой борьбе. Когда наступает исцеление, то дух-душа находятся в полном обладании своими силами, приобретенными вследствие преодоления болезни. Во многих случаях заболевания, после преодоления его посредством внутренней силы, можно заметить, что пациент после этого становится как бы другим человеком.

При таком подходе к болезни следует, однако, воздержаться от любых моральных оценок, хотя, естественно, моральное, как мировое качество, следует включать как действующее через дух человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий