пятница, 22 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. XII. ВЛИЯНИЯ ЗВЕЗД В ЗЕМНЫХ ВЕЩЕСТВАХ 1

«Если целостное воззрение Гёте на природу положить в основу своих занятий, то скоро
почувствуется, что непредвзятый интерес, вместе с художественным чувством, покажет некоторые природные феномены в совершенно новом свете и, кроме того, заставит вещи проявиться в важных отношениях друг к другу». Этими словами в «Учении о субстанции» представляется читателю характер металлов и земель.42

Результаты исследований показывают, что земли так относятся к металлам, как согласные к
гласным, а последние - как неподвижные звезды к планетам. Становится очевидно, насколько металлы подчиняются другим принципам творения, нежели земли. Связь металлов с гласными настолько очевидна и так подробно представлена в «Учении о субстанции», что мы не будем на этом вопросе больше задерживаться.

Но для того чтобы нам стала более понятной взаимная принадлежность земель, согласных и звёзд, возможно, нам потребуется дополнить данное нами в «Учении о субстанции». Если мы вечером обратим взор на звездное небо, то летом увидим глубоко на уровне горизонта искрящиеся зодиакальные созвездия, и вспомним, как зимой высоко на небесном своде сверкали ясные созвездия Зодиака, и мы можем спросить: что излучается из этого круга звёзд на Землю и человека, и какое это имеет значение для обоих?

Прежде всего, придется констатировать, что на звездном небе есть узкая полоса, которую мы
называем эклиптикой или Зодиаком, вдоль которой Солнце совершает свой ежегодный путь. Это не всё звездное небо в целом, имеющее для нас большое значение, но выделенная лентообразная сфера, разбитая на 12 частей, двигаясь по которой, Солнце излучает своё воздействие на Землю и человека.

Некоторые древние книги содержат указания на силы зодиакальных созвездий и на значение их наименований; но для такого вида представления нами утрачено понимание. В особенности естествознание отклоняет всякую связь с подобными намеченными в старых книгах традициями. Но в основанной Рудольфом Штейнером духовной науке постоянно появляются связи между звёздным порядком, Землей и человеком, в форме, приспособленной для сегодняшнего сознания. Много путей указано, чтобы прийти к познанию всеобщих творящих принципов, на образы которых в форме созвездий мы давно уже смотрим без всякого понимания.

Постепенно мы начинаем понимать, что из сущности этого звездного порядка возникло все, что образует Землю и человеческое тело. Если мы захотим по отдельности изучить эти образующие силы, действующие от звезд и от планет, то мы можем спросить себя: каков последний, физически осязаемый осадок этих влияний?

Мы знаем, что металлы являются физическим проявлением планетных сил в Земле. Теперь давайте рассмотрим, какие земные вещества и влияния соответствуют действию отдельных зодиакальных созвездий.

Для существа каждого отдельного зодиакального созвездия в его индивидуальной формирующей силе Рудольф Штейнер дал настроения и жесты, нашедшие свое выражение в эвритмии. Если в качестве естествоиспытателя долгое время упражняться в эвритмии и, таким образом, воспринять в себя жест каждого зодиакального созвездия и, с другой стороны, знать жесты и настроения веществ, тогда можно почувствовать конгруэнцию между Зодиаком и земными веществами. Такой работой и упражнениями в тридцатых годах я занимался совместно с д-ром Кирхнером-Бокхольтом.43

Теперь следует дать отдельные разъяснения (см. рис. 19 и 20).
Среди этих двенадцати зодиакальных созвездий, которые получили на основании древнего
ясновидения свои имена:

ОВЕН                              
ТЕЛЕЦ
БЛИЗНЕЦЫ
РАК
ЛЕВ
ДЕВА
ВЕСЫ
СКОРПИОН ИЛИ ОРЕЛ
СТРЕЛЕЦ
КОЗЕРОГ
ВОДОЛЕЙ
РЫБЫ
четыре зодиакальных созвездия занимают особое место; это следующие:
ЛЕВ
ОРЕЛ
ВОДОЛЕЙ
ТЕЛЕЦ.
Эта четверка, известная нам из мифологии и Апокалипсиса Иоанна, всегда рассматривается как
представительница человеческого формирования, как мы уже видели это при изучении (см. гл. 4) четверки животных: Орел, представляющий силу мышления, которая связана с головой; Лев, со своим мощным формированием грудных органов, как представитель сердечных сил; Телец или корова, которая целиком превратилась в обмен веществ, как представители обмена веществ и волевого начала, и, наконец, Водолей, как тот, кто осуществляет гармонию трех принципов в земной организации человека и который поэтому в древности назывался Ангелом или человеком. Так в атлантическое время можно было различить четыре человеческих типа: Орла, или головного человека; Льва, или грудного человека; Тельца, или человека воли и обмена веществ, и тех, кто больше других привели к гармонии эти три принципа, людей Водолея.



Обратим наш взгляд на созвездие ЛЬВА. Рудольф Штейнер ставит в соответствие ему согласную «Т» и жест, который выражает «пламенное воодушевление».44

В этом жесте, при котором руки широко
раскинуты вверх и в стороны, чувствуют себя до краев переполненными силой и восторгом. Эта
сила и восторг заставляют кровь быстрее течь от сердца к голове и конечностям. Так мы приходим к повышенному ощущению нашего кровотока и силы, которая от сердца прогревает этот кровоток и достигает крайней периферии нашего тела.

Если мы от этого жеста перейдем к облику звука «Т», то мы будем иметь пред собой образ, который, при серьезном рассмотрении, может дать нам понятие о важных процессах в человеке и в природе.

В знаке Льва Солнце стоит в августе. Здесь, в середине лета, мы видим в растительном мире сильнее всего выраженный процесс увядания,
что означает «идти к существу цветка ». Это представляется так, как если бы в цветке растение поднимается к солнечному свету. Оно излучается в
аромате, цветочной пыльце и цвете в Космос и совершенно открывается излучающимися в него внеземным силам. Тем самым процесс обратился:
то, что излучается в цветке, как бы оплодотворившись из Космоса, возвращается в себя и приходит к образованию семени.

Здесь в природе мы видим процесс, который изображен в жесте «Т». В «пламенном воодушевлении» от сердца к периферии излучающиеся силы, когда мы образуем звук «Т», направляются обратно в тело и пронизывают нас теперь, излучаясь сверху вниз. Мы переживаем в этом превращение одухотворения в новую форму человеческого духа. Так же, как образование семени является как бы ответом Космоса на жертву излучившегося цветка, так и то, что посредством «Т»-жеста втекает в человеческое существо, мы можем рассматривать как вновь проявившее воодушевление в новой форме. Путь туда лежит через смерть. В этом явлении отражается как бы человеческое образование мыслей. Чтобы мочь мыслить, мы должны вчленить в себя процесс смерти. В особенности свободные, творческие мысли можем мы иметь только тогда, когда мы в исполненном силы восторге направим поток тепла от сердца к голове и, тем самым, откроемся чистым мировым мыслям, которые, схваченные мировым Я, сгустятся в образование мыслей.

Можно воспринимать это как просто образ, но это реальный процесс, в основе которого лежат также вещественные процессы. Носителем этого процесса выступает также водород, названный в «Учении о субстанции» огненным веществом. Водород среди всех прочих земных веществ является таковым, который всегда устремляется в высшие области атмосферы. Содержание водорода в нижних слоях атмосферы составляет примерно 0,02 %, тогда как на высоте 100 км содержание его возрастает до 70 %; итак, в этом веществе мы видим проявление подъемной силы, оно поднимает всё, с чем соединяется. Так, например, тяжелый свинец, соединяясь с водородом, образует газ. Также и другие вещества, такие как
углерод, кремний и т. д., соединяясь с водородом, образуют газы. Но для водорода мы отметим ещё нечто существенное: среди всех земных веществ водород больше всего несёт в себе теплоты. Известно, что пламя гремучего газа, которое является водородным пламенем, производит самую высокую температуру и используется для сварки железа и Других металлов.

Так в водороде мы отмечаем качества большой подъемной силы и теплообразования. Эти качества позволяют осуществлять процессы, как мы их описали в духе жеста созвездия Льва, а также в процессах образования цветка и семени, повсюду как вещественный осадок мы находим следы водорода, который ни в каких частях растения не содержится в таких количествах, как в субстанциях цветка и семени. Так и в человеческом организме огненные силы водорода вытекают из сердца, освобождают от тяжести земной привязанности и делают возможным образование представлений, которые имеют своим источником не материализм, но которые нисходят из космоса. Здесь, естественно, идет речь не о грубо-материальных
процессах, но о деятельности образующих силах, которые близко родственны с сердечным процессом. Рудольф Штейнер посредством духовнонаучного исследования сумел открыть эти факты и указать на их важное значение. Он назвал водород «сердцем мира».

Для нас важно также практически применить такое знание. Возможно, кому-то это всё покажется игрой с аналогиями, если мы предпримем такое рассмотрение. Но если действительно вжиться в такой ход мыслей, то можно увидеть, насколько ближе нам становится сущность веществ, о которых сегодня в химии мы изучаем только абстракции. Он возвращает вещество к его сущему праобразу и позволяет нам поэтому познать его действие в человеке и во внешней природе; только это может привести к правильному применению веществ в терапии.

Мы спросим себя и в этом случае: как мы можем стимулировать в человеке водородный процесс; как можем мы стимулировать его для образования свободных человеческих мыслей? Мы достигнем этого, если мы действительно с истинным одухотворением исполнимся духовными целями, и мы сможем вылечить больного человека, если мы правильным образом художественной терапией вызовем в нём воодушевление красотой мира, цвета, звуков и слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий