вторник, 12 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. IV. ЧЕЛОВЕК, ОТКУДА ОН ПРИШЕЛ И КУДА НАПРАВЛЯЕТСЯ


Предшествующее изложение описывает становление Вселенной по четырем ритмическим ступеням. Исключительно интересно наблюдать, как, по описаниям Рудольфа Штейнера, перед каждой новой ступенью проходит повторение предыдущих. Перед солнечной ступенью развития наблюдалось краткое повторение ступени Сатурна; перед лунной ступенью - повторение ступеней Сатурна и Солнца; перед земной ступенью - повторение трех предыдущих: Сатурна, Солнца и Луны. В этом выражается праобраз закона природы, который в наше время был открыт Геккелем, называемый биогенетическим основным
законом. Этот закон гласит, что в каждом развитии повторяются предшествующие ступени развития, в особенности в эмбриологии этот закон способствовал значительным успехам в познании хода становления живых существ. К сожалению, он был ошибочно использован Дарвином для того, чтобы вывести из него происхождение человека от обезьян и тем самым затемнить божественное происхождение человека.10

Повторение предшествующих земному этапов мирового развития в библейском Бытии только слегка намечено. Собственно земное развитие начинается только с райской истории. - Почему Адам и Ева должны были низвергнуться в материю? - Это загадочное обстоятельство, которое, очевидно, может глубочайшим образом затронуть любого человека. Почему боги допустили люциферическое искушение?

Развитие отдельного человека от его рождения до смертного часа в общих чертах подобно ходу развития человечества от его рождения в раю до достижения цели в конце земного развития. Для сравнения можно сказать: ребёнок, который слишком долго держится за подол матери и не побуждается ни к каким самостоятельным действиям, едва ли в жизни станет дельным человеком. Человек должен выйти в мир, чтобы в свободе найти свою судьбу и исполнить её. Так и человечество, предназначенное к свободе, не должно постоянно находиться под прямым водительством богов. Человек путём заблуждений, через страдания и боль постепенно станет тем, что предначертано ему богами в будущем. Божественная идея человека - образ энтелехии, которую имели Престолы в начале творения, - может осуществиться только в ходе дальнейших ступеней развития.

Так мы видим, как человек в первое земное время, если опустить три предшествующие ступени, являющиеся только повторением, то это четвертая, борется за свой физический облик. Сообщается о семи коренных расах, из которых пятая, так называемые прасемиты, образовала физическое тело, которое несёт в себе предпосылки к дальнейшему душевному развитию. В дальнейшей истории человечества, которая развивается в семи-ступенчатых ритмах, зачастую пятая ступень, достигшая
определенной высоты, создаёт инструмент
для дальнейшего развития (см. рис. 2).

Все это развитие развёртывалось на континенте, на месте которого сейчас находится Атлантический океан и который всегда назывался Атлантидой.

Уже задолго до приближавшегося всемирного потопа или ледникового периода прасемиты, — называемые также индогерманцами, - высшими солнечными посвященными были приведены на Восток. Здесь называют имя Ману и Ноя. Многие исследователи считают обоих идентичными, но автор придерживается мнения, что Ману совершал свой путь через север Скандинавии, сегодняшнюю Россию, до области сегодняшней границы пустыни Гоби, тогда как Ной водным
путём прибыл в страну, где сегодня в Передней Азии находится гора Арарат.

Эпоха развития человечества, названная атлантической, когда человек обрёл свой облик, разделяется на три ступени, которые мы называем корневыми расами.

Такие исследователи праистории, как Арльдт, Даке, фон Гляйх, имели об этом представление. 11

Образ, который еще напоминает нам об этом времени - это так называемый образ четырёх животных: Орел, Лев, Телец и Ангел; это реминисценция правремён, которая ещё в древней Греции открывалась как сфинкс, существо с телом быка, лапами льва, крыльями орла и человеческим лицом.

Здесь нетрудно узнать четыре знака Зодиака: Водолей (Ангел), Телец, Лев и Скорпион (Орел). Знак Зодиака, который мы сегодня называем Скорпионом, несколько столетий тому назад назывался ещё Орлом; и можно видеть определенную трагичность в том, что мыслительный полет Орла сегодня свернулся в Скорпиона, чувственный образ нашей сузившейся силы познания. - В этом чувствуется падение человечества из эпохи величественного духовного сознания в абстрактность нашего сегодняшнего мышления.

Прогуливаясь по деревням и старым городам, мы повсюду встречаем названия гостиниц «У Золотого Льва», «У Черного Орла», «У Красного Быка» или «У Белого Ангела». Также аптекам и магазинам охотно дают такие же названия.

Из этих четырёх мировых сил постепенно образовались человеческие формы. Насколько серьёзно это все принималось в прежние периоды развития человечества, становится понятным на примере четырёх христианских документов - Евангелий. С каждым Евангелием соотнесен в качестве инспиратора определённый знак Зодиака. Так Евангелие от Матфея носит символ Ангела; от Луки - Тельца; Марка вдохновлял Лев, а Иоанна - полёт мысли Орла.

В Атлантическую эпоху Земля ещё не была такой плотной, как сегодня. Гигантские острова, почти континенты, исчезали и вновь появлялись на других местах. Арльдт нарисовал карты различных эпох, которые могут привести нас в изумление; они производят впечатление чего-то метеорологического, как бы облакообразных превращений в более плотных элементах.

Сам человек в эту эпоху также был более пластичным и подвижным; он ещё не имел костей.
Поэтому происхождение костей, относящихся к этому времени (неандертальцы и, как их называют, останки человекообразных обезьян того периода), ни в коем случае не от человека. Человек ещё долго сохранял гибкость и способность к метаморфозе своего физического тела, в то время как животные быстрее пришли к окостенению скелета.12

Мы можем здесь проследить, как внедрение Я, посредством сил личности, воздействует на
формирование человека и отделяет от него животную сторону. Люди переходят от горизонтального положения к вертикальному. Они начинают образовывать звуки и развивать голос и речь, и они начинают пользоваться своими органами чувств.

Все эти способности достигли кульминации в пятой коренной расе. Шестая коренная раса (пра-аккадийцы), потомки которых после потопа населили берега Средиземного моря (к их числу принадлежали финикийцы, карфагеняне), а затем седьмая коренная раса, пра-монголы, обнаруживают ещё дальнейший прогресс в развитии, но в отношении своих способностей к развитию они стали менее гибкими, они были не такими пластичными, но более жёсткими, замкнутыми и представляли собой в определённой степени угасающий отзвук атлантического развития.

Индогерманцы, - наиболее способная к развитию коренная раса, - после потопа, как уже было
сказано, населили область сегодняшней пустыни Гоби вплоть до Тибета. Оттуда и было дано начало послеатлантической культуре. В эту эпоху речь идёт уже не о формировании тела, а скорее о формировании душевных способностей.

Из колыбели народов Центральной Азии культурные посланцы и их народы направились в страну, которая сегодня называется Индия. Там они развили культуру, по нашим понятиям невероятно высокую. Их душевные проявления были почти божественной природы. Они чувствовали себя находящимися в лоне богов. Физическую Землю с её природными царствами они воспринимали как иллюзию, как великую «майю», от которой нужно искать спасения. То, что нам сообщено в Ведах и Бхагавадгите, только слабый отголосок того, что до написания этих документов могло быть представлено в первобытно-священном человеческом сознании.

Следующая фаза, инспирированная из Центральной Азии, была персидским культурным периодом. Здесь мы оглядываемся на деяния великого посвященного Заратустры, который привлек внимание своего народа к Земле. Он научил свой народ земледелию. Предание рассказывает о золотом кинжале, который он подарил царю и которым нужно было обрабатывать землю. Это образ божественных солнечных сил, которые человек осознанно передает земле - это предвестие того, что человек в дальнейшем должен будет исполнять во Вселенной как свою задачу. Зенд-Авеста — древнеперсидский документ — может рассматриваться как древнейший сельскохозяйственный учебник. Но чем больше пробуждался интерес к земле, тем слабее становился контакт с божественным миром.

Следующий культурный период, инспирированный континентальной Азией, встречается с
культурным импульсом южной доатлантической миграции; поэтому различные нюансы этой культурной эпохи выступают в Египте и в Передней Азии - финикийцы, евреи, шумеры, халдеи, вавилоняне и ассирийцы, которые, несмотря на различие оттенков, имели общую черту: люди сознанием пришли на Землю. Когда-то грандиозное видение божественно-духовного мира стало ещё более скудным и было уже доступно только отдельным верховным жрецам в местах мистерий; люди начинают строить из камня то, что видят немногие посвященные. Так небесная мера преобразуется в земную; в особенности халдеи, египтяне и вавилоняне создают меры для измерения земли, которые частично используются ещё сегодня.

Развитию мышления посвящена следующая культурная эпоха. Греческие философы, такие как Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель, хотя и были ещё сильно связаны с греческими мистериями, однако в душе человека постепенно развивался процесс превращения прежнего видения духовного мира в понятийное мышление, процесс, начало которому положил Аристотель. Вся эта эпоха, распространившаяся до конца средневековья, главным образом служит развитию индивидуальных сил рассудка и характера отдельных людей.

Затем начинается уже описанное в первой главе развитие души сознательной, которое хотя и даёт человеку особое душевное сознание
в физическом теле - независимое от духовного мира - но также и возможность снова найти вечные духовные законы. Благодаря этому могут снова восстановиться связи свободной индивидуальности с миром духа.

Если мы рассмотрим всю
послеатлантическую культурную эпоху в целом, то окажется, что мы находимся сейчас в пятом культурном периоде; за ним должны следовать ещё две эпохи.

Послеатлантическая эпоха окончится этим душевным развитием и перейдет в следующую, шестую эпоху, в которой будет развиваться уже не тело, как в атлантическую эпоху, и не душа, как в послеатлантическую, но будет происходить развитие духа.

В этой связи уже говорилось о том, как в развитии рас Атлантиды пятая коренная раса представляет собой высшую точку развития, где, так сказать, тело, как инструмент души, со всеми возможностями дальнейшего развития послеатлантической мировой эпохи, было переведено во внутреннюю Азию в предвидении надвигающегося всемирного потопа (ледникового периода).

Шестая и седьмая коренные расы представляют собой затухающую мелодию атлантического
телесного развития.

От пятой коренной расы в послеатлантическое время начинается развитие души в следующих друг за другом культурных эпохах, через пра-Индию, пра-Персию, Египет и Грецию вплоть до нашей пятой (англо)-германской культурной эпохи. Кажется, что эта пятая культурная эпоха представляет собой кульминацию душевного развития, а затем в следующей — шестой эпохе — будет продолжаться духовное развитие.

Удивительно и интересно наблюдать, как в душе сознательной особенно проявляется активность Я. В то время как в прежние культурные эпохи, вплоть до поздней греко-римской, ещё воспринималось божественное руководство, теперь впервые дальнейшее развитие должно осуществляться самим человеком. Кажется, что все Творение теперь проходит через человека. Человек больше не является просто творением, отныне он призван стать сотворцом. Однако он не сможет сделать это, если углубится в абстракции современного естествознания, но он достигнет этого только тогда, когда свои естественнонаучные знания возведет в сферу Творения, как мы видели это в 1-й и 2-й главах у Кеплера, Парацельса, Гёте и других блестящих умов естественнонаучной эпохи.

Можно видеть, как развитие сначала все время продвигалось с Востока на Запад. Это продолжается до тех пор, пока не достигается высшая точка, после этого происходит поворот, и развитие движется с Запада на Восток. Если мы проследим этот факт пространственно-географически, то мы увидим спираль, охватывающую планету Земля. Мы видим, как из повторения прежних планетарных состояний первая коренная раса атлантов появляется в области, которая находится сейчас примерно между Африкой и Индонезийским архипелагом. Затем последовала вторая коренная раса, развивавшаяся в области между сегодняшней Африкой и Америкой. За ней следовала третья коренная раса, потом четвертая и пятая, после
чего развитие рас повернулось на восток. Но с пятой коренной расы, которая во избежание потопа направилась в Азию, новая, послеатлантическая эпоха снова начинается с Индии, Персии, Египта, Греции, англо-германской эпохи, и снова обращается на восток (см. рис. 3).

Один такой спиральный цикл происходит в продолжение Платонова мирового года, который
насчитывает 25 920 земных лет. Из этого видно, что во всем этом развитии участвует Зодиак. Наша современная культурная эпоха развития души сознательной проходит под знаком Рыб; греко-римская эпоха стояла под знаком Овна; предшествующая египетская эпоха проходила под знаком Тельца, ещё более ранняя персидская культура - под знаком Близнецов, а индийская культура стояла под знаком Рака. Следовательно, в течение всей культурной эпохи точка весеннего равноденствия находится в одном знаке Зодиака, и полный цикл движения по Зодиаку совершается в течение 25 920 лет.13

Все это космическое развитие мы несем внутри себя в ритме нашего дыхания и кровообращения. Здоровый человек делает в минуту 18 вдохов и выдохов, что в 24 часа составляет 25 920, то же самое число, сколько лет требуется Солнцу, чтобы точка равноденствия обошла весь Зодиак. Нормальная жизнь человека насчитывает 72 года, т.е. 25 920 дней, это опять то же самое число, которое соотнесено с Солнцем в платоновом году.

Разве эти факты не наводят на мысль о божественном происхождении человека?

Комментариев нет:

Отправить комментарий