среда, 20 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. IX. ВРАЧ ЭКЗАМЕНУЕТСЯ У ПРИРОДЫ 1


Становление и прехождение субстанции

Парацельс требует от врача, чтобы он «прошел экзамен у природы», на это требование сегодня обращают внимания меньше, чем когда бы то ни было. Знание природы сегодня съежилось до некоторых познаний в химии, в то время как Парацельс понимал под этим глубокое понимание живых процессов во всех природных царствах природы в их связи с космическими силами.

В последнее столетие все более стремятся во всяком целебном средстве исследовать «действующую субстанцию» и химически ее идентифицировать. Всем исследованием алкалоидов и производству их в чистом виде мы обязаны этой современной тенденции естествознания, которая овладела сегодня также медициной и биологией. Но что обнаружилось на поле врачебной практики? Постепенно обнаружилось, что изолированный алкалоид вызывает нежелательные побочные явления, которых не бывает при применении общего экстракта из растения. С этим опытом фармацевтическая индустрия стала считаться в
той мере, что, например, в морфий снова были добавлены побочные алкалоиды, и таким образом возник «пантопон». Непредвзятый наблюдатель мог бы задать вопрос: действительно ли чистая, химически определенная или даже синтетическая субстанция обладает целебным действием, или, скорее, органическая взаимосвязь всего существа является тем, к чему следует снова обратить повышенный интерес?

Мыслительные привычки сегодняшнего времени так связаны с материальными воздействиями, что с трудом можно пробудить понимание импондерабильности такого целебного воздействия.

Сегодняшняя схоластическая наука базируется на предположении о преэкзистенции материи: пра-туманность Канта-Лапласа, абиогенез, развитие живых существ вплоть до образования нервной системы, душевные качества как функции тела. Как же можно иначе объяснить действие лекарственных средств, как не посредством «действенных веществ»?

Ещё не так давно дело обстояло иначе: тогда люди имели другой характер сознания и поэтому другие познавательные способности. Они тогда ещё видели то, что позднее стало содержанием религиозных знаний. В особенности к фактам Творения было совсем другое отношение, поскольку переживали внеземной космос наполненным существами, которые воспринимались в грандиозных образах там, где мы сегодня видим только светящиеся точки звёзд. В более поздние времена придерживались религиозных традиций, а потом, поскольку вера стала ослабевать, забыли и их. В Книге Моисея в таких величественных картинах представлено становление мира, исходящее из мысли Божества. Даже у Платона мы можем еще обнаружить духовное восприятие творящей идеи; для него мир развивался сверху вниз из духовных состояний в материальное. Одним из тех, кто ещё был причастен к этой прамудрости, был Парацельс.26

Развитие естествознания в том направлении, как оно описано в первой главе, всё более ввергало человека в абстракцию и теряло существа. Звёздное небо, ещё при Кеплере населенное подвижными божественно-духовными существами, при Ньютоне стало местом гравитационных законов, разбожествленным механизмом. Этим я ничего не хочу сказать против законов гравитации, следует лишь указать на то, как односторонняя абстракция на место сущностного космоса ставит частный феномен, предлагаемый как тотальная действительность.

Это развитие в продолжение почти пяти столетий претерпевает изменение посредством гётеанизма, и также как Кеплер прокладывал другой путь, отличный от ньютонова, так и Гёте находит совсем другое отношение к природе, к космосу, как бы продолжая сущностную картину мироздания Кеплера. Благодаря Гёте в новое время с понятием «чувственно-нравственного восприятия» пробудился новый мыслительный элемент, который, кажется, сможет пробиться к творящим идеям и благодаря этому с современной научностью поднять на новую ступень древнюю прамудрость.

Πра-растение Гёте, которое Шиллер считал только идеей, было для Гёте реальностью, которую он «мог видеть собственными глазами». Оно вырастало из живого мышления в полярности, восхождении и метаморфозе. Для Гёте растение — это земное отражение духовного праобраза. В ростках и побегах воплощается прасущество растения посредством метаморфозы формы вплоть до полного явления. Осенью существо растения покидает явление, и оно распадается на мельчайшие частички, которые становятся почвой для существа, которое следующей весной снова выступает как явление. Эта ритмическая смена существа и явления лежит в основе малых ритмов метаформозы, которую Гёте определил понятиями расширения и сжатия на протяжении всех растительных явлений. Морфологически Гёте нашел соединение с законами Творения. Необходимым образом, однако, эти метаморфозы формы должны сопровождаться метаморфозами вещества.

В 1882 году увидело свет произведение гётеанистического философа Вильгельма Πρойса «Дух и вещество».27 В нём доказывается единство духа и материи: материя есть дух на более глубоком уровне бытия. Пройс опирается на работы своего современника, естествоиспытателя Альбрехта фон Герцеле из Ганновера. Последний опубликовал в 1879 году ряд работ на тему: «Возникновение неорганических веществ».28 Хотя посредством более чем 500 анализов были установлены факты, которые уже тогда и ещё сегодня могли бы революционизировать научный мир, они были встречены гробовым молчанием. Это было время триумфа Либиха и Велера, когда они ввели в биологию механистически-атомистические представления. Труды Герцеле исчезли, по-видимому, все, кроме единственного экземпляра каждого, которые были обнаружены Р. Захтлебеном и снова опубликованы в «Учении о субстанции».29

Фон Герцеле показал, что минеральный состав семян (калий, магний, фосфор, кальций, сера и т.д.) при прорастании семян в дистиллированной воде увеличивается. Согласно закону сохранения веществ, следовало бы ожидать, что растущие в дистиллированной воде растения обнаружат то же содержание минералов, что и семена, из которых они выросли. Но анализы Герцеле показывают увеличение содержания пепла, как и отдельных минеральных составляющих. Излишне подчеркивать, что постановка опытов и анализы проводились с применением всех методов точной науки. Эти работы Герцеле были повторены многократно в Клиническо-терапевтическом институте
в Арлесхайме, Базель.30

Этими работами установлено, что происходит не только возрастание минеральных составных частей, но,
при определённых обстоятельствах, также убывание. Поэтому проблема оказалась настолько сложной, что
потребовалось упрощение опыта; в то время как Герцеле проводил полные анализы, наблюдение роста проростков в замкнутой системе на весах позволяет делать суммарный вывод. - Выбранная постановка опыта описана в «Учении о субстанции». - Вместо указанных там бюкс позже стали
использовать ампулы объемом 20 мл, которые после помещения туда дистиллированной воды и семян кресса были запаяны (см. рис. 9).

Субстанция имеет вес, и было проще вместо проведения анализов определять увеличение и уменьшение веса с помощью весов.

В продолжение семи лет непрерывно проводимые опыты по взвешиванию были прерваны войной. Только когда после войны положение стабилизировалось и удалось приобрести новую лабораторию с новыми весами, опыты были возобновлены.

Первые ряды опытов не удались. Они проводились с обычными семенами кресса, имевшимися в продаже, и внимательное изучение показало, что единственное отличие от довоенных опытов состояло в том, что тогда использовались биологически-динамические семена кресса из сада клиники. Были взяты семена кресса из двух биологически-динамических хозяйств, а именно Фритьофа Клаусса, Штадтвальд-Хоф ам Лех, и фон Гиффениха, замок Хамборн близ Падерборна. Только тогда опыты дали позитивные
результаты.

Наряду с контрольным (штриховая линия), проводились два параллельных опыта с биологически-динамическими семенами, и опыт с покупными семенами.

Прилагаемые кривые ( рис. 10, 11 и 12) показывают результаты тройного ежедневного взвешивания в 9.00, 15.00 и 21.00 час.

Удивительная согласованность хода кривых, полученных при опытах с биолого-динамическим крессом, по сравнению с невыразительным покупным крессом, однозначно показало активность, с которой естественно прорастающий кресс в суточном и месячном ритме сам образует свою субстанцию. Можно задать вопрос, откуда берётся дополнительная минеральная субстанция. И единственный ответ, что она возникает первично, что она из импондерабельной ступени бытия нисходит в вещественную природу. Отчужденное минеральными удобрениями и пестицидами от космоса растение уже больше не имеет силы
сгустить из Вселенной свою собственную субстанцию; Герцеле доказал : «Живое умирает, но мёртвое само по себе не возникает. Там, где мы находим кальций и магний, там было растение, которому вещества обязаны своим бытием. Первый миллиграмм кальция появился не раньше, чем первое растение. - Не почва создает растение, а растение создает почву.»


Комментариев нет:

Отправить комментарий