пятница, 15 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. VII. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ


Из изучения духовной науки можно прийти к сознанию, что существо здоровья состоит в том, что человек, посредством сил своего ритмического организма, может установить равновесие между суммой своих разрушающих и созидающих сил, которые, действуя от обмена веществ вверх, а от чувственно - нервной системы вниз, воздействуют на середину, где в процессах крови оба должны уравновеситься. - Здоровье суть индивидуальное, личное равновесие внутри описанного выше трехчленного организма. Это равновесие изменяется во времени; каждое время имеет свое здоровье и свои болезни. Можно хорошо представить себе, что с этой точки зрения все болезненные состояния коренятся в отсутствии равновесия, смещении сил. Наше сегодняшнее состояние сознания - то, что мы называем нормальным предметным
сознанием, - основано на совершенно определённом взаимодействии членов существа. Сегодня мы склонны, в соответствии с научным духом и техникой, гораздо больше заставлять действовать нервно-чувственный полюс, чем полюс обмена веществ. Этот факт определяет картину современных болезней.

Поскольку сознание мы можем развивать только на основе разрушающих процессов, т.е. жертвуя жизнью, Рудольф Штейнер выразил это в программном предложении: «В духовной и душевной способности человека лежит причина болезни».

В Библии этот факт нашёл свое выражение в образе «Вкусить от древа познания»; - этим обозначено время, когда человек в своё душевное тело воспринял стремление к более плотным элементам, но благодаря этому постепенно приобрел земное сознание, поднявшись до предметности сегодняшнего дня. Образы легенды о рае описывают нисхождение человека из более тонких элементов в более плотные элементы, как было показано уже в главе III данной книги. - Это душевное тело принимает в себя воздействия; его связь с материей влечёт за собой смерть, болезнь и заблуждение.

С «грехопадения» начинается цепь земных инкарнаций человеческого духа, который душа унесла вниз с собой, и новый поиск телесно-душевного равновесия для поддержания здоровья.

Если душевное тело слишком глубоко погружается в телесные функции, возникает тенденция к заболеванию, сопровождающему судорогами, болью, воспалением, лихорадкой, истощением. В тех местах, где душа недостаточно внедрена в физическое тело, возникают холодные подкрадывающиеся заболевания (поскольку о них не свидетельствует боль), здесь могут возникнуть отложения, дегенерация, а также новообразования.

Здесь не место вдаваться во все многообразие возможностей, как обе эти тенденции
взаимодействуют между собой, сменяя друг друга, подобно весам, где то одна, то другая чаша то опускается, то поднимается.

Лечение состоит в извлечении душевного тела из органического или во внедрении его. С двух сторон человек может прийти к здоровому равновесию. С телесной стороны — посредством медикаментозной или физической терапии, но также с духовной стороны - посредством овладения Я душевным теплом. Описанное можно проиллюстрировать примером:

Душевное тело суть ощущающее, и представляется вполне последовательным, что возникает боль, когда оно слишком глубоко внедряется, это первая ступень. Если не удаётся сразу извлечь его из этой зажатости в вещественном, то возникает вторая ступень, воспаление, за ним может последовать дальнейшее тяжёлое разрушение ткани. - Во многих случаях на собственном опыте можно убедиться, что такая цепочка существует.

Возьмем тривиальный случай: представьте себе, что Вам нужен определенный трамвай, чтобы по утрам вовремя быть на рабочем месте. Может получиться, что Вы несколько запоздали и пришли на остановку, когда трамвай уже уходил. Вы побежали, чтобы догнать его, но не успели на несколько секунд. Тогда может оказаться, - кроме огорчения, которое испытает Ваша душа, — что Вы почувствуете где-то в слабом месте, что душевное тело там сжалось, возможно, в области желудка. Возникает тянущая боль. Вы чувствуете, как душа, образно выражаясь, посредством желудка как бы притягивается отъезжающим трамваем.

Поспешность, внутренняя суетливость — это душевное свойство, но оно захватывает тело, и оно может, если часто повторяется, стать причиной, например, язвы желудка. Множество побуждающих сил нашей души не всегда присутствуют в нашем сознании, и это лишь небольшой пример того, как высказывания духовной науки могут быть проверены здоровым человеческим рассудком. Если бы в нашем примере Я выступило с требованием сдержанности, болезненная тенденция душевного тела была бы компенсирована.

В противоположном случае может оказаться, что душа выбивается из телесных связей, так что она слишком мало интересуется теми телесными связями, которые она должна импульсировать. Например, кого-то настиг удар судьбы. Его душа, оставшись одна, занимается исключительно этим ударом судьбы на душевном уровне. Человек каждое утро просыпается с мучительным вопросом: «Почему именно меня настиг этот удар судьбы?» Душа вращается в кругу забот и печалей и не может выйти за пределы обвинения. Это ведёт к душевному застою, к параличу всех импульсов, к отрицанию жизни. Если такой душевный настрой отразится в телесном, а это не замедлит случиться, там возникнут соответствующие
состояния и начнутся расстройства дыхания и кровообращения, проявится тенденция к простудам и отвердениям, более тонкие расстройства обмена веществ, которые могут привести к ревматизму, подагре, артропатиям всякого рода.

Если Я не сумеет вмешаться и призвать душу к положительному взгляду на судьбу, и не будет снова пробуждён интерес к миру и телесной жизни, тогда могут случиться ещё более тяжелые расстройства; и в конце этого пути, не учитывая всяческие другие возможные нарушения, может стоять образование опухоли; она представляет собой анклав в телесных процессах, в который формирующие силы духовно-душевного уже не могут больше вмешиваться.

Профессор Муассон (Париж) на протяжении десятилетий изучал смертность от рака в связи с
военными событиями 1914/18 годов и позднее. Причем оказалось, что смертность от рака увеличивалась, когда на полях сражений происходили грозные события, уносившие жизнь многих родственников. Особенно это было видно непосредственно после битвы под Верденом. Снижение смертности проявилось в конце войны, но она вновь повысилась, когда после войны инфляция также и во Франции стала угрожать существованию многих людей. Здесь возможно только одно средство: с помощью своего Я, в котором возможно понимание высших законов, привести душу к спокойствию и принятию судьбы, т.е. душевному
настрою, который более, чем предполагают, способствует также телесному здоровью.
Так мы видим, что телесные заболевания всегда имеют свои причины в душевной жизни, причём здесь имеется в виду не только сознательная часть душевной жизни, но также характер душевного тела, связанный с органической жизнью, который мы принесли с собой из предшествующей земной жизни.

Если же мы имеем дело с так называемыми душевными заболеваниями, то здесь мы видим обратное явление. Дух никогда не бывает больным, он никогда не может заболеть, он всегда действует целебно. Спутанность душевных свойств всегда восходит к тому, что деформирована физическая телесная основа. Так называемые душевные заболевания возникают только тогда, когда уже произошла тонкая деформация физиологической телесной основы мышления, чувств и воли.

Мы уже говорили о том, как, например, мышление осуществляется через отражение мировых
мыслей в нервной системе. Больной мозг, как зеркало мировых мыслей, отбрасывает в сознание так называемого душевнобольного искаженное отражение, как если бы в кривом зеркале отразилась его искаженная физиономия. В существе отражения телом участвует не только мозг, но и все органы, так что нюансы чувств и воли вызываются повреждёнными состояниями сердца, почек или печени. Эти деформации сопровождаются более тонкими нарушениями ритмических процессов и процессов обмена веществ.

Сегодня взгляд науки совершенно обращен на идею так называемых возбудителей, считается, что заболевания вызываются микроорганизмами или вирусами. Со времен Пастера и Коха за каждым заболеванием ищут возбудителя и бывают очень довольны, когда обнаруживают одно из этих маленьких живых существ, которые, как кажется, играют роль при заболевании. Следует вспомнить в этой связи Петтенкофера, великого противника Пастера: чтобы доказать, что идеи Пастера и его школы являются заблуждениями, он велел прислать из Парижа вирулентную культуру холеры, намазал её на бутерброд и съел его на глазах своих студентов на лекции.

Мы можем быть благодарны Пастеру за его исследования, которые ввели нас в существо
одноклеточных (бактерий, бацилл, кокков, спирохет). Сами эти исследования неопровержимы, но заключения, которые были сделаны из мыслительного направления тогдашней науки, имеют лишь ограниченное значение и нуждаются в расширении посредством духовной науки; ибо самое существенное до сих пор упускалось при этих исследованиях (хотя уже сегодня это признается отдельными исследователями), - а именно, что эти одноклеточные развиваются только на уже распадающейся жизни. Итак, если где-нибудь в организме происходит распад жизни, микроорганизмы находят себе там питательную почву. Такие явления распада в организме происходят повсюду там, где нарушена связь членов существа; там возникают явления распада и разрушения, представляющие собой благоприятную почву для паразитов. Поэтому нельзя сказать, что микроорганизмы являются причиной заболевания, но можно только сказать, что они являются симптомом заболевания. Известно, что к явлениям заражения относится также так называемая предрасположенность. Но предрасположенность и есть собственно заболевание; поражение бактериями - это лишь симптом уже имеющегося заболевания, если понимать под этим дисгармонию членов существа, недостаток равновесия.

Современник мог бы задать вопрос: отчего же происходят эпидемии? Для ответа на этот вопрос мы должны пойти немного дальше и пояснить примером. Известно, что на ребенка между рождением и сменой зубов в области воспитания можно воздействовать только примером окружающих. Ребёнок всему подражает: он повторяет всякий жест, физический или душевный. По этой причине важно, чтобы в этот период развития ребёнок жил в моральном окружении. Бесполезно делать ребенку моральные замечания; они не действуют, они только отталкивают ребенка. Из педагогики Рудольфа Штейнера мы знаем, что ребёнок в этот период, между рождением и сменой зубов, вырабатывает своё собственное, независимое от материнского организма, жизненное тело; существо жизненного (эфирного тела) - это подражание. Если такой ребёнок играет с другим, в котором уже противодействие наследственным силам достигло критической стадии, и, например, он должен заболеть скарлатиной, тогда этот ребенок, который также склонен к борьбе с наследственными силами, подражает жесту этого ребенка и также заболевает скарлатиной, так заражение может возникнуть в результате простого подражания. Также и здесь, в конечном итоге, причиной являются не возбудители, но коренящаяся в духовно-душевном готовность защищаться от унаследованной модели.

Современник спросит теперь: как дело обстоит со взрослыми, когда целые районы опустошают эпидемии холеры, тифа или чумы? Также и здесь духовный исследователь может указать на более глубокие причины таких эпидемий. Не говоря уже о том, что каждый взрослый человек также, естественно, имеет эфирное тело, т.е. тело, способное к подражанию, которое может подвергнуться воздействию при соответствующей предрасположенности, Рудольф Штейнер в своём цикле лекций о теософской морали описывает, как, например, «черная чума» в Средние века может иметь в качестве более глубокой причины предрасположенности совместно пережитые, связанные с большим страхом катастрофы в прошлой земной жизни. В этом случае он называет набеги гуннов в Центральную Европу. -
В нормальном случае «Я» переваривает такой опыт, то есть дух овладевает им; но часто этому
препятствует страх.

Что происходит в организме человека, когда он пугается? Я выталкивается из телесно-душевно-духовной взаимосвязи и теряет власть над душой и жизненным телом. В народе говорят: «Потерял голову». Рудольф Штейнер описывает более детально, как это метаморфозируется в предрасположенность к заболеванию, которая делает возможным поражение специфическими организмами.

Как мы ни приветствуем прогресс в гигиене, но должны себе уяснить, что не он в конечном итоге предохраняет от эпидемий, но гигиена самой души, которая достигается посредством укрепления Я. Лучшая защита от так называемого заражения - это сильное Я, мужественный дух, который хорошо укреплён в теле. Если медсестра инфекционного отделения испытывает страх, она уже пропала, несмотря на все внешние гигиенические мероприятия. В конечном счете, дух сохраняет нас здоровыми.

В этой связи интересно отметить, что благодаря исследованиям Шандерла, подтверждённым
исследованиями русских ученых, микроорганизмы модифицируют свои формы и свойства в зависимости от окружающей среды. Например, предрасположенность к холере может аутогенные микроорганизмы превратить в бациллы холеры. Поэтому не обязательно, чтобы поражение организма бациллами холеры всегда происходило бы извне, но скорее собственные телесные микроорганизмы под влиянием изменения условий окружения становятся таковыми, причем изменение условий может состоять в нарушении кооперации членов существа.

Само собой разумеется, что ненормальное поражение организма микроорганизмами вторично может вызвать другие серьезные нарушения, как это видно из хода течения эпидемической болезни.

В заключение можно сказать, что соответствующее телесно-душевно-духовное взаимодействие, которое возникает на определённом этапе развития человечества, является определяющим для здоровья, и каждый сдвиг в этой связи имеет своим последствием заболевание. Причём следует учесть, что эти взаимосвязи существуют не одновременно для всех современников, потому что, если рассматривать соответственно областям Земли и расовым особенностям, телесно-душевно-духовные взаимосвязи всегда несколько различны. Одна раса ещё осуществляет такие взаимосвязи, которые для другой остались уже далеко позади, другие же предвосхищают будущие состояния.

Что касается эфирных сил Земли и их географического распределения (это могло бы составить некий вид эфирной географии), я объяснил уже в «Учении о питании», что на Востоке мы имеем перевес расширяющих,
растворяющих, тепловых эфирных сил, тогда как на Западе - сгущающих субстанцию эфирных сил, и поэтому наблюдаем там
необыкновенный рост гигантских деревьев и огромных кактусов и т.д.21

Соответственно и эфирное тело человека на Востоке более связано с космическими силами, так что видится как бы приподнятым над головой, в то время как эфирное тело
американцев сильнее связано с Землей (см. рис. 7).

Этим объясняется также отличие душевного настроя азиата от жителя Центральной Европы; настрой первого гораздо теснее связан с духовными воззрениями, тогда как американец сильнее привязан к глубинным силам Земли, отсюда их склонность к научному исследованию материи, однако также и материалистическому мировоззрению.

Итак, необходимо использовать различные масштабы, что касается здоровья и болезни, на Востоке, на Западе и в Центре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий