среда, 20 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. IX. ВРАЧ ЭКЗАМЕНУЕТСЯ У ПРИРОДЫ 2

Ритмический ход кривых и становление и прехождение субстанции кажутся символическими для биографии Герцеле. Не однажды, но много раз должен был он начинать заново. Должно быть, это был честный, неустанно работающий, всем жертвующий для своей цели, благородный человек.

На рис. 14 для полноты впечатления точной и старательной работы приведен протокол опытов с 1 по 13 марта 1954 года (к кривой на рис. 10).





В том же направлении развивались опыты французского исследователя Г. Шпиндлера, который в продолжение многих лет занимался исследованием водной флоры на атлантическом побережье Бретани. В непрерывном ряду опытов он изучал содержание йода в водорослях (ламинариях) и обнаружил совершенно немотивированные колебания.

Систематические исследования дают следующую картину: 31

Взятые от одного и того же урожая, разделенные на равные части, в герметически закрытых сосудах сохраняемые водоросли показывают между собой одинаковое содержание йода. Анализ, проведеный спустя 24 или 48 часов, показывает прибавление или убавление содержания йода до 30% от первоначального. В двух рядах опытов с Laminaria saccharina было установлено прибавление содержания йода даже до 80-100%. Таким же образом Шпиндлер изучал первичное образование калия и установил возрастание субстанции калия до 15% и более. Свои опыты Шпиндлер проводил со специалистом по калию, который проводил анализ.32

Примечательно то, что говорил Шпиндлер относительно результатов своих опытов. Изложенные методы позволяют установить, «что йод в ламинарии существует в некоторой форме, которая ещё не позволяет его зафиксировать как химический элемент», и далее: «Я уверен, что живой органический мир возник не из предшествующего ему неорганического. Напротив, минеральная земная кора была произведена живым прамиром, как кора производится живым деревом».

Протокол 1 марта 1954 г.
Опыты c l по 13 марта 1954 г.
5 ампул одинакового объема: (измерено путем вытеснения воды в градуированном стеклянном цилиндре, считывание при помощи зрительной трубки, желательный объем маркирован прорезиненной полоской бумаги, обрезан и заполнен).



* 5-й и 6-й десятичные знаки определялись по амплитуде колебаний.



Работы Шпиндлера побудили М. Барангера, профессора, члена правления Политехнического
института в Париже, на протяжении многих лет заниматься исследованиями Герцеля. Со всеми средствами, которые были предоставлены ему институтом, и с помощью опытного персонала он проделал тысячи опытов и анализов. Его результаты подтвердили и расширили исследования Герцеле. Он сказал: «Я понимаю, что всё еще ищут ошибку, заблуждение, которое бы позволило отбросить всё, что мы сделали. Но пока не нашли. Феномен налицо: растение может производить превращение элементов. Факт скандальный».33

Знаменитый биолог Готтхельф Шуберт уже в 1808 году в своей книге «Взгляд на темную сторону естествознания» пишет в 10 главе: «Вода преимущественно является тем, что служит питательным средством для вегетации. Это замечательное вещество, даже если его тщательным образом очистить от всех чуждых частей, посредством растения переходит в состояние превращения, которое по нашим представлениям едва ли возможно. Знаменитые опыты некоторых химиков, выращивавших семена растений в дистиллированной воде в закрытых, выставленных на солнце сосудах, показывают, что такие растения содержат все те земли и другие составные части, которые содержатся в пепле свободно выросших растений. Вода в этих опытах посредством вегетации была преобразована в вещества твердой природы, которых до этого не было и следа».

Так вырисовывается мировой образ, который, наподобие Платонова, показывает ступенчатое
нисхождение Творения через царства природы до минерального уплотнения. Все эти работы нашли конкретную формулировку в определении Рудольфом Штейнером сущности вещества: «Вещество — это излившаяся космическая деятельность». Разве не могла быть жизнь прежде существования материи, жизнь, как результат существовавшего раньше духовного космоса? Разве не представляется необходимым догме о преэкзистенции материи противопоставить идею о преэкзистенции духа?

С этой точки зрения живая органическая связь, например, растение, становится новой важной реальностью. Такой организм представляет собой не просто аддитивную смесь субстанций, но созданную высшим творческим принципом, излившуюся в форму и вещество телесность. Творческий принцип действует в этом организме и сохраняет его в потоке жизни. То, что Парацельс называл сигнатурой, есть не что иное, как творческий принцип, который врач, держащий экзамен у природы, должен уметь вычитать из формы и вещества.

Парацельс требовал от врача, чтобы он как бы слушал пра-мелодию творения. Нужно в естественных формах и веществах открыть организующую силу, которая далеко выходит за рамки атомно-химических связей и их определяет. Гёте, в том же смысле, как Кеплер и Парацельс, сделал в наше время первый шаг к тому, чтобы мыслительно постигать пра-жесты природных вещей, имел современником Самуила Ганемана. Эпоха, в которую жил Гёте, была вершиной немецкой духовной жизни. Также и Ганеман постигал духовное в его сущности: он выдвинул гениальную идею «simi1iasimi1ibus» - это означает не что иное, как попытку подслушать эту пра-мелодию существа и вещества, как она звучит в человеке. Так человек - инструмент, в котором звучит мелодия вещества. Но это суть симптоматические образы
гомеопатии, и они так существенны для гомеопата, что он называет патологические состояния не обычными терминами медицинской диагностики, но по названию лекарственного средства. Так, есть анемон-тип, серный тип и т.д.

Но врач должен к симптоматическому образу добавить еще сигнатуру лекарственного средства в смысле Парацельса; он должен держать у природы экзамен. Только совместно они дают врачу истинное знание, как бы мелодию, которую он может слышать, если инструмент настроен так, как только ориентированная на духовную науку медицина может настроить существо человека.35

Представленные кривые становления и прехождения субстанции имеют еще примечательные
свойства в их отношении к мировому пространству. Герберт Шпрангер36 на протяжении десятилетий изучал зависимость метеорологии от звездного неба, в особенности от Луны. Бросается в глаза подобие - если не сказать конгруэнтность — моих кривых веса с его кривыми давления воздуха. Как напрашивается идея, что излившаяся в растении в форму и вещество активность уже подготавливалась до этого в метеорологической окрестности Земли. Мы ведь знаем, что в плотном элементе воды выступают такие формы, какие мы находим в ещё более плотном веществе у растения. В этом направлении можно указать на отличную работу Теодора Швенка «Сенсибильный хаос».37 В своих описаниях движения воды - воды
как посредницы звездного порядка – Швенк говорит о духовной сущности жидкого. Но то, что в струящейся воде ещё видно, что как струящаяся мудрость вступает в явление, продолжается в воздухе. В облачной формации как выражении формирующей силы воздуха открывается воздушный организм, окружающий Землю. На 88 рисунках Швенк изображает организующую силу высших сущностей в воде и воздухе. Эти организующие силы известны также врачам, и они очень хорошо знают, как «смена фронта» может повлиять на состояние здоровья и болезни.

Ясно, что организующие силы, действующие в растении, могут быть найдены также и в
метеорологии.

На рис. 15,16 и 17 показаны весовые кривые и кривые давления воздуха как доступный наблюдению критерий метеорологии. Тонкими линиями показано движение субстанции, а толстыми метеорологические изменения. По рис.17 специалист увидит направление, в котором Шпрангер хотел исследовать закономерности между ростом растений, метеорологией и звездным небом.







Некоторые исследователи заинтересовались фактами становления и прехождения субстанции, описанными в «Учении о субстанции». Некоторые из них предприняли опыты, развивающие полученные результаты. Такие опыты не всегда протекали благоприятно, поскольку вначале позитивные результаты через некоторое время не подтверждались. Я должен сказать, что мои собственные опыты иногда не приводили к ожидаемому результату. Я не могу ещё с полной определенностью сказать, что являлось причиной этих помех. Но кажется, что на качество проводимых опытов влияет возрастающая радиоактивность земной атмосферы, космические эксперименты и возросшее количество рейсовых самолетов с реактивными двигателями. Точность этих опытов может быть обеспечена при спокойном, субтильном силовом обмене между макро- и микрокосмосом.

Но все это говорит о том, что представления о субстанции находятся в процессе становления,
которое ведет к все более живой идее и должно повлиять на практическую жизнь.

Человеческое существо имеет тело, душу и дух. Своим телом он принадлежит телесному миру, своим духом — творческому миру деятельностей, своей душой человек соединяет оба мира. Внешний телесный мир он воспринимает своими органами чувств и преобразует его во внутренний душевный мир. Это главный столп духовнонаучно ориентированного рассмотрения человека.

Это внутренний мир вначале состоит из примитивных суждений симпатии и антипатии - душевный настрой, который человека роднит с животным ; только на более высокой ступени душевной жизни, когда память и мышление создают организующий континуум, человек поднимается над животным. Чувственные восприятия получают продление: они становятся представлениями, понятиями и идеями. Собственно мысль находится в центре душевной жизни; человек мыслит — он касается сферы духа. Когда его мысли становятся самоотверженными, его Я отступает от симпатий и антипатий, тогда творящий дух открывает
законы мира.

Эта стадия душевного развития была достигнута в 15 веке: началась эпоха открытий, которая
привела к нашему естественнонаучному образу мира. Но поскольку духовные устремления
преимущественно обращены на чувственное восприятие и каузально-детерминистический образ мышления, это образ мира вначале является материалистическим и поэтому односторонним. Трагедия материализма заключается в неспособности понять материю, так выразил это Рудольф Штейнер. Каузально-детерминистический способ мышления воздвигает стену, все теснее замыкающую нас в мире, который в существе своём иллюзорен. Только если удастся проломить стену - можно сказать также: преодолеть Канта - тогда откроется мир творящего духа.

Как Кеплер открыл гармонию сфер, и Гёте морфологически через все метаморфозы растительного существа исследовал деятельность прарастения, так же возможно познавать творящую деятельность космических праобразов в бытии вещества. Чтобы видимый мир пережить как конец пути Бога - как отражение Духа - или , другими словами, «как проявление существа», для этого врач должен выдержать у природы экзамен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий