пятница, 15 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. VI. ТЕЛО КАК ИНСТРУМЕНТ ДУШИ


На протяжении тысячелетий человечество пытается понять связь тела, души и духа. Загадка
человеческого существа преследовала и занимала наиболее выдающиеся умы всех времен, но никогда этот вопрос не был таким темным, как сегодня. Развитие рационального мышления привело к потере действительности; стали стремиться к упрощению. Так случилось, что уже в девятом веке после Рождества Христова в духовной борьбе вокруг трихотомии - о которой велись такие жаркие дискуссии, поскольку спиритуальное понимание уже было утрачено, - дух был как бы упразднен. На 8-м Вселенском соборе в Константинополе в 869 г. по Р.Х. установилась церковная догма, что человек состоит только из тела и души, при этом душа обладает некоторыми духовными свойствами. Сегодня многие сомневаются уже и в
существовании души, и стало научной догмой, что душевные качества суть телесные функции.

В эти мрачные времена грандиозные открытия, которые были сделаны Рудольфом Штейнером в духовнонаучной области, поставили проблему души-духа на совершенно новую основу. Мы позволим себе попытаться в узких рамках дать об этом понятие. Многое придётся оставить афористичным, и всё представление этого вопроса должно рассматриваться только как указание и стимул.

В «Учении о субстанции»16 мы попытались представить становление мира из космоса жизни. Дальнейшие подробности нашли место в третьей главе этой книги: жизнь была тогда, когда материя ещё не существовала, жизнь, как следствие предшествующего душевно-духовного космоса - пра-пра-Адам.

Эта космическая жизнь открывается сегодня в индивидуальных формах земных живых существ; чище всего представлена она в растении. Растение ещё не наделено высшими качествами, как животное и человек; оно представляет исключительно жизнь на Земле. В ростках и побегах, в цветах и плодах оно проявляет свою земную форму, и оставляет её с наступлением осени, когда растение возвращается в царство сущностей (праобразов или матерей по Гёте). Земные субстанции, которые само растение по большей части производит для своего построения, также распадаются, когда силовое тело существа оставляет явление.

Это силовое тело мы, вместе с Рудольфом Штейнером, можем называть жизненным или эфирным телом. Такие жизненные тела имеют все живые существа на Земле: будь то растение, животное или человек. Оно поднимает физическое тело в жизненный поток, оно поддерживает жизненные функции и, когда оно покидает физическое тело, наступает смерть. Безжизненное физическое тело распадается и становится землей. Физическое тело, пронизанное жизнью, греки называли «сома».

Ещё нечто дополнительно выступает у животного. Развитие зародыша из яйца проходит так, что вначале совершенно вегетативным образом посредством деления клеток образуется нагромождение клеток (морула), которые затем складываются в образования сферической формы (бластула); но теперь, по сравнению с растительным развитием, появляется нечто новое. Бластула приобретает углубление, вначале в форме чашечки, затем все глубже, пока полностью не образуется оболочка, которая отделяет внутреннее от внешнего (гаструла). Животное развитие проходит в растительной форме до образования гаструлы, и только она представляет собой, по сравнению с растительным развитием, нечто принципиально новое, и её называют праформой всех многоклеточных животных.

Если растение из космического окружения, из окружающего его ритмического действия звёзд приходит прямо к физическому проявлению, то при образовании животного действует импульс, который ограничивает некий анклав от внешнего космоса, и в этом анклаве начинается собственное внутреннее развитие органов. Внутренняя поверхность зародыша (энтодерма) - это праформа, из которой развиваются все внутренние органы. Из внешнего слоя клеток (эктодермы) развиваются зачатки органов чувств и нервная система. Эти факты на уровне телесной жизни - не что иное, как то, что на душевном уровне представлено как две полярные возможности нашего внутреннего душевного пространства. С внешним миром оно связано посредством чувственных впечатлений; посредством системы движений открывается
возможность действовать во внешнем мире.

В этом развитии мы метаморфически познаем следы следующего силового тела, которое не только, как у растения, которое как целое существо должно быть только носителем жизни, - строит облики и субстанции из живой космической окружающей среды, но превращает тело в носителя собственного движения и ощущений. Ощущение, в этом смысле, — это движение на душевном уровне, душевное движение. Рудольф Штейнер называет это силовое тело душевным телом или астральным телом (от слова «astra» - звезда).

Итак, недостаточно, чтобы космические формирующие импульсы действовали только извне, как у растения, нужно все задатки сделать внутренними, чтобы животное, как целостный облик, независимо от внешнего космоса могло представлять свободное движение. Таким образом, животное усваивает внутрь себя часть формирующих импульсов звёздного космоса - отсюда название «астральное тело» - и строит внутренние системы органов, такие как сердце, почки, печень и лёгкие. То, что растение образует в субстанции, подвержено прямому воздействию космических формирующих сил, связанных с внешним светом. Но животная субстанция, построение которой происходит внутри организма, воспринимает свои
формирующие импульсы от вывернутых наизнанку космических сил. Сами внутренние органы представляют собой не что иное, как заместителей внеземных процессов и сил; они являются силовыми центрами ставшим внутренним Универсума. Такие исследователи, как Парацельс, указывали на это уже в давние времена.

Этот внутренний, индивидуализированный звёздный Космос, который мы называем душевным или астральным телом, у животных, а также у высших животных, наличествует только в своей праформе. Поэтому животное способно только к простейшим душевным проявлениям, таким как собственное движение и ощущения (рефлексы). Человеческая же душа обязана своим развитием ещё более высокому принципу, а именно, силе личности, Я. То, что греки называли «Psyche», это душевная метаморфоза, развившаяся выше животной души благодаря развитию принципа Я.

Но человек со своим Я принадлежит вечности, в своем Я он — дух. Как Солнце в макрокосме является организующим центральным существом, так и человеческое Я может считаться духовным солнцем, носителем сопоставляющего и составляющего суждения разума в микрокосме-человеке.

Это Я также участвует в образовании и преобразовании тела в человеческую форму. Для того, чтобы тело могло стать носителем Я, температура крови должна иметь постоянное значение 37° С, должна быть активизирована сила прямохождения, а дыхательный ритм и ритм кровообращения должны регулироваться в соответствии с космическими закономерностями: здоровый человек делает за сутки столько вдохов и выдохов, сколько солнечных лет содержится в одном платоновом году - 25 920. Так Я формирует тело и душу. Душевные качества человека - мышление, чувства и воля - получают возможность развития и строят в телесном свои физиологические основы.17

Основное заблуждение сегодняшней психологии и физиологии - это мнение, что три названных душевных качества имеют своей телесной основой нервную систему. Отношение духовно-душевного к телу, если дух и душа признаются самостоятельными реальностями, может мыслиться только так, что они выступают как творческий принцип по отношению к живому телу, что они так преобразуют его, что тело может стать инструментом души и духа. Поэтому эти высшие принципы формируют совершенно определённые телесные функции, на которые они должны опираться, если хотят манифестироваться в теле.

На такие формирующие принципы указал уже Гёте, когда он говорил: «Если бы глаза не были солнцеподобными, они не могли бы видеть солнца; если бы не жила в нас собственная сила Бога, как могли бы мы восхищаться божественным?» Как часть собственной силы Бога, мы имеем Я и пронизанную им душу.

Я образует в душе мышление, чувства и волю. Телесно же эти качества действуют на совершенно разной основе; только мышление опирается на нервную систему, высшие формы которой оно само образовало в ходе прошлых периодов развития. В особенности передний мозг, который человеческому духу служит инструментом для постижения высших понятий. Но если бы к жизни нервов мы не присоединили ритмы дыхания и кровообращения, то остались бы бесчувственными; на этих крыльях, - если можно так сказать, - мы проносим через мир чувства. Дыхательная жизнь и все сопряженные с этим ритмы организма теснейшим образом связаны с чувствами. Как большая радость или одухотворение могут
убыстрять дыхание и пульс, и как замирают они при сильном испуге или горе!

Наша же воля коренится в химических процессах нашего обмена веществ. Это самый тёмный регион нашей душевной жизни, который мы можем переживать в своем сознании лишь во сне. Наши чувства воспринимаем мы полусознательно, как бы в полусне; полностью бодрствуем мы только в нашем мышлении. Заблуждением является мнение, что мы посредством нервов можем волить. «Намерение», которое мы предпосылаем деянию, хотя и является представлением в области мыслительной деятельности, и по нему ориентируется воля, но способность претворить намерение в деяние глубоко скрыта во мраке области обмена веществ. На этот счет мы не станем слишком далеко вдаваться в подробности в рамках
данной работы; но есть соответствующие разработки, показывающие, почему на почве духовнонаучной медицины так называемые «двигательные нервы» рассматриваются не иначе, как и все остальные нервные органы, а именно, как основа восприятия, а не причина воли. Они действительно служат только тому, чтобы воспринимать процесс обмена веществ, который лежит в основе воли.

В книге «О загадках души», в которой Рудольф Штейнер впервые изложил результаты своей 30-летней работы, подробно описано, как сформированная духом человеческая душа с телесной стороны имеет физиологические опоры для мышления, чувств и воли: в нервно-чувственной системе, в ритмической системе и системе конечностей и обмена веществ. Это является фундаментом для рассмотрения трёхчленности человеческого организма.

С духовной стороны, душа посредством сознательной работы над собой может достичь
метаморфозы мышления, чувств и воли и подняться к высшим способностям имагинации, инспирации и интуиции.18 С этой точки зрения имагинация представляет собой высшее мышление, инспирация — высшие чувства, и интуиция - высшую волю. Эти способности, которые некоторые великие индивидуальности проявляли в ходе человеческого развития, в будущем станут общим достоянием людей.Греки называли эту сферу духа «pneuma » (пневма).

Если наглядно представить это членение, то, возможно, следующий рисунок будет соответствовать этому (рис. 6).
Итак, полностью бодрствующий человек имеет следующие члены существа:



Этими четырьмя членами существа человек так вписан в творение, что его физическое тело, как самое древнее, было заложено в фазе Сатурна земного развития, его жизненное тело — в солнечной фазе, душевное тело — в лунной, и Я — на Земле.

Таким образом, человек сродни четырём природным царствам: своим физическим телом - мертвому минеральному царству; своим жизненным телом — пространной жизненной сфере растительного мира; своим душевным телом — природе инстинктов животного; своим Я он представляет собой «собственно человека». Он поднимает также свои низшие члены существа до человеческой ступени по мере того, как он их преобразует. Посредством своего Я достигает он божественной сферы и является «духом среди духов» (Рудольф Штейнер). Слово «человек» (Mensch) в немецком языке имеет общий корень с санскритским словом «Manjuscha», что означает носитель духа.

Эти принципы или члены существа работают в физическом теле в совершенно определённой
взаимосвязи, так что для телесных функций образуется структура, которую в этой главе мы уже описали как Трёхчленность человеческого телесного организма: нервно-чувственная система, ритмическая система и система обмена веществ и конечностей; тем самым человек, со своим телесным бытием, представляет собой инструмент своих высших членов существа для связи с природой; всё, что есть вовне, мы носим в себе.

Своим физическим телом мы стоим на твёрдой земле, так сказать на скале, которая является
физическим телом Земли. Своим жизненным телом мы стоим в связи с жидким элементом Земли, который, в конце концов, находит своё сформированное выражение в растениях. В «Учении о субстанции» описано, как мы, если мы восприимчивы к окружающему нас миру, можем воспринимать качества праосновы природы, на которой мы живем. На кремниевую почву мы реагируем иначе, чем на известняк или глинозем; мы чувствуем себя различно в своём жизненном настрое, если мы вступаем в хвойный лес или лиственный. Мы чувствуем сродство нашего тела свойствам родника, реки или моря. Родник кристально чист; река и потоки, втекающие в неё, находятся в текущем движении; море же должно переваривать всё,
что в него втекает. Созерцательный взгляд в водное содержание природы напоминает нам жидкостный организм нашего тела. Из густых, молочного цвета жидкостей нашего обмена веществ (хилус, лимфа) берёт начало кровообращение нашей ритмической системы, и далее вверху просветляются телесные жидкости до ликвора чувственно-нервной системы. В этом жидкостном организме господствуют силы жизни, как во внешней природе в существе воды коренится жизнь Земли. Изучение физического тела, - можно сказать, изучение анатомии, — показало, что в нашем сердце есть вентили и клапаны, устройства, которые в механике используются для того, чтобы потоки жидкостей направлять в определенную сторону. Но, поскольку наука, как уже было описано, все более теряет связь со всеобщей реальностью,
неудивительно, что Гарвей приписал сердцу свойства насоса. Невзирая на тот факт, что исследования эмбриологии и изучение низших живых существ показали, что кровообращение уже существует до того, как появляется сердце, всё ещё продолжают придерживаться заблуждения Гарвея. Можно парадоксальным образом сказать, что не сердце перекачивает жидкость, осуществляя кровообращение, но сила жизни, совершающая круговорот в крови, побуждает действовать сердце. Сердце - это не насос, но орган, который ритмизирует кровообращение, и поэтому из науки о потоках может быть дано его сравнение только с
«гидравлическим тараном».

В нашем воздушном организме мы имеем отражение воздуха, который в природе открывается в ветре и погоде. Мы наблюдаем, как ветер на поверхности озера или моря поднимает волны; так душа движет кровь по путям воздушного организма. Душа и жизнь относятся друг к другу так же, как ветер и вода. Когда Гёте произносит слова: «Душа человека, воде подобна, судьба человека, ветру подобна ты! », - мы можем только благоговейно думать о такой провидящей мудрости, как близко его гений подошёл к мировым тайнам, соединяющим человека и природу, которые Рудольф Штейнер высветил для нашего времени, показав отношения между макро- и микрокосмом и тем самым перспективы для науки, которая служит не только регистрации каузально-детерминистских взаимосвязей, но и всеобъемлющему пониманию Творения.

Также как сердце не является насосом, так и лёгкие не являются «кузнечными мехами»; внутренняя душевная сила действует так, что жажда воздуха удовлетворяется в дыхании. Побуждение к этому исходит от системы органов, которая сегодня в физиологии признается только как орган выделения; но другая сторона этого выделения - это всасывающий импульс, и он исходит, равно как и выделение, от почки. Вся система почек и мочевого пузыря — это сосущая система, которая тем самым действует возбуждающе на дыхание через лёгкие. Подробнее об этом можно прочесть у д-ра Фридриха Хуземана «Образ человека».19 Тепло гармонизирует все эти сложные взаимопереплетающиеся процессы. Тепло - это элемент, в
котором может жить человеческое Я. И как тепло пронизывает все прочие элементы, так Я пронизывает все другие качества и поэтому может их очеловечить. На путях теплоты оно создаёт порядок и гармонию во всем организме.

В отличной книге д-ра Бюлера, носящей то же название, что и данная глава, эти взаимосвязи,
насколько они понятны любителю, оснащены поясняющими примерами и живо описаны.20

Космос, мир и человек — это единство, которое может стать понятным при изучении в
духовнонаучном направлении из взаимосвязи, которая до сих пор раскрыта лишь в предчувствии. Для этого необходимо вжиться в идеи, которые для научных потребностей современного человека даны в духовнонаучном представлении Рудольфа Штейнера. Однако необходимой подготовкой к этому будет истинная непредвзятость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий