суббота, 23 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. Скорпион


Теперь обратим взгляд на созвездие СКОРПИОНА, которое прежде называлось Орлом, и которое вместе с тремя уже обсужденными созвездиями Льва, Водолея и Тельца образует мировой крест. Ему соответствует звук «S» и очень простой, но выразительный жест.48 Мы держим левую руку, вытянутую вниз, немного отставленную в сторону, и чувствуем, как пронизывают нас вплоть до пальцев ног, и особенно в вытянутой руке, формирующие действующие сверху головные силы; застывающе, окоченевающе, кристаллизируя к твердой форме, действует на нас этот жест. Покой разливается по всему организму, но в то же время собранная сила. Мы чувствуем себя в этом жесте, который приводит к молчанию всё страстное и бесконтрольное, твердо стоящими на земле. Если мы перейдем теперь от этого
жеста к формированию звука «S», то почувствуем, как проявляется сдерживаемая сила; и огненно-страстно, но в то же время исполненные формирующих сил, образуем мы звук «S», характерную змеевидную линию. В этом звуке соединены оба полюса; он является огненным звуком, нам требуется весь огонь нашей воли при осуществлении этого жеста, но в то же время нам нужна концентрированная спокойная сила головы, чтобы обуздать этот страстный огонь и перевести его в чеканную форму, соответствующую этому звуку.

Отсюда понятно, как велико должно быть воздействие этого звука на человеческий организм, который в себе приводит к уравниванию оба полюса: огонь и форму. Отпечаток его мы находим в обеих полярно противоположных организациях человека: в подвижной форме кишечника в системе обмена веществ и в застывшей форме мозговых извилин в чувственно-нервной системе. Так мы можем понять этот звук как сущностное, огненная сила которого проникла в твердый облик. Мы повсюду встречаем его деятельность, где видим огонь, действующий в твердом. Но где всё это сильнее всего проявлено в вещественном? Рассмотрим с этой точки зрения углерод.

Углерод мы не встречаем уже в газообразной форме, как три вещества, описанных уже нами
(водород, кислород и азот), но мы находим его в минеральной природе в виде твердого тела в трёх аллотропных модификациях, как уголь, графит и алмаз. Во всех этих трех формах проявления мы имеем пред собой чистый углерод.

Алмаз - это самое твердое на Земле вещество; он кристаллизуется в правильную полиэдрическую форму. В то же время, этот камень несёт в себе больше всего огня; огонь алмаза вошел в пословицы. Самая твердая форма очищена и прогрета сверкающим огнём. Также и уголь, который мы знаем как чёрный, твёрдый камень, несёт в себе такую же огненную силу, но сокровенно. Здесь она заключена в чёрную, тёмную материю, и проявляется только тогда, когда форма распадается при горении. Но всё же ясно видно в обеих модификациях, как огонь внедрился в твёрдую материю.

Если мы обратим взор на живую природу или на человека, то окажется, что всё, что сформировано органически, пронизано углеродом. Каждый лист, каждый цветок, каждый плод, каждое животное, каждый орган человека, каждая отдельная субстанция получила свой облик из образующих сил углерода. В бесконечном многообразии выступает пред нами эта формирующая сила в органической природе. Современная структурная химия с её формулами дает нам картину этой структурообразующей силы. Углерод тем отличается от всех прочих земных веществ, что он может вступать в связь с самим собой и, благодаря этому, образовывать все новые структуры, цепи и циклы.49

К этим углеродным скелетам присоединяются другие вещества, водород, кислород и азот, так что таким образом образуются все новые и новые субстанции. Так, сегодня известно много миллионов различных углеродных соединений. Напротив, все остальные земные вещества, известные в химии как элементы, вместе образуют всего лишь несколько тысяч различных соединений.

Так нам отчетливо видна необыкновенная формирующая сила углерода. Но мы не полностью
познаём формирующую силу углерода, если будем рассматривать её только в физически-эфирном мире. За этой силой скрыт огонь, который делает углерод носителем мировых формирующих сил. Мы можем представить себе, что только потому углерод может производить так много органических веществ, что он представляет собой жизненно сущее, пронизанное праобразами духовного мира. Как скульптор носит в себе идею, образ создаваемого произведения и стремится запечатлеть этот образ в материи, в дереве, в
камне, так в углероде мы должны видеть мировые имагинации, которые он физически формирует в зримые образы с помощью других веществ. В растении этот процесс доходит до конца. Растение вдыхает углерод в виде углекислого газа, и здесь он осуществляет формирование вплоть до неподвижной формы. Но в человеке деятельность углерода не должна доходить до конца, иначе в человеке имела бы место тенденция стать застывшим, неподвижным растением, и человек слишком сильно исчерпал бы свое духовно-душевное в физически-телесном формировании. Формирующие силы углерода должны оставаться действенными на более высоком уровне; поэтому углерод должен выдыхаться в виде углекислого газа, но небольшая часть, которой может овладеть Я, всегда остается в крови, особенно в венозной крови головы. Там, благодаря своей образующей силе, углерод создаёт физическую основу для формирования мыслей. Для того чтобы сформировать мысли и духовное оформить в виде пластичных мыслительных образов, мы нуждаемся в формирующей силе углерода, но мы не должны допустить, чтобы этот процесс в нас дошёл
до растительного образования.

Чем более мы это мыслительное образование развиваем в направлении образного, имагинативного, тем больше мы будем усваивать внутри себя углерода, тем меньше мы будем выдыхать его. Так можно понимать изречение Рудольфа Штейнера, что в медитации дыхание изменяется, что мы меньше выдыхаем углерода.

Так можем мы углерод рассматривать как носитель силы, которая запечатлевает огонь в твёрдом, дух в материи. Алхимики называли его «философским камнем», который заставляет дух так действовать в теле, что телесное просветляется и очищается огнём духа.

Такое рассмотрение может привести к терапевтическому применению углерода, например, в
форме растительного угля (Carbo vegetabilis). Повсюду там, где в человеке не хватает физической основы именно для деятельности Я, где возникают процессы, которые не полностью достигают сферы человеческого бытия, Рудольф Штейнер говорит о «процессе животного становления».

Мы говорим, что углерод вносит образующие силы в огненное. Итак, в человеке мы имеем тепловой полюс в обмене веществ. Здесь происходят процессы растворения принятой пищи, которые затем должны протекать под действием формирующей силы деятельности Я. Если это проходит недостаточно интенсивно, то появляются расстройства, которые внешне могут выражаться в слишком сильном газообразовании, неоформленном стуле, вплоть до гнилостного поноса. Тогда необходимо усилить формирующий углеродный процесс.

Этому процессу животного становления человек противопоставляет процесс создания света,
который и отличает его от животного. В этом внутреннем световом процессе существенным образом участвует углерод, и это является основой для развертывания жизни чувств и представлений, просто нашей духовной жизни (смотрите главу XIII).

Вообще силы Я вводятся в обмен веществ посредством углерода в форме сахара в крови. Эти
сахарные силы мы можем усиленно подводить к организму посредством карамелизированного (жженого) сахара, который терапевтически мы применяем при слабости обмена веществ, но также и там, где не до конца доведенный процесс обмена веществ ведёт к расстройствам на периферии, например, при ревматизме и подагре.

В задачу этой книги не входит описание всех лекарственных средств, которые заставляют
действовать описанные вещества, но мы хотим дать только некоторые характерные примеры для понимания действия лекарственных средств вообще.

***

Если мы рассмотрим предыдущие описания, то увидим, что четыре представителя Зодиака, Лев, Водолей, Телец и Орел, привели нас к четырём важнейшим веществам: водороду, кислороду, азоту и углероду, из которых построен весь органический мир, т.е. взаимодействие и сочетание этих четырёх веществ образует субстанцию белка, основу всей жизни. Какой удивительной представляется способность белка к многообразию, когда мы видим его построенным из этих четырех элементов, из которых каждый сам по себе обнаруживает определенный широкий круг возможностей воздействия и которые совместно
могут образовать матрицу для развертывания живого, одушевленного и одухотворенного вещества. Мы познакомились с кислородом, как он вносит жизнь в физический облик, с азотом как с носителем того, что может пронизать эту жизнь душой, с водородом как с силой, побуждающей подъем из материи к духовному, и с углеродом как с такой силой, которая может консолидировать духовное, одушевленное, оживленное в физический облик. В своих разнообразных дифференцированных соединениях у них есть возможность воспринимать все влияния из космоса и снова и снова развертывать давать им возникнуть в новом отражении космоса. В семени видна эта способность яснее всего, где белок снова может воспроизвести вычеканенный в нем праобраз.

При таком рассмотрении мы сможем ясно увидеть различие между человеческим и растительным белком. Для построения растительного белка стекаются образующие силы этих четырёх элементов из четырёх мировых направлений, с которыми мы познакомились через четыре созвездия. Силы, которые снова и снова воспроизводят одинаковый образ растения, — это чистые космические силы. Растение непосредственно вчленено в макрокосмические явления; человек же, напротив, является микрокосмом в себе, отображением макрокосма. Он несет в себе звёздные силы планет и Зодиака как силы органов, и они образуют в нём, как микрокосмические отражения макрокосма, человеческий белок. Рудольф Штейнер в
лекциях для врачей указывает на то, что сердечная система соответствует образующим силам водорода, система почек силам кислорода, в то время как система печени родственна образующим силам азота и система легких — углерода.

Итак, в организме человека мы находим четыре системы органов, которые — в соответствии с действием Водолея, Тельца, Льва и Орла - образуют человеческий белок. Эти системы органов, из силовых сфер которых строится человеческий белок, некогда также возникли из макрокосмических сил, но сейчас они как микрокосмос подчинены индивидуальности человеческого существа. Так в каждом человеке образуется специфический белок, который, однако, вследствие этого подвержен воздействию деформирующих и вызывающих заболевания сил. Этого не происходит с растением, в котором всегда могут чисто и неизменно действовать творящие силы Вселенной. Также и животное является в определенном смысле микрокосмом, но в своем образовании белка оно подвержено действию не индивидуальности, а своего рода.

Человек должен сам нести ответственность за строение своего физического тела, и в будущем он только тогда сможет делать это правильно, когда будет знать о своем происхождении из космоса. Он будет всё более и более познавать эти космические силы в будущем.

***

Для каждого из четырёх представителей Зодиака есть два спутника, так спутниками Льва являются Рак и Дева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий