понедельник, 11 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. III. ТВОРЕНЬЕ


Последующие рассуждения лучше будут поняты, если попытаться дать некоторые пояснения
относительно истории Творенья. Библейская книга Бытия - это книга мудрости, которая сообщает нам важные сведения об истории Творенья. Но эти документы читаются сегодня с трудом; в особенности в современных переводах, которые передают непонятые прадревние слова. Кроме того, человек сегодня лишен доступа к этим документам, поскольку он отклоняет их как религиозную догму. Сегодня человек хочет уже не верить, а знать. Но также сегодняшние гипотезы об образовании мира совершенно неудовлетворительны. Говорят о спиральной туманности, которая якобы должна была быть причиной становления планетной системы, и из нее произошла наша солнечная система. В школах показывают, как одна плавающая в воде капелька масла разделяется на множество мелких капелек, которые вращаются вокруг центра, когда учитель перемешивает стеклянной палочкой воду; но в этом случае остается открытым вопрос об учителе в Космосе. Труднее вопрос о происхождении жизни на возникшем таким образом теле Земли, и где не хватает понимания, там всегда вовремя появляется слово самозарождение. Это «самозарождение» представляют себе весьма запутанным образом, но надеются, что однажды смогут, посредством особого группирования атомов, молекул, а теперь и электронов, воспроизвести жизнь. Другие гипотезы предполагают возникновение жизни на Земле из Космоса, посредством метеоритов, принесших зародыши жизни на Землю. Мысль о Творении, которое произошло от иерархии божественно-духовных сил, находим мы лишь у немногих просветленных личностей. Официальная астрономия скорее теряется в представлениях о неизмеримости пространственных и материальных сущностей и говорит о пылинке - Земле, на которой человек играет роль ничтожного микроба. Но чтобы человек мог стоять в центре Творения, и всё Творение появилось на сцене для него, такое предположение, хотя оно как будто
подтверждается религиозными документами, совершено чуждо нашей эпохе.

Духовная наука Рудольфа Штейнера дала множество сведений на этот счет. На это можно сказать: что, нужно снова верить? —но это не так. Рудольф Штейнер сам не раз говорил своим ученикам, чтобы они его сообщениям не верили, но проверяли их. Он дал также методы, как можно осуществить это.8

Естественнонаучная эпоха может быть названа эпохой гипотез. Поэтому сообщения Рудольфа
Штейнера можно было бы спокойно назвать рабочими гипотезами, как это принято в науке. Мы ведь ежедневно находимся в положении, когда мы должны верить вещам, которые мы не можем проверить. Относительно всего современного естественнонаучного развития мы должны просто верить специалистам; почему же сообщения специалиста в области духовной науки мы не можем принимать, по меньшей мере, как гипотезы?

Судьба всякой гипотезы - имеет ли она под собой прочную основу или нет - зависит от того,
плодотворна ли она в жизни или нет. Когда вооруженные такими гипотезами люди идут по жизни, постепенно оказывается, что благодаря им находятся более удовлетворительные ответы на вопросы жизни; тогда, со временем, можно прийти к убеждению, что речь идет не только о гипотезах, а скорее о реальности. В этом смысле следует понимать последующие сообщения.

То, что на широкой духовнонаучной основе представлено в книге Рудольфа Штейнера «Очерки тайноведения», я хотел бы кратко изложить в образах:

Если мы рассмотрим творческий акт рождения идеи, то как на примере художника, так и
исследователя, или вообще в повседневной жизни мы можем наблюдать, что такая идея внутренне растёт, её долгое время носят в душе и, наконец, она созревает настолько, что может быть объективирована вне души у живописца в виде картины, у поэта в поэтическом произведении, у исследователя в практическом деянии, и у нас самих - в важном жизненном акте, который придает смысл нашему бытию. Так, по описанию Рудольфа Штейнера, в начале Творения невообразимо высокие существа (христианская терминология называет их Престолами или Духами воли) имели космическую мысль, идею, а именно, идею человека. При этом мы не должны представлять себе сегодняшнего несовершенного человека, но человека как вечную энтелехию в её полном совершенстве. Долгое время носили эти существа эту идею человека в своём огненно-волевом существе. Когда пришло время, они объективировали свою идею человека в существе, которому передали свою огненную субстанцию; это был первый зародыш человека, пра-пра-пра-Адам. В восточных школах мудрости его называли Адам Кадмон. Это было огненное мировое тело, которое Рудольф Штейнер называл старым Сатурном. Сатурном, поскольку его пространственная протяженность достигала сферы, границей которой является орбита сегодняшнего Сатурна. Если бы мы с нашей сегодняшней чувственной организацией могли странствовать внутри этого тела, мы бы могли воспринять его существование только посредством тепловой дифференциации; мы могли бы этой древней планете приписать организацию в виде изотерм. Наш сегодняшний тепловой организм — это наследие этого древнего Сатурна. Каждый знает, что если посредством термометра измерить температуру за ушами, во рту, подмышкой и в заднепроходном отверстии, мы получим четкую дифференциацию. Сегодня на медицинских факультетах уже существует дисциплина, которая занимается изучением членения человека
на изотермы.

Однако этот древний Сатурн не был с самого начала таким физическим тепловым телом, вначале он был мировым телом, состоящим из душевного тепла, из волевого огня, и вся фаза развития этого древнего существа Сатурна состояла в том, что душевная теплота всё более сгущалась в физическую теплоту. Так же как у сегодняшнего человека одухотворение начинается с производства душевной теплоты и только постепенно метаморфозируется в физическую теплоту, так же следует понимать и сгущение духовной субстанции Престолов, в ходе эонов, в физическое огненное тело. Тем временем, образно говоря, пра-пра-пра-Адам устал; он погрузился в сон и пробудился из своего мирового сна как новый Адам. Ритм сна и
бодрствования, смерти и рождения имеет свой праобраз уже в истории Творения, как она представлена в духовной науке. Времени в нашем смысле тогда ещё не существовало, и поэтому нереально говорить о временной продолжительности этого мирового сна.

Но как утром после здорового сна мы пробуждаемся с новыми силами и новыми способностями, так и новый Адам является излученным в свете; теплота превратилась в свет. Это общезначимый мировой закон, что развитие к высшим ступеням сопровождается падением определенных частей на нижние ступени. Так возникает, как осадок света, более плотная ступень, воздух. Тем самым, кажется, впервые в мировой истории возникло нечто, что можно назвать приблизительно материей. Это состояние развития Рудольф Штейнер называет старым солнечным состоянием. В нём уже можно заметить нечто, что можно было бы назвать ритмом между светом и тьмой. Руководила этим развитием другая иерархия богов, которую в христианской терминологии обозначают как Господства или Духи мудрости. Это второе состояние, в котором человеческий зародыш можно было бы назвать Солнечным Адамом, снова погружается в мировой сон, названный Рудольфом Штейнером словом пралайя, заимствованным из древней восточной мудрости, и затем пробудился новым мировым утром с новыми способностями.

Свет развился далее к новому виду сил, управляющих мировым порядком. Если мы глядим на звёздное небо, то нас охватывает благоговейное изумление, когда мы дадим себе почувствовать монументальные орбиты и кривые, по которым движутся планеты на фоне неподвижного звёздного неба. Эту гармонию звёзд Пифагор, Платон и древние греческие посвященные называли гармонией сфер, которую они воспринимали посредством яснослышания. Кеплер исследовал эту музыку сфер в современном смысле и показал, что наша земная музыка является отражением небесной музыки человечества.

Всякий сегодня знает феномен хладневых фигур; он показывает, как посредством музыки
организуется земная пыль. Представьте себе, что эта организующая мировая сила проникает внутрь материи, тогда это будет химией, в которой проявляется организующая сила этой гармонии сфер, в соединениях и разъединениях. Химия — это зачарованная музыка. Закон простых и кратных пропорций («Учение о субстанции», гл. 1) или закон октав, позже приведенный к периодической системе (там же, гл. 11) — это главные свидетели этой музыки. Химик должен только иметь уши, чтоб слушать. Так химия, музыка и астрономия представляют собой манифестацию всеобщей организующей силы, радуга в семичленной цветовой шкале обнаруживает проявление этой организующей мировой силы.

Рудольф Штейнер говорил об этом силовом состоянии как об организующем эфире, иногда как о звуковом эфире, иногда как о химическом эфире, а также как о цветовом эфире. В этой связи нужно понимать, что эти различные отношения указывают на одну и ту же силу.

Так же как при возникновении светового эфира возникает более плотная его ступень, которая уже материальна, так мы находим в виде осадка сил мирового порядка воду. Рудольф Штейнер называет эту ступень развития Адама древней Луной. Этим развитием руководил другой род богов, который в христианской терминологии называется Силы или Духи движения.

Эта стадия мирового развития отчетливо представлена в северной мифологии, как, например, в Калевале, финском народном эпосе, или в Калевипоэг, эстонском мифе творения: мировой кузнец Тара куёт чёрно-белую землю. Работа тяжела, он устал и лёг спать. Это заметили сыновья кузнеца (калевипоэг) и попытались продолжить творение. Они сделали это, построив кантеле (арфу) и заиграв мировую песню. Когда это произошло, мир из черно-белого стал разноцветным. Растения зацвели разнообразными цветами, птицы оделись в пёстрое оперение - мир стал цветным. Когда древний кузнец Тара проснулся и увидел работу своих сыновей, он решил, что это хорошо. — Интересно, что в этом мифе описано дальнейшее развитие мира сыновьями предшествующей иерархии.

В наше время в гётевском учении о цвете впервые цвета представлены также экспериментально как деяния и страдания света, исходящие из света и тьмы. Гёте тоже указывает на творящий род богов, когда в главе о чувственно-нравственном действии цвета говорит о «порождении Элохимов», которые как наследники предшествующего рода богов создают земное состояние.

Лунный Адам снова впадает в мировой сон и снова пробуждается с новыми способностями. Новое мировое тело шествует дальше в развитии своих сил вверх и вниз. Мировые организующие силы развились здесь далее к мировой жизни, названной Рудольфом Штейнером «ощущаемым эфиром» или «формирующим эфиром» - сила, которая придаёт жизни форму. Возникает жизнь в полных смысла формах. Расцветает в формах и обликах данная из космоса мировая жизнь. С другой стороны, происходит сгущение воды к твёрдому. Тем самым положено начало сегодняшнему земному состоянию, и здесь начинается библейская история Творения. Предшествующие ступени развития в Библии намечены только в их повторениях. Об этом подробнее будет сказано в следующей главе. Развитие этого земного Адама происходит под водительством Властей или Духов формы. Это те же существа, которые в Библии названы Элохимами.

В грандиозных образах описывает Библия становление сегодняшнего земного мира. Здесь мы
находим в Библии историю грехопадения, изгнание из рая высших элементов и нисхождение человека в физическое тело, образованное из физической материи. Колоссальные преобразования, связанные с этим, явились следствием того, что человеческая душа восприняла в себя силу, которая сильнее отделила её от её космического происхождения и связала её с земными веществами. Человек отныне стал жить в смертном земном теле и, удаляясь от богов, вступил на свой путь к земной цели - развитию свободы и любви.

Для сохранения физического человеческого рода, бывшего до сих пор бесполым, земной Адам разделился на два аспекта человека, и прозвучали слова Бога: «Плодитесь и размножайтесь». Тем самым было положено начало развёртыванию человека в человечество.

В этом развитии, осуществляющемся во многих эонах, части Творения не достигают своей цели развития. Они должны были выделиться из человека, Пра-Адама, в его трёх стадиях. Выделившиеся части вплелись в общее человеческое развитие и стали природными царствами. Часть Творения, задержавшаяся на стадии Сатурна, стала тем, что сегодня мы на Земле называем минералами. Существа, задержавшиеся на ступени Солнца, предстают пред нами, как растения, а существа, задержавшиеся на лунной ступени, образовали наше сегодняшнее царство животных. Итак, вся природа не только близко родственна нам, но
является частью нас самих. В последующем станет очевидно, какую важную роль играет этот факт в полном понимании существа лекарственных средств.

Боги (творящие силы) постепенно удалились из мира, ставшего таким. По мере развития человека на него перекладываются задачи по дальнейшему развитию Творения. Правда, человечество ещё не в состоянии взять на себя эти задачи сегодня, оно утонуло бы в хаосе, если бы творящие силы не заботились о том, чтобы мир продолжал существовать. Существа, происходящие от иерархий, помогают человеку, чтобы существовала Земля, росла растительность и животные одушевляли Землю. Эти существа описаны во многих сказках, Рудольф Штейнер называет их элементарными существами. Народные сказки, собранные братьями Гримм, которые представляют процессы, воспринятые ясновидением, являются не
только развлекательным материалом для детей, но истинным представлением существ, которых ещё сегодня, хотя и декадентским образом, видят пастухи и рыбаки и прочие связанные с природой люди. Среди них различают: гномов (кобольдов, домовых), нимф (ундин), эльфов или сильфов и огненных духов. Гномы обрабатывают землю; они живут в рудных жилах, они заботятся о корнях растений и передают переработанное вверх нимфам и ундинам, которые в соках растений служат посредниками в беседе между небом и землёй. Обычно они живут в водных потоках, водопадах, реках, ручьях и морях. То, что вырабатывают нимфы и ундины в зелёном царстве листвы, они передают наверх следующей категории элементарных существ, эльфам или сильфам. Они живут в свете и воздухе и перерабатывают воспринятое до образования цветов. Они служат посредниками проявления мировой души в бабочках и пчёлах и передают обработанное Духам огня, которые действуют в образовании плодов и семян растений и заботятся о проявлении мирового Я.



На рис. 1 схематически представлено вышесказанное.

Как видно из рисунка, мы можем сначала показать линейное дальнейшее развитие элементов огня, воздуха, воды, земли как основы природы; над ними же, в генетическом развитии, высшие элементы огня, света, мирового порядка и мирового смысла или мировой формирующей силы как сверхприроды.

Теперь мы должны упомянуть третий генетический ряд, который возникает, поскольку творению противостоят силы, которые мешают ему.

Рудольф Штейнер в своем «Тайноведении» наряду с развивающимися, некоторым образом
законными существами водителей говорит об отставших и не достигших цели своего развития. Уже в солнечную эпоху земного развития такие отставшие существа эгоистическим образом стремились создать собственное мироздание. Но сил на это не хватило, и они похитили часть космического света и эгоистично утаили его; эти процессы привели, в конце концов, на Земле к факту электричества.

В христианской терминологии эти существа называют люциферическими. Это они в начале земного развития привели человечество к грехопадению (люциферово искушение). В Библии образно описано это грехопадение. Мудрость существовала во все времена, но форма откровения во все времена была приспособлена к сознанию человека. Так, история рая — это сообщение о событиях в образной форме. Люцифер возбудил в человеческой душе страсти и стремления, которые ввели её в сгущение материи.

Вторая категория противодействующих сил выступила в период лунного развития, в эпоху, когда проявились организующие мировые силы. Часть их также была похищена с эгоистичными целями; они проявились позднее на Земле как магнетизм. Эти существа в восточных школах мудрости назывались ариманическими. Ариман - это тот, кто принимает души, которые под действием Люцифера погрузились в материю, и стремится замутить их сознание для духа. В то время как Люцифер разжигает внутри человека страсти и стремления, Ариман подступает к нему снаружи, из майи чувственных явлений, и искушает его, приводя к вере в то, что материя является единственной реальностью. Все абстракции, которые ведут к механистическому мышлению и постепенно приводят душу к окоченению, - это дело Аримана; он господин холодного нечеловеческого интеллекта.

Гений Гёте художественно представил этот мировой факт в образе Мефистофеля, хотя там
представлена также и смесь обоих существ. Вероятно, можно сказать, что в Фаусте I представлен более аспект люциферический, а в Фаусте II больше ариманический.

И, наконец, на Земле, где мировой порядок далее превратился в ощущаемый мир, в образование индивидуальных живых существ, также и эта сила противоборствующими духами частично обращается в её противоположность, в мировую неощущаемость, в разрушение всех живых форм. Не является ли то, что сегодня проявляется как сила атома, провозвестником этой третьей силы?

Так в генетическом развитии Земли проявляется не только природа и надприрода, но также и
подприрода (см. рис. 1).

Всё описанное выше представляет собой только выборку из сообщений, сделанных Рудольфом Штейнером в своих многочисленных сочинениях и лекциях.9

Комментариев нет:

Отправить комментарий