понедельник, 18 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. VIII. СУЩНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА


Из всего сказанного становится очевидным, что оказание влияния на различные состояния здоровья и болезни требует в качестве предпосылки обширное знание человека. Кроме этого, встает вопрос, каким образом могут быть эти состояния изменены или нормализованы.

Врачи однажды спросили Рудольфа Штайнера, почему какая-нибудь субстанция становится
лекарством. Он дал следующий ответ; «Вследствие очеловечивания субстанции». Этот ответ вызывает множество размышлений, нужно вжиться в глубину бытия, чтобы его более-менее понять.

Из представления истории Творения можно вспомнить, что носителями всех субстанций природных царств являются элементарные существа, и человек отвечает за то, будут ли при обработке эти субстанции таковы, что эти элементарные существа будут вызваны из субстанции, или, рассерженные отсутствием в человеке интереса и его неразумностью, ещё сильнее свяжут себя с субстанцией. Эти факты всегда должен осознавать будущий изготовитель лекарственных средств.

Но как действует лекарство, когда его принимает больной?

В главе «Корни медицинской науки» было сказано, как в античном мире при содействии врача человек приводился в храмовом сне к созерцанию образа Изис, в сферу божественной мировой мудрости.

В образе Изис египтяне представляли исполненную мудрости Мировую Душу, макрокосмический образ души человека, какой она ещё до грехопадения сияла в своей первоначальной, божественной чистоте – это был праобраз космически чистого душевного тела. По этому образу Творенья больной мог скорректировать свое астральное тело и, тем самым, вернуть утраченное равновесие, когда он возвращался в тело. Этот проводимый жрецами процесс приносил выздоровление. — Это была совершенно эзотерическая медицина.

Переход к экзотерической медицине Гиппократа, который лечил уже субстанциями, как было описано выше во второй главе, составляют мистерии Асклепия в Греции.

Тела людей становились всё более плотными, взаимосвязь тела с душой все прочнее. Жрецы больше не имели власти, чтобы вести душу в духовном мире; они также и во сне не могли больше поднять душу в сферу видения Изиды. Однако больного все ещё после определенной подготовки приводили в состояние сна. Душевное тело, которое во сне возвращается в космос, распространяется в духовности, стоящей позади природы; вместо Изиды являлась Персефона, богиня природы. Жрец наблюдал сны пациента. Если душа сильно внедрена в тело, то пациенту снится его болезнь. Если душа более освобождается от тела, то ему снится лекарство. Посредством таких духовных наблюдений врачи-священники изучали связь между диагнозом и терапией. Не из эмпирики было получено древнее знание о природных лекарственных средствах, но из духовного наблюдения. Древняя мудрость ещё и сегодня живёт в некоторых инстинктивных знаниях о лечебных силах растений и минералов. - Существуют древние свидетельства о таких снах как лечебных средствах (Александр Великий).

Сегодня мы ещё глубже сошли в телесность. От нас отдалился высокий праобраз чистой
одухотворённой силы души. Сегодня мы лечимся только субстанциями и действие их прослеживаем только на самом нижнем уровне химико-физиологических процессов. Но духовный исследователь Рудольф Штейнер обратил наше внимание на то, что и сегодня мы для поддержания своего здорового человеческого бытия нуждаемся в этой связи с космосом. - Помогают нам в этом элементарные существа, ночью, когда мы спим. - То, что делали когда-то ученые мудрецы-священники, сегодня делают элементарные существа, когда они выходят из правильно обработанной руками человека, очеловеченной субстанции, они ночью переносят душу больного в сферу космических формирующих сил, которой он один больше не достигает.22

Представление, что человек является как бы ретортой, в которой, благодаря добавлению так
называемого лекарства, вызываются изменения в направлении выздоровления в физико-химическом смысле, является неправильным. Правильнее сказать, что наше существо во сне корректируется мировой мудростью, и мы обязаны этой возможностью элементарным существам, о которых при изготовлении лекарства заботливо думают и кому содействуют.

Духовнонаучное исследование, посредством познания связи космоса, Земли и человека, даёт в руки врачу возможность достигать дифференцированного и целенаправленного действия через субстанции; но он лечит не только посредством субстанции, а в принципе духом субстанции. Он может сегодня узнать, когда он смотрит на Творение своим духовным взором, что мир и человек некогда были единым целым, и что в ходе развития природные царства выделились из своего первоначально ещё макрокосмической) существа, чтобы дать человеку возможность стать человеком. А также он знает, что мир - это часть его самого, и что каждый камень, и каждый куст, и каждый зверь затрагивает в нашем существе родственные
струны.

Каждое из природных царств обращается к особому слою нашего существа. В этом смысле
минеральная субстанция обращена к нашему «Я», растительная субстанция - к душевному телу, животная субстанция — к жизненному телу, и человеческая субстанция — к физическому телу (аутогемотерапия, нозо-ден-терапия, переливание крови, имплантация).23

Также для каждого отдельного заболевания знающий духовную науку врач может найти
субстанцию, которая лечит именно эту специфическую болезнь. Парацельс называл эти поиски лекарственных средств «чтением книги природы » и обозначал понятием «сигнатура». На этом пути Рудольф Штейнер вместе с д-ром медицины Итой Вегман основал медицинскую науку, которая приносит исцеление, а не только устраняет симптомы.24

Рассматривая с этой наблюдательной вышки субстанции сегодняшней химиотерапии, убеждаются, что эти субстанции представляют собой нечто совершенно иное. Здесь человеческий интеллект постоянно изобретает новые субстанции, на которые человеческий организм реагирует самым различным образом. Эти субстанции вносят в организм чуждые ему влияния, они внедряются на место деятельности собственных членов существа и означают, поэтому, во многих случаях паралич определённых собственных жизненных процессов, так что этим, например, временно уменьшается восприятие боли, но это не является истинным исцелением. Кроме того, эти субстанции остаются как шлаки в человеческом организме и придают жесткость его жизненному телу. Постепенно происходит отчуждение физического тела в отношении действия высших членов, физическое тело получает некоторую самостоятельность, а тренированный наблюдатель замечает начинающееся изменение существа, поскольку высшие члены лишаются своей почвы.

Все эти субстанции происходят из области каменноугольных смол и родственных сфер. По
существу, они не принадлежат ни к каким природным царствам, а образуют сферу, которая не имеет непосредственного отношения ни к природным царствам, ни к человеческому организму.

Уже в «Учении о субстанции»25 и в «Учении о питании» шла речь об этой отраженной области природного спектра субстанций. Мы повторим это ещё раз, чтобы сделать наглядным существо химических лекарственных средств.

Растение — это существо, которое коренится в минеральном царстве Земли, затем в своей
лиственной области поднимается к мировому дыханию и затем в цветке изливается во Вселенную. Здесь образуются аромат, цвет, мёд, масло и лекарственные вещества, это как бы разговор растительного существа, являющегося посредником между Землёй и Космосом. Когда в результате особых геологических отношений растительная субстанция не переваривается землёй в гумус, но при которых она мумифицируется (об этом ещё будет идти разговор), то образуются залежи торфа, бурого угля, каменного угля и нефти - все субстанции, которые делают возможной сегодняшнюю цивилизацию. Особая субстанция в этой области - это каменноугольная смола. Она проявилась только тогда, когда в Англии приступили к сухой перегонке угля, чтобы получить таким образом газ для освещения и отопления города.
После отгонки газа остается кокс и, кроме того, тягучая субстанция, смола. Долгое время эта субстанция являлась тяжелым грузом для газовых фабрик, которые ничего другого не придумали, как вывозить её в отвалы, и вскоре заметили, что в окрестностях погибает вегетация. Почти полстолетия продолжалось это, пока самые знаменитые химики того времени не нашли применение для смолы. Это становление подробно описано в «Учении о субстанции», здесь же следует только отметить, что из этого производства смолы были получены такие химические лекарственные средства, которые сегодня распространены по всему миру.

Для наглядности приведем ещё раз рисунок того, как развитие растения, двигаясь вниз, переходя через биологическую нулевую
точку, превращается в каменноугольную смолу. Из неё человеческий интеллект начаровывает зеркально отраженную область синтетических лекарств, синтетических духов, синтетических красок, подсластителей и область минеральных масел. Создаётся впечатление, что вверху, в естественном сглаживании между живыми и подвижными полярностями, в бесконечных метаморфозах между Небом и Землёй лежит биологическая область динамической действительности. Напротив, образно говоря, подземная область химии смол представляется как отраженный образ того, что Космос создаёт динамически. «В этой подземной области господствует не динамика, но статика атомного мира, мира исчисляемых явлений. Несмотря на исчисляемость явлений, этот мир не может представляться нам более реальным, чем зеленеющие, цветущие и плодоносящие растения».

С этими смоляными субстанциями человек создал элементарных существ, целью которых является овладеть им. До сих пор речь шла только об элементарных существах божественного происхождения, способствующих земному развитию человека. Но в этом случае человек сам притягивает элементарных существ, которые происходят от сил зла и им служат.

Само собой разумеется, что автор сознает, что всё это развитие необходимо, и что человеческому духу суждено познакомиться со сферой этих подземных сил; но человек должен снова и снова сознавать, что он может властвовать над ними и использовать на благо человека, только если поймёт их истинную природу. Наша цивилизация не мыслима без этого царства, но высший человек не должен погибнуть в нём.

Человек может только спускаться в эту область, названную нами «подприродой», - с чем связано ещё многое, что здесь не может быть описано, - когда он благодаря пониманию «подприроды » осознает меру и ответственность за применение этой «подприроды » в жизни. Тем самым необходимо было показать, как существо истинного лекарственного средства тесно связано с позицией человека по отношению к субстанциям природных царств. Быть может, это покажется сегодняшним европейцам фантастическим, всерьез относиться к духу природы; но истинный прогресс требует от нас искать с ним связи, ибо вводит нас во сне для нашего выздоровлению исцеления в царство ангелов и выше. Современный человек должен научиться, хотя и благоговейно, но с ясным познавательным настроем взирать на духовные взаимосвязи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий