пятница, 23 мая 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. Кислород


На вопрос, где мы находим кислород, мы тотчас даем ответ: в воздухе. У нас в крови заложено стремление к кислороду, и мы думаем, что мы усваиваем его только из воздуха посредством дыхания. Но содержание кислорода в воздухе всего 20 %, и позже мы покажем, что другое вещество, составляющее 80% всего состава воздуха, не менее важно для дыхания.
Стремление к кислороду имеет в своей основе стремление к жизни, поскольку без кислорода невозможна никакая жизнь. Но только ли в воздухе находим мы этот носитель жизни, где он содержится в столь малых количествах? Если мы всмотримся в водные массы Земли, моря, большие и малые реки, то мы найдем в них колоссальный резервуар кислорода, поскольку вода содержит 89 % кислорода. Здесь мы находим источник жизни для всего растительного
покрова Земли. Плодотворный дождь, оживляющие ландшафт потоки воды в ручьях обязаны своими жизненосными свойствами содержанию в воде кислорода. Без воды на Земле не было бы жизни. Растение, состоящее по большей части из воды, само является, в некотором смысле, организованной водой, то есть организованной жизнью. Также животное и человек, поскольку они суть живые существа, участвуют в мировой жизни, носителем которой является вода, соответственно кислород.

Но какого рода эта жизнь? Поскольку здесь говорится о жизни, имеется в виду живое строение, как оно проявляется в природе в ростках и побегах. Кислород является носителем этой земной жизни. Когда новорожденный с первым вдохом самостоятельно усваивает кислород, он становится гражданином Земли. Так кислород «оживляет» все области земного. Он - выражение материализационной силы в живом, когда весной появляются ростки и побеги, сок в деревьях устремляется вверх и проявляется многообразие листвы и травы.
В этом смысле кислород выступает как антипод «огненного вещества», мы познаем «огненное вещество» как носитель «существа», поскольку на его волнах происходит истечение и распыление растения в мировые дали. Полярно противоположное происходит под действием кислорода. Таким образом, желая говорить ~ опять же в смысле Гёте — на языке существа и явления, кислород является носителем тех сил, которые существо приводят к проявлению. Весной, когда все в природе прорастает и пускает побеги, идея растительного мира начинает воплощаться, и летом, когда растение цветет и плодоносит, она достигает высшей точки видимого бытия. Существо исчерпывает себя в явлении. Когда же растение отцветает, преходит, высыхает, и, наконец, о него остается только семя, существо растения
покидает видимое бытие для того, чтобы следующей весной посредством этого семени снова вступить в явление.
Этот удивительный ритм между существом и явлением, между цветением и прорастанием семени, между расширением и сжатием есть прафеномен гетевского учения о метаморфозе. Хотя сам он этого не высказывал, но нетрудно познать, что гетевская метаморфоза листа, разыгрывающаяся в постоянном ритме от сжатия к развертыванию, является малым ритмом, который заключен в грандиозный ритм между обоими полярностями существа и явления.
Этот ритм, инструментом которого являются действующие силы огненного вещества и кислорода, также отражается в этом феномене, который связан с взаимным переходом друг в друга красящего вещества и лейкотела. Какое-либо красящее вещество, помещенное в пробирку, мы можем нейтрализовать посредством огненного вещества (солянокислый раствор хлористого олова). Раствор красящего вещества становится бесцветным. Что произошло?
Существует две возможности: либо разрушилось красящее вещество - как это, например, происходит при обесцвечивании хлором, - либо цвет перешел на невидимую ступень существования. Если это справедливо, и обесцвечивание обусловлено огненным веществом, тогда возможно посредством кислорода или кислородотдающих реагентов, как, например, перекись водорода, снова восстановить цвет. Это действительно достигается посредством капли перекиси водорода. Цветовая химия говорит в этом случае о лейкотеле, бесцветном, которое образуется из красящего вещества посредством восстановителя.
Посредством окисления из лейкотела восстанавливается снова красящее вещество. Этот процесс находит техническое применение при кубовом крашении. Если, например, мы хотим выкрасить в цвет индиго, это невозможно сделать непосредственно, из-за нерастворимости индиго. Поэтому сначала делают кубовое индиго, то есть восстановители переводят индиго в растворимую и бесцветную форму. Затем льняную материю пропитывают этим бесцветным раствором индиго и вывешивают на проветриваемом месте. Тогда благодаря кислороду воздуха вначале бесцветный лен постепенно становится голубым.
Соответственно своему характеру носителя жизни, сам кислород вносит в минеральную природу движение, то есть химическую активность. Он соединяется почти со всеми веществами и тогда только они становятся пригодными для химических реакций. Кремний, кальций и другие элементы, например, становятся химически активными только образовав соединения с кислородом, который способен переводить их в силикаты, известь и другие вещества.
Откуда кислород получил свое название? Почему он называется кислородом? Было обнаружено, что определенные вещества на высшей ступени окисления приобретают кислый характер. Так, например, окись марганца является металлическим основанием и поэтому в соединении с серной кислотой образует сульфат марганца:

                                         МnО + H2SO4 = MnSO4 + Н2O

Напротив, марганцевый ангидрид является кислотой (правильней сказать, кислотообразующим веществом) и поэтому, соединяясь с щелочами (калийный щелок), образует марганцовокислый калий:

                                        Мn2О7 + 2 КОН = К2Мn2O8 + Н2О

Помимо того, что это явление практически ограничено металлами, принадлежащими группе железа, некоторые из сильных кислот, как, например, соляная кислота, не содержат кислорода. Поэтому неясно, почему кислород из-за этого своего несущественного свойства образовывать кислоты должен иметь такое характерное имя? Каково же должно быть истинное его имя? С учетом того факта, что он составляет большую часть (90%) веществ, содержащихся в воде, и является ее действующим элементом, именно для кислорода подошло бы название «водорода>>. Но поскольку это могло бы привести к путанице, пусть он будет называться «жизненным веществом ». Жизнь и вода неразрывно связаны друг с другом на Земле.
В углеводах ритм взаимодействия между огненным веществом и жизненным веществом, между существом и явлением, между расширением и сжатием, в каждой стадии более или менее фиксируется посредством земного вещества (углерода). Когда земное вещество достигает максимума своего действия, то ритм прекращается и углевод застывает, как это мы видим в целлюлозе, в одеревеневших частях растения. Если, с другой стороны, огненное вещество достигает максимума своего действия, тогда углевод становится более или менее бесформенным, как мы это наблюдаем в сахаре и последующих свободных формах; он излучает, источает аромат, расширяется.
Когда мы рассматриваем углевод как взаимодействие углерода, огненного вещества и жизненного вещества, то следует еще раз подчеркнуть, что речь идет не об атомистической комбинации этих трех веществ, но скорее о взаимном проникновении мировых свойств, которое является последней причиной образования единства: крахмала и его метаморфозы. Лишь когда это единство разрушено, из живого организма как «трупы» выпадают эти три вещества. Следовательно, когда мы говорим в этой связи об углероде, жизненном веществе и огненном веществе, мы имеем в виду духовные праформы этих веществ: мировые образующие силы, мировую жизнь и мировой огонь. Возможно предположить, что вещества
Земли представляют лишь материальную форму бытия их существа и что в них вступила в явление также идея, наподобие того, как идея прарастения выступила в метаморфозе наших земных растительных форм.

Химически-силовой символ углевода можно представить в следующей форме:


Жизнь раскачивается между обликом и огнем, между застыванием и растворением. Когда жизнь склоняется к растворению и связывает себя полностью с ним, мы получаем воду, «растворяющую жизнь» (Н2О); когда жизнь склоняется к отвердению и полностью связывается с земным веществом, тогда мы имеем углекислый газ (СО2) как «застывшую жизнь». Таким образом, наши химические формулы получают новую реальность.
В этом смысле углеводы мы можем назвать «сформированная, опаленная мировая жизнь».
Можно предположить, что три мировых качества, взаимодействующие в углеводах, с различной интенсивностью проявляются в трех своих метаморфозах: крахмале, сахаре и целлюлозе. Эта мысль не нова, ибо она установлена посредством феномена аллотропных модификаций различных неорганических веществ. Например, белый фосфор активен, самовозгорается на воздухе, ядовит, светится, в то время как красный фосфор неактивен, неядовит, так сказать, мертв. То, что на этом примере в видимой форме воспринимается в неорганическом веществе, в еще большей степени справедливо для флуктуирующей
ткани еще не материальных сущностей. Поэтому крахмал мы можем определить как углевод, в котором на передний план выступает жизнь, тогда как в сахаре перевешивает активность огненного вещества; и, наконец, в целлюлозе перевес остается на стороне сил, формирующих мир. Эти три метаморфозы можно выразить посредством следующих символов:

Когда сегодняшняя химия описывает целлюлозу как приумножение молекул крахмала, полученное посредством полимеризации, то это также является выражением первично присутствующей реальности уплотняющих мироформирующих сил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий