воскресенье, 18 мая 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. 5

III. НОВЫЕ ИДЕИ О ПРЕЭКЗИСТЕНЦИИ ДУХА

Для того чтобы найти потерянную и сегодня недостающую часть истины в естествознании, нет необходимости пытаться снова воскресить давно ушедшую мудрость в прежней форме. Такая попытка была бы невозможна без обращения к вере. Но дух нового времени стремится от веры к знанию. И встает вопрос: существуют ли методы исследования, позволяющие сделать доступными знанию истины, о которых повествуют древние мифы? По меньшей мере, возможно ли все более проникаться внутренней уверенностью в существовании сверхчувственной реальности, которая может также удовлетворить и нашу
научную совесть?
Древние способности ясновидения превратились в человеческий интеллект. Силы макрокосма, извне управляющие человеком, отступили перед нашими возрастающими внутренними душевными силами. Но с образованием критического рассудка не достигнут ли конец человеческого духовного развития? Или это лишь скромное начало совершенно новой эры? Не кажется ли, будто бы должны прорасти семена совершенно новых человеческих способностей?
Можно дать дальнейшее освещение этим фактам посредством примера. Хотя более чем столетие минуло со времени окончания деятельности Гете, следует признать, что именно в отношении глубочайших законов жизни Гете обладал более широким воззрением, чем это можно найти в сегодняшних естественнонаучных изысканиях. Материалистам из среды ученых может казаться, что это можно опровергнуть, но гений часто бывает понят спустя столетия после своей смерти. Его так охотно критикуемое учение о цвете, а также другие его естественнонаучные основополагающие труды отчетливо показывают рождение этой новой способности. С редкой для него резкостью оппонирует он Ньютону, борясь против его чисто интеллектуального способа объяснения света. Представление Ньютона, что открытые волны и есть сам свет, и его положение, что свет состоит из цветов, должно было вызвать у Гете горячий протест. Для него волны были лишь физической манифестацией света, вечного, неделимого света, который, взаимодействуя с тьмой,
являющейся также сущностной, а не просто пассивным отсутствием света, производит цвет. Как человеческое тело, описываемое анатомами, является лишь физической частью вечного человеческого существа, так существо света для Гете далеко возвышалось над сферой, в которой могут быть измерены волны. Он знал также о моральных качествах света, о его «деянии и страдании», результатом которых как раз является цвет. Гете снова рассматривает тотальность. Его наблюдения всегда направлены на природу в целом. Он
мыслит не статично, но динамично, в полярностях и метаморфозах. Со всей силой своих чувственных возможностей он изучает, так сказать, физиогномию природы, и она открывает ему больше, чем может дать изучение ее посредством меры, числа и веса. Когда мы видим улыбку на лице друга, нам показалось бы странным измерять у него кровяное давление или производить анализ мочи, чтобы разгадать тайну этой улыбки. Но если мы созерцательно вживемся в физиогномию нашего друга, то мы непосредственно поймем причину его улыбки. Такова позиция Гете по отношению к природе. Это было его
«созерцательной силой суждения».
Во времена Гете было много людей, которые против наступающего материализма во всех областях знания воздвигали и проповедовали идеализм, который нашел свое выражение не только в искусстве и философии, но и благодаря Гете и его последователям заложил новые замечательные семена также и в науке.
«Просвещение» повсеместно воспринималось как атака, направленная на глубочайшие силы человечества. Но обсуждение этого во всех науках ощущалось как задача немецкой культуры. Так, в своей статье «Христианство или Европа» Новалис написал исполненные достоинства слова: «Результат современного способа мышления назвали "философией" и причислили сюда все, что было свойственно древним,... раскованную фантазию и чувство, нравственность и любовь к искусству, будущее и прошлое, поставили человека с необходимостью в ряд природных существ и превратили бесконечную творческую музыку мироздания в однообразный стук огромной мельницы, вращаемой потоком случайностей и
плывущей в нем, мельницы самой по себе, без строителя и мельника, истинно perpetuum mobile, мельницы, перемалывающей самое себя».
Этим охарактеризован способ мышления, который хочет рассматривать только один аспект мира, а именно, механический, и которому гетеанисты пытаются противопоставить более живой, чтобы познавать природу не только как физически-материальный осадок. Их целью является более глубокое исследование живого во Вселенной и человеке, вплоть до видимых феноменов.
Последователи Гете пытались эти методы исследования развивать дальше. Философ Пройсс, которого можно к ним причислить, учил о единстве духа и вещества. По его представлению, вещество — это не что иное, как дух на более глубоком уровне бытия. В своем сочинении «Дух и вещество» он указывает на эксперименты барона фон Герцеле, частного ученого из Ганновера, сочинение которого «Возникновение неорганических веществ» должно доказывать, что в живом растении непрерывно образуется материя.
Герцеле в этой и еще в других книгах приводит примерно 500 анализов, которыми он показывает, что минеральное содержание семени (калий, магний, фосфор, кальций, сера) увеличивается при проращивании семени в дистиллированной воде. Опыты проводились в фарфоровом сосуде, воздушный фильтр которого для защиты от пыли был закрыт стеклянным колпаком. Соответственно закону сохранения материи нужно было ожидать, что растение, прорастающее в дистиллированной воде, должно сохранить то же содержание минеральных веществ, какое было в семени, из которого оно проросло. Но
анализы Герцеле отчетливо показывают возрастание как общего содержания пепла, так и его отдельных составляющих.
В последующих опытах Герцеле заменяет дистиллированную воду раствором с определенным содержанием соли. Он обнаруживает, например, что ростки, прорастающие в растворе с определенным содержанием фосфорной кислоты, уменьшают содержание фосфора в растворе, в них самих фосфора не прибавляется, вместо этого в них наблюдается значительный рост содержания серы. Кажется, говорит Герцеле, что растение в состоянии преобразовывать фосфор в серу. Таким же образом он находит, что в растении возрастает содержание фосфора, если оно растет в питательном растворе солей кальция, и что в растении возрастает содержание кальция, если оно прорастает в питательном растворе солей магния. Для возрастания содержания магния используется углекислота. В последнем случае семена прорастали на сетке из платиновой проволоки, помещаемой в камере, в которую было введено определенное количествоуглекислоты. В сосуд при этом была налита дистиллированная вода. Из обширного статистического материала, полученного в ряде этих опытов, для иллюстрации сказанного можно привести следующие
цифры.
Без добавления углекислоты
Магний до опыта         магний после опыта
I        0.007                         0,022
II       0.008                         0.036

С добавлением углекислоты
Магний до опыта         магний после опыта
I        0.012                         0.062
II       0.014                         0.110

Герцеле полагает, что посредством этого ряда опытов найден генетический ряд от углекислого газа через магний, кальций, фосфор к сере.
CO2—>Mg—>Ca—>P—>S

Из других серий опытов Герцеле делает вывод об образовании калия из азота
N—>К

Таким образом, представляется, что растение способно преобразовывать вещества, но в
органическом вообще образование веществ является повседневным процессом. Идя далее, можно сказать, что априорное возникновение мертвого вещества невозможно. «Живое умирает, но мертвое не сотворяется». - «Не почва производит растение, но растение почву».

Пройсс говорит об этих исследованиях следующее: «Герцеле доказал своими опытами, что
неизменность химических элементов является фикцией, от которой мы должны отмежеваться, если хотим продвинуться вперед в познании природы».

Это было настоящей трагедией, когда книги Герцеле, появившиеся в 1876-83 годах, были встречены гробовым молчанием, и, наконец, эти книги исчезли вообще. Вряд ли осталось больше одного экземпляра. Если подумать о том, что это время было временем великих открытий, временем, когда Либих и Велер развивали свои теории, в которых феномены биологии нашли свое объяснение посредством атомистического образа представлений, становится понятным, что никто не хотел больше слушать то, что хотел сказать Герцеле.

По результатам опытов, проводимых в течение десяти лет автором, можно сказать, что
доказательства Герцеле в целом вполне научны и ни в коем случае не так фантастичны, как это кажется на первый взгляд. Многие из ряда опытов Герцеле были повторены, и факты, установленные Герцеле, нашли свое подтверждение. Во многих случаях было обнаружено приращение минеральной субстанции, но было установлено также то, о чем в работах Герцеле никогда не упоминалось. А именно, в некоторых случаях количество субстанции уменьшалось. Тем самым результаты работы Герцеле могут быть расширены, и
можно сказать, что растение как производит субстанцию из некой нематериальной сферы, так же, при определенных обстоятельствах, свою субстанцию снова переводит в нематериальную сферу.
Опыты Герцеле, кроме того, оставляют открытым вопрос, действительно ли происходит образование материи, или же только преобразование веществ, усваиваемых растением из углекислоты и азота и принятых в минеральный состав растения. Мои собственные
опыты показывают, что здесь дело в действительно творческом новообразовании материи.
Мои опыты по проращиванию проводились уже более не в открытом сосуде, но в лишенных доступа воздуха закрытых колбах, позже даже в запаянных ампулах, в которые не мог проникнуть ни углекислый газ, ни азот, ни какой-либо другой вещественный агент.
Колбы, соответственно ампулы, теперь взвешивались на аналитических весах.
Если действительно растение образует материю, то следует ожидать, что сосуд с ростком станет тяжелее, поскольку растение имеет вес. С другой стороны, если верно, что в растении исчезает материя, то сосуд с растением станет легче. Хотя мы планируем опубликовать точные условия опытов и все подробности, будет не лишним дать здесь некоторые предварительные сообщения. Не стоит и говорить, что все опыты по взвешиванию проводились со всей необходимой точностью.
С 1935 года для работы использовались весы фирмы Kaiser@Sievers, Гамбург, модель РвР11 с проекционным считыванием и вентиляцией; чувствительность 0, 01мг. Для контроля изменения веса использовался компенсационный груз. Для того чтобы взвешивание сделать независимым от вакуумной корректировки — и, следовательно, от состояния давления, температуры и влажности воздуха — в качестве противовеса использовался стеклянный стакан такого же объема (рис. 1).

 Отшлифованные крышки бюкс плотно приклеивалась к ним посредством рамзай-фетта. Позднее бюксы были заменены 20сс- ампулами, которые после их загрузки запаивались.
Предел погрешности был определен тем, что пустая тарированная бюкса такого же объема
сравнивалась посредством компенсационного взвешивания с обычно используемым противовесом. Во всех случаях предел погрешности не превышал ± 0, 01 мг. Продолжительность опыта ограничивалась, в общем, 14-ю днями, поскольку рост без помех при нормальных условиях заключался в этом временном отрезке.
Взвешивание показало действительно прибавку, а также недостачу веса — а именно, в таких размерах, которые значительно превышали предел погрешности.
Прибавление и убавление веса или, другими словами, возникновение и прехождение субстанции проявляется в ритмической смене как функция времени. На рис. 2 показаны два результата опытов в форме графика, на котором время (в днях от 26 января 1934 года до 22 февраля 1934 года) отложено по горизонтальной оси (абсцисс), а изменение веса, в миллиграммах, по вертикальной оси (ординат), причем исходный вес обозначен нулем.
Интересно, что первый опыт с прибавлением веса до 3, 2 мг проводился в период полнолуния, тогда как второй опыт, начатый 11. 2, проводившийся в новолуние, показал убывание веса до 3, 4 мг. Такие же или подобные этому результаты показали следующие опыты, проводившиеся с 1934 по 1940 годы, в этот период ко времени каждого полнолуния и новолуния велись два, иногда четыре параллельных опыта.


Результаты опытов 1934 года представлены на рис. 3. Из него видно, что ритм, вызванный
чередованием фаз Луны, находится под властью ритма более высокого порядка (ритма смены времен года
или солнечного ритма). Летом (в середине года), как ни странно, динамика кривых угасает.

На рис. 4 приведены семь годовых кривых с 1934 по 1940 год в форме максимально-минимальных кривых. Они вычерчены таким образом, что ординаты максимального и минимального изменения веса кривой полнолуния и соответственно новолуния приводятся к временным точкам проведения соответствующих опытов. Удивительный размах кривой, представляющей 1934 год, не может служить предметом обсуждения в рамках этой книги.
Очевидно, однако, что как лунный ритм подчинен солнечному, так оба также охвачены еще большим ритмом.
При изучении растения мы касаемся сферы, где процессы эмансипированы от механической и химической закономерности и подвержены другим, космическим, влияниям и закономерностям.

Ряд других опытов автора показывает, что даже минеральная материя в своих физических и химических отношениях отражает планетарные состояния. Широкое поле применения капиллярно-динамического метода показывает родство земных субстанций с планетарными явлениями.
Проводимый при этом опыт состоит в том, что раствором определенным образом пропитывается капиллярная сеть непроклеенной бумаги (фильтровальной бумаги). Силы, свойственные некоторой субстанции, в капиллярно-динамическом поле могут обнаруживать себя в цвете и форме. Этот способ дает значительно больше, чем все прочие физические или химические анализы и методы (Колиско).

Следует добавить, что результаты этих исследований не могут быть выражены посредством числа, меры и веса, и что чтение феноменов требует развитого чувства для восприятия качественной стороны явлений. Но, к сожалению, мы склонны только то считать реальностью, что может быть выражено мерой, числом и весом. Это означает отдавать предпочтение Ньютону перед Гёте.

На основании работ Герцеле и продолжающих их работ автора можно сказать следующее:
Закон сохранения материи справедлив только в определенных границах для минеральной природы, и он не может быть непосредственно продолжен в область живого. И поэтому мы не в праве свойства бытия материи в ближайшем к нам окружении проецировать ни в бесконечное прошлое или будущее, ни в пространственную бесконечность. Пожалуй, мы имеем все основания предположить, что материя возникла только как осадок жизни.
Разве не могла жизнь существовать раньше, чем появилась материя, жизнь как результат
существовавшего до нее духовного Космоса? Разве не представляется необходимым догме о преэкзистенции материи противопоставить, наконец, идею о преэкзистенции духа?

Комментариев нет:

Отправить комментарий